Новый импульс развития образования и науки

Принципы модернизации

МАНАТ КАНАГАТОВМанат Канагатов, преподаватель Казахской академии транспорта и коммуникаций им.Тынышпаева, магистр философии:
12 апреля 2017 г. была представлена программная статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Особый интерес для нас представляет то, что в статье был сделан акцент на модернизации образования и сохранении культурно-нравственных ценностей как основном приоритете и направлении перспективного развития Казахстана. Конечно же, это новая установка, которая ставится перед высшим образованием страны, является весьма актуальной и для КазАТК имени М.Тынышпаева. Президент большое внимание уделил также тому, что в системе ценностей образованность станет главной, в том числе отмечена роль культа знаний, который должен быть всеобщим.
Действительно, современные инженерные кадры должны быть людьми с широко развитым кругозором, патриотами, высокообразованными специалистами и, как верно отметил Президент, адаптированными к глобальной конкуренции в сфере знания.
Глава государства обращает внимание общества и на проблему формирования исторического сознания, которое играет важную роль в духовном обновлении общества. В свое время В. Г. Белинский так охарактеризовал сущность истории и исторического сознания: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Для воспитания патриотизма и формирования нового общественного сознания среди студенческой молодежи первостепенную роль играют дисциплины социогуманитарного цикла, в частности «Современная история Казахстана», где отдельный раздел посвящен ценностям «Мәңгілік ел». Идеи «Мәңгілік ел» базируются не только на многовековой мечте казахского народа, но и на результатах развития всех этносов современного Казахстана.
Ни один из факторов в отдельности или даже их совокупность не может обеспечить успешное прохождение третьей модернизации Казахстана без опережающего коренного изменения общественного сознания, что объективно требует создания нового типа образования, где главной целью и идеалом будет формирование личности.
Чтобы нация стала конкурентоспособной, конкурентоспособным должен быть каждый человек. Именно человек, «а не наличие минеральных ресурсов становится фактором успеха нации». В этой связи обозначены такие программы, как «Цифровой Казахстан», «Трехъязычие», «Туган жер», проекты «Духовные святыни Казахстана», «100 новых лиц Казахстана».
С начала учебного года в КазАТК им. М. Тынышпаева осуществляют свою деятельность два студенческих кружка – «Мирас» и «Туған жер – алтын бесігім». Деятельность этих кружков направлена на формирование активной гражданской позиции студентов, углубление знаний студентов об истории родного края, воспитание патриотизма. Руководители кружков проводят экскурсии по историческим памятным местам и музеям города Алматы, организуют встречи с общественными деятелями, представителями творческой интеллигенции.
Для реализации задач, поставленных Президентом, думаем, что в проекте «100 новых лиц Казахстана» должны занять достойное место и работники, внесшие большой вклад в развитие транспортно-коммуникационной отрасли независимого Казахстана. Действительно, новые лица Казахстана, как верно отметил Лидер нации, смогут стать реальными примерами для подражания, героями для наших студентов.
Коллектив КазАТК им. М. Тынышпаева вносит свой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов транспортного сектора страны. Большое внимание уделяется качеству подготовки специалистов: академия обладает хорошей материально-технической базой, обширными международными связями, активно задействованы дистанционные образовательные технологии. Особое внимание в КазАТК уделяется укреплению связей учебного процесса с производством.
Таким образом, социальные инициативы, озвученные в программной статье Лидера нашего государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», придадут новый импульс развитию образования и науки в Республике Казахстан, усилят инвестиции в человеческий потенциал и будут способствовать дальнейшему устойчивому социально-экономическому и духовно-нравственному развитию страны.

