На пути к полной цифровизации

На вопросы газеты отвечает директор департамента «ЦОН» филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Алматы Асель Мамажанова

5 001

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Новые возможности развития и условия четвертой промышленной революции» Нурсултан Назарбаев определил ряд задач по интеграции информационных систем государственных органов. Одной из поставленных задач определено создание «умных городов» для «умной нации». В этой связи одной из основных стратегических задач госкорпорации «Правительство для граждан» является переход на цифровой формат обслуживания граждан и бизнеса. На вопросы газеты отвечает директор департамента «ЦОН» филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Алматы Асель Мамажанова.

5 002– Асель Ерболовна, в ЦОНах ежегодно увеличивается перечень оказываемых услуг, и граждане привыкли к тому, что не надо бегать по различным городским инстанциям в поисках нужного документа, все находится в одном месте и при этом нет нужды отстаивать долгие очереди. Сколько видов услуг сейчас оказывают наши ЦОНы?
– По Алматы функционирует 17 ЦОНов, или, как мы их называем, фронт-офисы госкорпорации «Правительство для граждан». ЦОНы осуществляют прием заявок и выдачу результатов по 621 виду услуг, определенных в госреестре. Полным циклом «фронт-бэк-офис» мы предоставляем услуги в сфере социальной защиты, земельного кадастра, технического обследования недвижимости и регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной госрегистрации. При этом постоянно растут спектр и качество оказываемых услуг.
Например, благодаря продуманному зонированию сектор ConnectionPoint и выдача документов были расположены на первых этажах, а операционные залы – на втором. Данные изменения облегчили гражданам получение услуг и помогли распределить потоки услугополучателей. Все фронт-офисы оснащены пандусами, кнопками вызова и табличками брайля.
Помимо этого, с марта прошлого года запущен сервис «Сурдо-онлайн» для оказания услуг лицам с проблемами слуха и речи.
В итоге за 2017 год нами оказано более четырех миллионов государственных услуг, из них более половины – в электронном формате.
– Вы хотите сказать, что через ЦОНы Алматы прошло такое большое количество граждан?
– Необязательно через ЦОНы, наши сотрудники выезжают на дом к людям с 1-й и 2-й группой инвалидности, в шести родильных домах и перинатальном центре для удобства рожениц также размещены наши сотрудники. При этом часть услуг оказывается через электронный портал. Перед Новым годом был запущен пилотный проект по оказанию в проактивном формате услуг по рождению ребенка.
Отправить по телефону можно и номер счета для оформления пособий по рождению, и данные для постановки на очередь в детский сад. Заявителю останется только забрать готовое свидетельство о рождении или заказать его доставку на дом.
Также внедрен сервис оказания электронных услуг посредством одноразового СМС-пароля, в настоящее время возможно получить 30 видов электронных услуг. Помимо этого, благодаря принципу экстерриториальности у жителей нашего города появилась возможность оформления водительских удостоверений в обычных, не специализированных ЦОНах.
Также для удобства клиентов наши сотрудники предоставляют услуги в Алматинском филиале АО «Казпочта», в Жилстройсбербанке, в АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». В трех ЦОНах города работают секторы по обслуживанию инвесторов.
– Не тесновато ли при таком потоке народа?
– С ростом числа услуг и расширением территории Алматы укрепляется и наша материальная база. В прошлом году при поддержке акимата Алматы центры Алатауского и Наурызбайского районов разместились в новых зданиях. В ноябре прошлого года был запущен сектор спецЦОНа по регистрации и снятию с учета автомашин по адресу: ул. Майлина, 85. Ранее там было помещение в 300 кв. м. Сейчас мы его расширили до 1300 кв. м, также увеличен ангар по сверке автотранспорта. Если в прошлом здании мы обслуживали 200–300 граждан, то теперь доходит до 600. Тем самым мы ожидаем, что нагрузка с «большого» спецЦОНа уменьшится.
– Какие главные достоинства ЦОНов вы можете обозначить?
– Положительными качествами корпорации «Правительство для граждан» стали обеспечение равного доступа и создание возможности в одном месте получить услуги по изготовлению документов различных органов, исключение непосредственного контакта между исполнителями документов и гражданами.
В Астане на прошлой неделе открылись Digital-ЦОН и Центр миграционных услуг. В ближайшем будущем аналогичные учреждения планируем открыть и в Алматы. Над этим мы сейчас работаем. Скорость выполнения задачи зависит от того, как быстро мы найдем подходящее здание для данных ЦОНов. Совместно с ДВД города мы прорабатываем эти вопросы.
– Одна из болевых точек – это автоЦОНы, через них проходит большой поток граждан, ожидаются какие-либо новшества?
– По регистрации транспортных средств планируется реализация механизма электронной предварительной регистрации, выбор желаемого государственного регистрационного номерного знака, отмена истребования свидетельства о регистрации транспортных средств и водительских удостоверений, упрощение сверки агрегатов транспортных средств.
Напомню, что с конца прошлого года также были облегчены некоторые процедуры при постановке автотранспорта на учет. Так, например, при покупке авто в дилерском центре не требуется подтверждения сверки номеров.
По проведенному за прошлый год анализу работы автоЦОНа выявлено, что у нас обслуживается 60% иногородних граждан. Люди воспользовались экстерриториальным правом и теперь оформляют свой автотранспорт при покупке не в Талдыкоргане или другом городе республики, а у нас в Алматы. Им выдаются номера для машин уже с привязкой к их месту жительства, то есть транзитные номера им уже не требуются.
– Планируется ли упрощение получения услуг и регистрация в личном кабинете на портале электронного правительства?
– Безусловно. Так, в прошлом году на портале электронного правительства без электронной цифровой подписи, посредством ввода одноразового пароля реализовано 30 наиболее популярных услуг, для получения услуги с помощью одноразового пароля пользователю, авторизованному на портале www.egov.kz, требуется указать ИИН и номер сотового телефона, зарегистрированного в «мобильной базе граждан», после чего ввести полученный одноразовый пароль в специальное поле. Привязать номер телефона к ИИН можно в личном кабинете пользователя либо обратившись в ЦОН.
В целях обеспечения максимально удобного и доступного процесса получения услуг и сервисов, информационной открытости и получения обратной связи государственная корпорация использует многоканальный подход: фронт-офисы, информационные системы, портал электронного правительства, мобильные устройства, контакт-центр, веб-сайт, социальные сети и т. д.
– Большой поток клиентов предполагает и некоторые стрессовые ситуации для ваших сотрудников, высокая ли текучесть кадров в ЦОНах?
– У нас работают 930 человек. Текучесть кадров есть, но не скажу, что она огромная. Если проводить анализ в течение года, то она составит около 15%. Что касается мотивации, оценка результативности работников зависит от выполнения конкретных задач и подтверждается ключевыми показателями, которые разрабатываются путем каскадирования стратегических задач в конкретные показатели по бизнес-процессам, направлениям деятельности.
Важным направлением является создание творческой, открытой к нововведениям атмосферы, способствующей высокому уровню вовлеченности в решение основных вопросов каждого работника.
Юлия ЖОРОВА
Фото автора