Оздоравливающее мышление

Мы часто слышим о пользе позитивного мышления, но как его культивировать?

25 001

25 002Невозможно ведь проснуться утром с мыслью о том, как прекрасен мир, если ты засыпал раздраженным. Известный российский ученый-психолог, руководитель кафедры клинической психологии Медицинской академии имени И. М. Сеченова Юрий Орлов 30 лет разрабатывал систему оздоровительного мышления. Теперь ее называют русским психоанализом и с успехом используют многие практикующие психологи в своих группах.

Академик Орлов выяснил, что такие эмоции, как обида, вина или стыд, состоят из абсолютно точных умственных операций. И если разложить любую из них на кирпичики, понять, из чего и как она собрана, эмоция перестанет вами управлять. После того как человек проделает эту операцию по разборке в разных ситуациях, с разными людьми, он совершенно точно поймет, что структура у эмоции одна и та же. Все психотерапевтические школы основаны на разделении – есть психолог, а есть клиент. Юрий Орлов предлагает нам самим обучиться работе со своими эмоциями и разобраться с проблемами. Учитывая тот факт, что большинство болезней медицина сейчас склонна относить к области психосоматики, то когда человек «размысливает» свою эмоцию, она перестает быть пусковым механизмом для патогенной реакции. Юрий Михайлович назвал свою систему саногенным, то есть оздоравливающим, мышлением и предлагает всем желающим ей обучиться.

Как устроена обида?
Мы учимся обижаться так же, как учимся жестам, ходьбе и пользованию вилкой. Обида – орудие управления человеческими отношениями, которая действует автоматически.
Психосоматические болезни, возникающие от этой эмоции: опухоли, желудочно-кишечные болезни, гипертоническая болезнь и гинекология. Как именно формируются психосоматические заболевания? Да очень просто! Вы обиделись, а ваш желудок защищает вас от обиды тем, что выделяет кислый сок, хотя вам не до еды. Обида стимулирует приступ язвенной болезни, который облегчает состояние, так как психическая энергия обиды начинает работать в поджелудочной железе, и состояние обиды ослабляется. Энергия обиды, таким образом, преобразуется в боль в желудке. А лечащий врач, не зная этого, назначает диету и что-то говорит о слабости слизистой и наследственности. Ваш организм ведет себя так, потому что вы язвенная личность. А у другого на страже его благополучия стоит желчный пузырь. Он тоже защищает его, например, тем, что в момент обиды, которая была причинена за обедом, закрывает сфинктер. Съедено что-то жирное, казалось бы, выделяй желчь в тонкую кишку, чтобы растворить жир. Но этот «глупый» пузырь закрывается и просто-таки лопается от давления! Ведь печень знает свое дело и не перестает выделять желчь. В приведенных примерах боль в желудке или желчная колика спасают вас от обиды. Но какой ценой! Ценой психосоматической болезни.

Как мы боремся с плохими эмоциями?
За время свой эволюции человек выработал по крайней мере три способа борьбы с собственными плохими эмоциями: сдерживание, переключение и утоление эмоции. Сдерживание – неэффективное средство управления эмоциями, так как связанная в ней энергия ищет другого выхода и найдет повод для своего выражения. Женщина, проглотившая мелкую обиду, не успокоится, пока не устроит крупную сцену ревности по какому-либо ничтожному поводу или намеку о прошлых увлечениях мужа. Этого не произошло бы, если бы обида не сдерживалась. Слабое чувство зависти к партнеру может вылиться в донос на него в налоговую инспекцию. Оказывается, что самое лучшее для окружающих, если сдерживаемая эмоция у этого человека превратится в симптом психосоматической болезни. По крайней мере, не наносится прямой вред окружению! При этом вместо переживания эмоции, например обиды, этот человек переживает симптом болезни, что вызывает сочувствие окружающих.
Ослабление сдерживаемой эмоции может достигаться посредством переключения на увлекательное дело. Они отвлекают ум от праздной работы, чем уменьшается вероятность возникновения нежелательных эмоций в период досуга. Когда я играю в баскетбол или в теннис, мне не до обид или стыда. Когда хозяйка с увлечением делает торт или доводит до блеска декоративную посуду в старом шкафу, у нее на это время утихают мысли, порождающие обиду или ревность.

