Дуэт «Аркайым»: слушатель тянется к традиционной музыке завернутой в современную оболочку

Дуэт «Аркайым»: слушатель тянется к традиционной музыке завернутой в современную оболочку
Источник фото: Фото предоставлено дуэтом «Аркайым»

Музыканты рассказали, как горловое пение и игра на национальных инструментах стали востребованы среди алматинцев разного поколения.

Мультиинструменталист Абзал Арыкбаев и музыкант-певица Анар Касымова в 2014 году основали нео-этно-фольк дуэт «Аркайым». Их творения – это новое музыкальное направление, воплощающее в себе синтез разных музыкальных стилей. Таких, как дрим-поп, электро, фолк, хард-рок, джаз, рок, нью-эйдж, техно и хаус. Музыканты популяризируют тюркскую этническую музыку, горловое пение и народные казахские инструменты. Об основных вехах своего творческого пути и планах на будущее, они рассказали в беседе с корреспондентом Vecher.kz.

Как все начиналось 

- С чего начинался ваш творческий путь, приведший к столь ярким успехам в музыкальной мире?

- Абзал: Со своей будущей профессией я точно определился в классе девятом. В то время я уже усердно занимался музыкой, играл на домбре, выступал на концертах. В те времена было модно рано уходить со школы, и я решил поступить в музыкальный колледж. Создание дуэта «Аркайым» стало большим прорывом и разрушило многие стереотипы о казахской музыке.  Здесь мы показали все ее возможности и уникальность. На сегодняшний день я посетил более 80 стран, где смог донести до слушателя звуки национальных музыкальных инструментов.

- Анар: С раннего детства я любила музыку, могла запомнить и воспроизвести любую мелодию, что в последствии и подтолкнуло выбрать музыкальную школу и любимую профессию в жизни. Первым значимым для меня показателем успеха было то, что я начала работать с виртуозом мирового значения Маратом Бисенгалиевым. Гастроли в составе оркестра «Алматы симфони» и работа над музыкой с именитым композиторам Карлом Дженкинсом вывели меня на новый уровень в музыкальном мире.

- Когда вам пришла идея объединиться в дуэт?

- Анар: Когда мы работали в музее, я была очарована талантом Абзала, манерой игры на домбре и шанкобызе. Он владел древним искусством горлового пения. На тот момент еще мало кто знал о таком виде искусства. Его активно пропагандировал лишь Едиль Хусаинов. Я брала уроки у Абзала, мы с ним часто импровизировали. В один прекрасный день во время репетиции мы решили создать дуэт.

- Как слушатели восприняли ваше творчество?

- Абзал: Экспериментируя и наблюдая, мы заметили, что молодое поколение хорошо воспринимает фольклорную музыку в современной оболочке. Казахскую музыку мы начали синтезировать и преподносить посредством других жанров и стилей. В каждой композиции мы использовали современные принципы аранжировки в тандеме с казахскими музыкальными инструментами, тем самым вызвали большой интерес у молодых ребят.

Многие удивляются, что на традиционных национальных инструментах можно исполнять мировые хиты. Играть и рок и джаз. Но, возможности наших инструментов безграничны. Сейчас мы обучаем молодых казахстанцев играть на домбре, кобызе, шанкобызе, учим и горловому пению. Также есть последователи в Европе и США. Этот факт нас очень радует. Ведь когда представитель другой нации заинтересован в изучении казахской культуры, это много стоит.

От истории к современности 

- Чем примечательны ваши произведения?

- Абзал: Мы владеем гортанным пением древних тюрков, которое связано с периодом шаманизма, зороастризма, тенгрианства и уходит далеко в глубины веков. Происхождения горлового пения исчисляются тысячелетиями, ученные всего мира не пришли к общему мнению о времени возникновения этого уникального искусства.

Гортанное или, как его еще называют «горловое» пение, считается феноменальным, уникальным, редким видам эпического сказания, который сохранился лишь в нескольких уголках нашей планеты. А женское пение встречается вообще очень редко. По всей земле лишь несколько женщин практикуют это древнее искусство своих предков.

