Главное – хвост

Впервые в Алматы продемонстрируют картины из конских хвостов

Главное – хвост

Представит свои удивительные работы известная художница и режиссер из Узбекистана Саодат Исмаилова.

Ее персональная выставка будет проходить в галерее Aspan gallery, куда художница привезла не только картины, но и видеоработы, благодаря которым она и обрела известность. Центральным элементом экспозиции как раз и станет инсталляция.

Работа под названием «Зухра» – дебют художницы в видеоарте. Статичное получасовое видео представляет собой рассказ молодой женщины о ее опыте 40-дневного молчания. Кроме того, в этой работе Саодат Исмаилова переосмысливает историю прошлого века родного Узбекистана, говорит об эмансипации женщин в своей стране и о проблемах размежевания Туркестана.

В своей новой инсталляции «Чилтан», состоящей из неона и сорока чачванов – сеток, сотканных из лошадиного хвоста для прикрытия женского лица, художница обращается к истории Узбекистана XX века, когда в ходе политической кампании худжум (атака), начавшейся в 1924 году и направленной на раскрепощение женщин Советского Туркестана, чачваны, закрывающие лица женщин, публично снимались и сжигались. Кампания, запланированная на шесть месяцев, длилась более тридцати лет и стала одной из самых жестоких и кровавых страниц в истории Узбекистана. Забытый сегодня объект несет в себе столетнее послание и напоминание о том, какова была цена свободы.

– Я много лет собирала уцелевшие чачваны по всей стране, – рассказывает Саодат Исмаилова. – За каждым из них стоит история его хозяйки. Все чачваны в моей коллекции родом из середины прошлого века. На сегодня ремесло плетения подобных конских сеток умерло. Неоновые объекты, спрятанные за чачванами, являются приведенными в абстрактную форму женскими именами, написанными на арабском, кириллице и латинице – алфавитах, что менялись шесть раз в течение прошлого века на территории Узбекистана.

Название выставке дала другая инсталляция. Работа представляет собой конский хвост и неоновую надпись арабской вязью на староузбекском «Как меня звали?». Данная работа, как и вся выставка, это прежде всего обращение художницы к себе и ко всем женщинам Центральной Азии, пережившим политические и идеологические изменения последнего столетия и их отголоски, с особым вниманием на трансформацию изменения ценностей, связанных с культурным, лингвистическим и духовным мирами.

Автор поднимает вопрос памяти и таинства женских ритуалов, как инструмента самоопределения и принадлежности. Выставка включает в себя программные видео Саодат Исмаиловой, а также инсталляции, которые будут представлены на суд зрителей впервые.