В Алматы до конца 2019 г. будут представлены новые правила организации платных парковок

В Алматы состоялись общественные слушания по теме: "Создание комфортных условий для проживания и передвижения жителей, рационального использования территории города и его благоустройства", сообщает zakon.kz.
 
Участники слушаний обсудили проблемы, давно и серьезно беспокоящие всех алматинцев и тех, кому небезразлична судьба самого крупного города стран. В их числе негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и пути его снижения, создание единой системы управления транспортными потоками, способствующей уменьшению нагрузки на дорожную сеть.
 
Значительная часть проблем в сфере благоустройства Алматы, как и любого крупного мегаполиса, связана с эффективной организацией транспортной инфраструктуры и парковочного пространства, поэтому одним из ключевых моментов общественных слушаний стало обсуждение результатов и перспектив работы проекта создания единой автоматизированной системы платной парковки в Алматы "А-Паркинг".
 
Марат Принбеков, руководитель компании "Алматы спецтехпаркинг сервис", обслуживающей проект системы платных парковок, отметил, что организация платных парковок проводилась в полном соответствии с законом. В частности, выделение земельных участков акиматом Алматы и отведение специальных площадок под платные коммунальные автостоянки осуществлялось на основании ст. 109, п. 2 Земельного кодекса РК, тендер на определение лучшего предложения по оборудованию и благоустройству платных коммунальных парковок проводился на основании Закона РК "Об административных процедурах", а сами правила организации платных автостоянок в Алматы были прописаны еще в 2011 году.
 
Со своей стороны члены Общественного совета озвучили результаты инспекции платных парковок, состоявшейся 15 ноября 2019 года. Представители Общественного совета отметили, что за три года функционирования проекта "А-Паркинг" была проделана серьезная работа, которая в конечном итоге способствовала улучшению ситуации на дорогах Алматы. Адаптировав лучшие мировые практики к казахстанским реалиям, в крупнейшем городе Казахстана создан серьезный интеллектуальный и технический ресурс, обеспечивающий безналичную оплату и автоматический учет платной парковки в двухмиллионном городе.
 
- В Казахстане нет такой другой системы, и на муниципальном уровне создать такую мощную, сверхсовременную информационную систему - очень сложная техническая и интеллектуальная задача. Проекту удалось объединить оплаты через разные безналичные каналы, иметь связь с ДГД Алматы и с ДП Алматы из разных частей города в режиме онлайн. Для города Алматы – это скачок из каменного в современный век, но менталитет горожан не поспел за вами, и поэтому этот разрыв пока порождает у них множество вопросов. Мы поддерживаем любые позитивные изменения в нашем городе, в том числе, когда средства вкладывают частные инвесторы, - считает председатель комиссии по вопросам предпринимательства, экологии и городской мобильности Борис Джапаров.
В ходе слушаний было отмечено, что за три года реализации проекта в Алматы в два раза выросла доступность парковочного пространства, на 50% уменьшилось время стоянки, скорость движения потока в зонах платной парковки выросла на 12%, а количество транспорта в центре города сократилось на 15%. Жители мегаполиса и его гости с удовлетворением отмечают положительные результаты деятельности платных парковок: нанесение четкой разметки на платных парковочных местах, что способствует упорядочиванию парковки; повысилась оборачиваемость парковочных мест, и сегодня практически всегда можно найти место для парковки в центре города; исчезает такое явление, как стихийная парковка или парковка вторым рядом.
 
Все реформы по организации парковочного пространства южной столицы проведены за счет частного инвестора, что позволило властям города не отвлекать значительные средства на эти цели из муниципального бюджета, а направить их на решение важнейших экономических и социальных задач города. По данным на конец 2019 года сумма инвестиций в развитие единого автоматизированного парковочного пространства Алматы составила 3,96 млрд тенге. За время работы системы платных парковок в бюджет Алматы поступило 1,7 млрд тенге, из которых 561 млн – налоговые отчисления, 267 млн – платежи за парковочные места, 247 млн – обязательные платежи государству; 622 млн тенге поступило в бюджет города в виде штрафов за нарушение ПДД. За последний год в Алматы открыта новая парковочная зона тротуарного типа 1012, расширены существующие парковки тротуарного и площадочного типа. В системе "А-Паркинг" сейчас 11683 парковочных места, из которых 6109 паркомест тротуарного и 5574 паркоместа площадочного типа. В настоящее время в зоне действия автоматизированной системы платных парковок находится 15% от всего парковочного пространства города.
 