ШАЯХМЕТДана Шаяхмет, декан по работе со студентами университета Нархоз:
– В первую очередь нужно, чтобы каждое высшее учебное заведение отдельно понимало, на каком этапе выполнения программы «Рухани жаңғыру» оно находится. Для того чтобы обеспечить реализацию этой программы, необязательно проводить концерты, акции, флешмобы, уводить студентов из аудиторий. Ведь зачастую организация какого-либо концерта происходит во время учебного процесса, студентов срывают с занятий и ведут на репетицию. Подобного в Нархозе нет, наш университет в своей работе со студентами категорически против такого подхода. Потому что о каком уровне знаний можем говорить, когда студентам мы сами намекаем таким образом, что все-таки важнее не занятия, а концерт или флешмоб. Это недопустимо, в первую очередь – учеба. Студент должен четко понимать, что его знания – это его приоритет.
Сейчас остро ставится вопрос об искоренении коррупции в вузах. В нашем университете работает специальная служба безопасности, которая обеспечивает антикоррупционную атмосферу. Не может быть даже намека на то, чтобы преподавателю дали взятку, и даже если студенты дарят какие-то подарки, то преподаватели должны от них отказываться. Это очень серьезный шаг. Как это работает? Очень просто. При найме на работу в отделе кадров каждый преподаватель подписывает антикоррупционное соглашение, в котором очень четко написано, что он несет определенную ответственность и участие его в какой-либо нелегальной деятельности невозможно.
В случае появления спорных вопросов он их передает в экзаменационный центр, который в течение семестра проверяет их. При этом экзаменационный центр никак не связан со студентами.
И еще, в прежней практике многие преподаватели заранее давали экзаменационные вопросы с готовыми ответами, и студенты просто их зазубривали, а потом на экзамене отвечали. Этот формат тестирования критикуется. Мы от этого отказались и постепенно возвращаемся к письменным осмысленным ответам.

Ислам Кураев фото 2Ислам КУРАЕВ Магистрант 1-го курса Казахского национального педагогического университета им. Абая, специальность «Востоковедение»:
В условиях серьезной мировой конкуренции определяющим фактором экономического развития становится инновационный процесс, его скорость, глубина, объем, то есть погружение в научную среду. Сегодня у казахстанской молодежи существенно расширились возможности выбора: чему посвящать и как устраивать свою жизнь. Молодежь должна учиться, умело и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни.
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы уделил внимание и культу знаний. Нурсултан Назарбаев говорит, что стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа. Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем.
И молодежь, занимающаяся наукой, также является неотъемлемой частью модернизационных процессов в Казахстане. Мы сегодня имеем все возможности получать образование, заниматься спортом и наукой, всесторонне развиваться. Поэтому наша молодежь сегодня должна стремиться к совершенствованию, развиваться и развивать свою страну, так как именно она является двигателем прогресса и именно ей строить будущее нашего государства. А «Рухани жаңғыру» – это прежде всего путеводитель, который будет сопровождать молодое поколение на протяжении всего пути.

БЕКОВ ЕРИК СТУДЕНТ КазАТКБеков Ерик Телебалдыұлы, студент 2 курса КазАТК имени М. Тынышпаева:
Сегодня мы, студенческая молодежь, участвуем в зарождении нового этапа в истории Казахстана. Как специалисты транспортной структуры поддерживаем уникальность модернизации технического и общественного сознания программы нашего президента.
Наш Президент в своем Послании возлагает большие надежды на наше поколение, которому предстоит строить новое будущее республики. А для этого в первую очередь нужно перестраивать свое мировоззрение и представление о жизненных и духовных ценностях, стремиться заимствовать и перенимать уникальный опыт и мудрость старшего поколения. Мы должны следовать правилу золотой середины – уметь извлекать из прошлого все ценное и исконное, не утратив при этом своей национальной самобытности и идентичности, не отрываясь от своих духовных корней, богатого культурного наследия.

АЛИЯ САПАРБЕК СТУДЕНТКА 4 КУРСА НАРХОЗАлия Сапарбек, студентка 4 курса университета Нархоз:
С момента внедрения госпрограмм, нацеленных точечно на развитие молодого сообщества, в том числе и программы «Рухани жаңғыру», наконец начали проявляться эффективные изменения в ментальности, поведении и качестве жизни людей, и сильно отразилось на образовательном процессе. Поэтому расскажу немного об этом с призмы восприятия студентов.
Студенты университетов начали совершенно по-иному воспринимать свои учебные заведения и требовать действительно качественного образования, неся ответственность за свой процесс обучения и воспринимая это как что-то «нужное», а не «должное» . Особенно это заметно на примере «Нархоза», какие кардинальные изменения он пережил за последние несколько лет.
Заметно по мышлению, разговорам, интересам и стремлениям поступающих из года в год абитуриентов, по тому какие молодые и амбициозные проекты проявляют себя на рынке, по тому, как формируются действительно качественные казахскоязычные сообщества и клубы, по качеству молодых и амбициозных молодых специалистов, которые выходят на рынок труда.
Все мы – винтики в большом механизме и сами строим государство, в котором живем, растем и развиваемся, так что любое изменение начинается в первую очередь с нас самих.