Обойдёмся без помощи

«Помогаек» в ЦОНах призвали к ответу

В целях усиления контроля за качеством оказания государственных услуг Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции и его территориальными подразделениями совместно с представителями общественности на постоянной основе проводится мероприятие «Тайный покупатель». Все, кто хоть раз так или иначе сталкивался с оформлением документов в спецЦОНах, знают, что здесь предлагают свои услуги так называемые помогайки. Если у вас проблемы с документами или вам некогда стоять в очереди, за определенную плату эти люди все сделают, как говорится, «под ключ».
По информации сотрудника Департамента Агентства по делам государственной службы по Алматы, главного специалиста Управления государственных услуг Шавкета Турдуева, с начала текущего года в мегаполисе был проведен общественный контроль методом тайного покупателя в отделах ЦОН «Госкорпорация «Правительство для граждан» по Алматы.
– В ходе визита в спецЦОН № 2 по улице Майлина, 85, нашим тайным покупателям предложили ускорить услуги по автострахованию и прохождению технического осмотра на автотранспорт за определенную плату, – рассказывает Шавкет Турдуев. – К примеру, гражданка по имени Бота согласилась оказать содействие в получении зеркального номера «636» за 30 тысяч тенге. Аналогичная услуга на автотранспорт за 30 тысяч тенге по содействию в предоставлении номеров повышенного спроса (№ 131, 141, 151, 161, 171) и ускорению процесса оказания госуслуги за 30 минут оказывалась сотрудником спецЦОНа № 2, находящимся на ресепшене. В спеццонах № 3, 4 сотрудники на ресепшене также говорили о возможности получения номеров повышенного спроса за определенное денежное вознаграждение.
Эти примеры, по словам сотрудника ДАДГСиПК по г. Алматы, свидетельствуют о наличии фактов нарушений со стороны услугодателей, способствующих совершению коррупционных правонарушений. По выявленным нарушениям информация была направлена в Национальное бюро по противодействию коррупции по г. Алматы, а также рекомендации в филиал госкорпорации по
г. Алматы. В результате руководство госкорпорации «Правительство для граждан» по г. Алматы привлекло к дисциплинарной ответственности сотрудников, а с некоторыми и вовсе расторгло трудовые договоры.
Подобное мероприятие, по словам сотрудника ДАДГСиПК по
г. Алматы, было проведено и на территории госкорпорации.
– Здесь гражданин по имени Мадияр предложил нам ускорить процесс оказания госуслуги по перерегистрации транспортного средства за пять тысяч тенге. Однако к 18:00 он позвонил и сообщил, что прием документов в ЦОНе закончен, но если мы добавим еще 15 тысяч тенге, то документы изготовят за 20 минут. Подобная ситуация повторилась и в ходе визита в спеццон № 2 по улице Майлина, 85.
В связи с этим департаментом совместно с Управлением собственной безопасности Департамента полиции Алматы и сотрудниками СОБР ДП Алматы проведено мероприятие по выявлению и задержанию лиц, оказывающих посреднические услуги по регистрации автотранспорта и выдаче водительских удостоверений в спецЦОНе № 1. В ходе мероприятия были задержаны семь человек.
Тем не менее визиты специалистов департамента с представителями общественности в спеццоны продолжились. В спецЦОНе № 1 гражданин по имени Максат предложил оказать содействие в получении госуслуги по «выдаче водительских удостоверений» без медицинской справки и результатов теоретических и практических экзаменов. За первичную выдачу водительского удостоверения с категориями В и С в течение одного рабочего дня Максат попросил 55 тысяч тенге и копию удостоверения личности. За дополнительную плату в размере 55 тысяч тенге включит в водительское удостоверение категорию Д. По данному факту информация была направлена в Департамент Национального бюро по противодействию коррупции по Алматы.
Таким образом, в ходе выездных мероприятий были установлены факты нарушения законодательства в сфере оказания государственных услуг и приняты меры для их искоренения.
Анастасия МАЛЫШЕВА