Использование мужского и женского гортанного пения в тандеме дает неземной звук, который переносит слушателя в эпоху битв, возрождения цивилизации, шаманских ритуалов, в период становлении кочевых племен.

- Зачем вы рассказываете о музыкальных инструментах, на которых играете во время концерта?

- Анар: Наши выступления часто проходят в формате лекция-концерт-мастер класс. Мы знакомим зрителя с казахскими музыкальными инструментами, демонстрируя их звучание, рассказывая о их происхождении.

Мы владеем всеми музыкальными инструментами нашего народа и знаем их особенности. Раскрываем возможности каждого инструмента посредством исполнения как в традиционной манере, так и в современной. Кроме того, во время концерта мы обучаем зрителей играть на инструментах и даем азы горлового пения, что принимается на «ура» всеми зрителями.

Такой формат концерта позволяет слушателям не только насладиться творчеством, но и в полной мере узнать историю и традиции наших предков, а самое главное научиться этому. Каждый человек уходит от нас с пополненным багажом знаний и навыками, которые развивает дальше и передает это другим. Тем самым, мы популяризируем казахскую музыкальную культуру и поднимаем дух патриотизма нашего народа.

- Сколько композиций сейчас входит в ваш творческий репертуар?

- Анар: Сейчас у нас один сольный альбом, но набралось уже столько композиций, что мы планируем выпустить второй альбом. Есть также несколько клипов. Все произведения нашей группы на 80% авторские, слова на песни нам пишет известный поэт Айдос Байгуржин.  

- Насколько востребованы ваши концерты?

- Анар: Несколько лет тому назад нас больше приглашали за рубеж и знали там лучше, чем на Родине. Однако сейчас большую часть концертов мы проводим именно в Казахстане. Это обусловлено заинтересованностью нашего слушателя именно в казахской музыке. Мы к этому шли пять лет и добились ожидаемых результатов.  

Немного о личном 

- Как вам работается вместе? Ведь вы рядом и дома и на работе. Сложно ли отделять семью от работы?

- Абзал: Очень даже хорошо, ведь мы идеальный тандем что в творчестве что в жизни. У нас полная гармония, и это состояние позволяет нам творить и радоваться жизни. В самом начале у нас бывали и споры и разногласия, но это лишь развивало качество нашей музыки. Нам очень нравится гастролировать, познавать мир и его новые звуки. Мы всегда вместе, и дома и на работе, если ее можно так назвать. Скорее это и есть наша жизнь.

- Чем вы занимаетесь помимо музыки?

Анар: Сейчас все свое время я уделяю нашему с Абзалом сыну Арлану. А если находиться время, люблю читать, музицировать, как и мой муж занимаюсь стрельбой из традиционного лука, фехтованием, езжу верхом.  

Наша справка:

Абзал Арыкбаев родом из Восточного Казахстана, в 1991 году переехал в Алматы. Окончил Алматинский музыкальный колледж им. П.И.Чайковского,  Казахскую Национальную консерваторию имени Курмангазы.

Анар Касымова родом из Алматы, училась в школе-интернате для одаренных детей им. К.Байсеитовой, позже обучалась в Казахской Национальная академия музыки, АМК им. П.И.Чайковского, КНК им. Курмангазы и в Каспийском Университете.

Оба музыканта владеют стилями гортанного пения как «Каргыраа», «Хоомей», «Эзенгиле», «Барбанадыр», «Сыгыт». Анар единственная женщина в нашей стране, которая поет в стиле «каргыраа». Оба музыканта играют на домбыре, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау.

До создания дуэта Абзал и Анар состоялись как профессиональные музыканты в разных творческих коллективах, он участник этно-фольклорной группы «Туран», она певица в группе «АРТ Дала».

В будущем Абзал и Анар планируют запустить новый альбом, снять клипы. По их словам, во время карантина они начали писать книгу, и надеются, что она придется по вкусу каждому.