Душа народа

Душа народа
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

В год 30-летия Независимости к празднику Наурыз Центральный государственный музей представил коллекцию народных инструментов.

На выставке «Бабадан қалған сырлы әуен» представлены раритеты из музейного фонда. Это музыкальные инструменты – необходимая составляющая самобытной музыкальной культуры казахов. Среди них домбра, кобыз, шертер, жетыген, асатаяк, сыбызгы, кос сырнай, керней, дауылпаз. Они были созданы в разные исторические периоды и принадлежали как простым людям, так и знати, а также корифеям казахского театрального и музыкального искусства.

Делая обзор экспозиции, заведующая отделом по хранению фондов ЦГМ РК Маржан Жунусова сообщила, что коллекция музыкальных инструментов состоит из 200 экземпляров и составляет значимую часть всего музейного фонда. Представленные на выставке инструменты можно разделить на пять групп: струнные, щипковые, духовые, ударные, язычковые. Разнообразие и количество экспонатов, по словам эксперта, вполне логично, так как особенно в старину не было семьи, которая не имела бы музыкального инструмента.

Один из самых популярных духовых инструментов, представленных в экспозиции, – сыбызгы, по звучанию напоминающий дудочку, свирель. Его широкая популярность была связана с простотой изготовления. Практически каждый мог смастерить дудочку из тростника или дерева. Богатые люди могли себе позволить инструменты из драгоценных металлов, например из серебра. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так, восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее. В старину навыки игры на сыбызгы считались обязательными. Но людей не нужно было заставлять играть – инструмент был одним из самых любимых в народе.



В отличие от повсеместно распространенного сыбызгы долгое время прерогативой владения кобызом сохранялась за шаманами-целителями. Считалось, что звуки этого двухструнного инструмента, изобретенного легендарным акыном-сказителем Коркыт-ата еще в Х веке, способны исцелять тело и душу. Перемены в судьбе инструмента произошли в XIX веке.

Способствовал его популяризации Ыхлас. Во многом благодаря его усилиям музыкальный инструмент завоевал народную любовь.

Исполнитель и композитор Ыхлас родился в творческой семье. Его дед Алтынбек был искусным ювелиром, кузнецом, мастерил музыкальные инструменты, играл на них, отец Дукен славился как кюйши-виртуоз. Ыхлас с детства впитал в себя народные мотивы. Будучи 18-летним юношей, он стал экспериментировать со звуками кобыза и внес большие изменения в кюи отца, подняв их до высоты классических форм. Тогда же он начал бороться за чистоту и ясность звучания музыкального инструмента. По точному определению композитора и теоретика музыкального искусства Ахмета Жубанова, Ыхлас «первым вырвал кобыз из рук баксы и поставил этот замечательный народный инструмент с человеческим голосом на службу новой жизни народа». К слову, и сам Ахмет Кунович внес весомую лепту в развитие кобызового искусства. В 1930-х годах созданная по инициативе народного артиста КазССР экспериментальная мастерская разработала четырехструнный прима-кобыз. Этот инструмент в своем звучании соединил степной колорит с европейскими классическими музыкальными традициями. Возможности четырехструнного инструмента позволяют исполнять на нем не только казахский народный, но и весь мировой струнный репертуар.

Центральную часть музейной коллекции занимают домбры. Традиция называет этот музыкальный инструмент сердцем народа. Вобравшая его страдания, чаяния, радость и мудрость домбра поистине универсальна – многие поколения создали для нее тысячи кюев.



Среди представленных на выставке экспонатов есть музыкальный инструмент Дильды Алшынбайкызы – первой жены Абая. Дильда не представляла своей жизни без музыки, она прекрасно владела домброй. Музыкальный инструмент Дильды богато инкрустирован, что подчеркивает высокий социальный статус владелицы – как и Абай, она происходила из знатной семьи. Дильда – родная внучка бия аргынского рода Алшынбая, потомка Казыбек би, одного из трех великих судей. В браке с Дильдой у Абая родилось шестеро детей, которым передалась от родителей любовь к музыке.

На выставке экспонируются домбры выдающихся деятелей науки и культуры Казахстана Амре Кашаубаева, Манарбека Ержанова, Елюбая Умурзакова, Куляш Байсеитовой.

Творческий путь Амре Кашаубаева связан с первым международным триумфом казахской музыки. В 1925 году на этнографическом концерте Всемирной выставки декоративного искусства в Париже за исполнение казахских народных песен он был удостоен второго приза и серебряной медали. В 1927 году Кашаубаев выступал на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне, где также произвел фурор.

Музыкальный инструмент Амре Кашаубаева, так же как и домбры народного артиста КазССР Манарбека Ержанова, народного артиста КазССР Елюбая Умурзакова, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой, – музейные раритеты, связанные со становлением профессионального театрального искусства Казахстана. Вместе с другими эти в будущем прославленные артисты составили первую труппу профессионального казахского театра, ныне Казахского национального академического театра драмы имени М. О. Ауэзова.

Среди инструментов коллекции выделяется домбра Куляш Байсеитовой. Инструмент создан из благородного темно-красного дерева, отличается изяществом и изысканностью. Перламутровые и костяные пластинки в виде цветков украшают деку домбры. Удивительно легкий и красивый инструмент был подарен певице и актрисе в знак признания ее великого таланта. На деке табличка с выгравированной надписью: «Куляш Байсеитова. Правление ССКК. 1954 год».

– Каждый музыкальный инструмент способен многое рассказать о своем владельце, его преданности своим корням, а также о безграничном и многогранном мире народного музыкального искусства, – считает Маржан Жунусова. – Проходят столетия, меняется жизнь, но народ бережно сохраняет традиции родной культуры.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!