Саногенное мышление
Нетрудно понять, что если мы знаем, как устроена любая машина, мы можем ею управлять. Умственная машина – не исключение. Мышление, как и всякое поведение, осуществляется по определенным программам, которые связывают воедино все умственные действия. Осознание этих программ делает возможным бессознательные акты мышления сделать сознательными и контролировать.
Условия возникновения обиды: связывающие чувства, подобие, соглашения и место. Давайте рассмотрим эти условия подробнее.

Подобие
Чтобы обижаться, нужно признавать обидчика подобным себе. Я не буду обижаться на ненормального или на постороннего человека, выкрикивающего на улице гадости. Но если это друг, возлюбленная, жена, мать, брат, то я могу обидеться. Обидчиками являются, как правило, близкие и друзья, любимые. Обида поражает любящих.

Соглашения
Следующим условием обиды является наличие устоявшихся отношений и каких-то соглашений, существующих явно или предполагаемых по умолчанию. Если я считаю этого человека другом, то по умолчанию признается, что он делится со мной своими проблемами, оказывает помощь, старается выделять меня перед другими. Если же он этого не делает, я могу обидеться. Если муж вопреки устоявшейся традиции, придя с работы, не поцеловал жену, это может быть поводом для обиды.

Место
Когда мы задаем себе вопросы «откуда?» или «где?», то речь идет о месте. Вещь всегда локализуется в определенном месте. Каждый из нас живет в двух местах: в реальном и идеальном, воображаемом мире, в прошлом и настоящем. Обида может возникнуть не только в реальном, но и в воображаемом общении. Вы вспоминаете, как три недели назад с вами обошелся ваш друг, и сердце болит от обиды. Следовательно, обида может производиться мыслями о прошлом общении. А мысль «Он будет так же вести себя» порождает обиду, извлекая ее из будущего, которого еще нет. Места разные, а результат один – обида. Программа этой эмоции может быть разной: у одного она сжимает сердце, а другого выгоняет желчь в тонкую кишку.

Структура обиды
Общение человека с другим человеком состоит из серии последовательных актов предвидения того, как другой должен вести себя в данной ситуации. Чтобы приспособиться к другому человеку, наш ум автоматически строит прогноз о его поведении, приписывает ему определенную программу поведения. Ошибка в таком акте приписывания программы и вызывает боль. Для осознания структуры обиды нужно будет ответить на вопрос о том, каковы те автоматические умственные действия, в результате которых вырабатывается обида? Разберем эту ситуацию детально от первого лица. Я обиделся. В обиде можно выделить три элемента.
 Мои ожидания относительно поведения другого человека, ориентированного на меня; нам уже ясно, что в этих ожиданиях мой ум моделирует то, как он, обидчик, должен был бы вести себя применительно ко мне.
 Акт восприятия поведения другого, которое неблагоприятно отклоняется от моих ожиданий в неприятную для меня сторону.
 Умственное действие сличения моих ожиданий и реальности, то есть оценка этого поведения путем сличения с моими ожиданиями; в результате – «разорванность» моей души. Именно это причиняет страдание, именуемое обидой. Следовательно, ум сам вырабатывает эту эмоцию.
Если мы будем дальше развивать нашу ментальную технологию обиды, то можем конкретизировать наши выводы. Очевидно, обиды не будет, если мой ум перестанет:
 строить нереальные ожидания, то есть он не будет ошибаться в предвидении поведения другого; за ошибки мы платим различную цену. Если бы я смотрел на лестницу как на одушевленное существо, то, наверное, обиделся бы, растянувшись на полу, если бы там не оказалось одной ступеньки;
 придавать особое значение своим ожиданиям, не будет связывать с приписываемым другому человеку поведением какие-то удовлетворения, радость или свое благополучие;
 оценивать поведение другого, то есть сравнивать наблюдаемое поведение другого человека с моими ожиданиями, даже если они и ошибочные и нереалистичные. Это потребует от меня осуществить требование Спасителя «не судите…».
Если я в состоянии осознать и выполнить три первых требования, то окажется, что меня обидеть невозможно именно потому, что просто я принимаю другого таким, каков он есть.

Как ослаблять обиду?
Ключ 1. «Как должен был бы вести себя обидчик, чтобы я на него не обижался?»
На этот вопрос легко ответить, так как мы все хорошо знаем, чего хотим от другого человека. В результате ответа, желательно письменного, на этот вопрос бессознательная программа поведения другого становится для меня осознанной. Ведь размышление над ответами на подобные вопросы и составляет основу саногенного мышления, которому вы учитесь. Рассмотрим, как работает этот ключ 1.
Девушка жила вместе с очень обидчивой матерью и страдала от комплекса вины, потому что не соответствовала ее требованиям. После сеанса саногенного мышления мать согласилась составить перечень требований, которые она предъявляет к дочери. Три вечера она писала списки, а на четвертый помрачнела, порвала их и выкинула. Женщина поняла, что ни одна дочь в мире не может соответствовать таким завышенным ожиданиям! Бессознательная программа вышла на уровень сознания.
Ключ 2. «Насколько мои ожидания относительно поведения другого реалистичны?» Спросим себя конкретно: «Как часто поведение этого человека соответствовало моим ожиданиям»? И, наконец: «Может ли вообще этот человек поступать так, чтобы его поведение соответствовало моим ожиданиям?»
Отвечая на эти вопросы, лучше письменно, мне придется удивиться тому, насколько я нереалистичен, эгоистичен и склонен к тирании с близкими мне людьми.
Ключ 3. Теперь настала минута подумать, откуда взялись эти ничем не подкрепленные ожидания? Где я им научился? Представление о роли и ролевых ожиданиях дает мне возможность легко предвидеть, как будет или должен поступать тот или иной человек по сценарию, связанному с этой ролью. Если это – жена, то мои ролевые ожидания иные, нежели если когда эта женщина – моя сестра или любовница. Если другой человек – мой сын или мой отец, то мои ролевые ожидания, связанные с сыном или отцом, позволяют предвидеть, как они должны будут обращаться со мной. В свою очередь другой человек, приняв определенную роль, ведет себя в соответствии с ее программой, и мне легко предвидеть его поступки, если я знаю, какую роль он играет. Эти стереотипы поведения существуют в культуре и программируют мои ожидания в общем виде, без учета индивидуальности человека и неповторимости отдельной ситуации.
Ключ 4. Поставить себя на место обидчика. Каковы его мотивы? Его поведение отклоняется от моих ожиданий потому, что у него кроме меня есть другие интересы, намерения и желания. Каковы они? Запишите свои мысли по этому поводу.

Принятие другого человека таким, каков он есть
После того как вы записали ответы на все перечисленные вопросы, вы уже поразмыслили над своими ожиданиями и многое поняли. Осталось одно – принять другого человека таким, каков он есть, а не таким, каким вы хотели его видеть. Судить другого человека – значит совершать глупость, ошибку, ибо приходится сравнивать личность с чем-то безличным, с некоторым стандартом. Тот, кто понимает это, может легко отказаться от сравнения. Выражение: «Не судите, да не судимы будете» не относится к категории нравственных, оно исключительно физиологично, так как, культивируя обиду на другого человека, вы провоцируете развитие психосоматических болезней в своем организме. Для саногенного очищения памяти не нужно стараться забыть обиды. Достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить ситуацию прошлой обиды, вспомнить и обдумать все ее элементы в соответствии со структурой, которая тебе уже известна: свои ожидания, поведение другого. Воспроизведение состояния обиды без повторного ее переживания как раз и приведет к угасанию эмоционального заряда, связанного с подобными ситуациями. Таким образом ты очищаешь свою память от обид прошлого и в результате становишься необидчивым в настоящем.
Ольга АКСЮТИНА