На слушаниях было отмечено, что реализация проекта такого масштаба сталкивается и с определенными трудностями. По мнению членов Общественного совета, среди вопросов, которые руководству проекта "А-Паркинг" в приоритетном порядке необходимо решать в тандеме с властями города – вопрос обеспечения безопасности и оснащения парковок площадочного типа системами видеофиксации, организация удобных парковочных пространств для водителей с ограниченными возможностями, проведение среди горожан разъяснительной работы о необходимости формирования цивилизованных парковочных пространств.
 
- Мы приняли к сведению все замечания, высказанные представителями общественности в ходе презентации проекта в октябре 2019 года, - рассказал Марат Принбеков. - Мы организовали мероприятия для СМИ с целью освещения деятельности проекта "А-Паркинг" и готовы ответить на вопросы горожан. Чаще других нам задавали вопрос о том, как тратятся деньги, которые алматинцы платят за парковку? Поясню, что из каждых 100 тенге, оплачиваемых автовладельцами за час парковки, 58 тенге уходит на расходы парковки (сюда входят амортизация, IT-услуги, покупка запасных частей и расходных материалов), 27 тенге приходится на долю налогов и обязательных платежей государству, 16 тенге – на заработную плату, 10 тенге составляют административные расходы, 5 тенге – комиссия по приему платежей и инкассация. Если мы все это суммируем, то получается дельта, порядка 16 тенге. На финансовом языке это убыток, а на нашем – доинвестирование в проект. Из 100 тенге 16 тенге – дополнительные инвестиции в проект.
 
По итогам презентации проекта, состоявшейся 24 октября 2019 года, руководство проекта "А-Паркинг" согласовало с Департаментом полиции Алматы возможность разметки мест для инвалидов, совершен плановый объезд на машине "Инватакси" для выяснения проблем с парковками для водителей-инвалидов, на местах для парковки транспортных средств лиц с ограниченными возможностями выявлены участки с отсутствующими знаками и неразличимой разметкой. Вместе с тем, остается ряд вопросов, которые руководству "А-Паркинг" совместно с городскими властями необходимо решить уже сейчас для дальнейшего успешного функционирования автоматизированной системы парковочного пространства.
 
Один из таких вопросов – введение дифференцированного тарифа оплаты и выделение земельных участков под "перехватывающие" многоуровневые паркинги в местах пересадки на общественный транспорт. Представители Управления городской мобильности пояснили, что тариф на парковку будет зависеть от нескольких факторов.
 
- За рубежом тариф меняется в зависимости от территориальной загруженности, длительности стоянки (чем дольше стоит автомобиль, тем выше почасовой тариф), в зависимости от загруженности по дням и часам. Мы будем дифференцировать тариф постепенно, поскольку этому должна предшествовать большая аналитическая работа и деятельность по развитию общественного транспорта и инфраструктуры для микромобильного транспорта, - пояснил заместитель руководителя Управления городской мобильности Канат Байгоныров.
 
На 2020 год планируется введение дифференцированного тарифа оплаты парковки в зависимости от загруженности парковочной зоны, в 2021-м планируется сделать привязку к длительности стоянки автомобиля, а в 2022 году будет рассмотрена возможность дифференциации тарифа в зависимости от загруженности по дням недели и времени суток. На въезде в город будут выделены земельные участки под перехватывающие парковки для обеспечения въезжающим в город пересесть на общественный транспорт. Кроме того, в настоящее время ведется работа по обновлению правил организации платных парковок. Правила планируется разделить на два вида: в собственно правилах организации автопарковок будет регламентирован порядок организации всех типов парковок независимо от права собственности. Второй документ будет касаться только коммунальных парковок, организованных исполнительным органом города Алматы на государственной земле и преследующих цель решить вопрос загруженности дорожно-транспортной сети города. Текст правил будет представлен на рассмотрение Общественного совета Алматы до конца 2019 года.
 
На обсуждении обратили внимание на необходимость соблюдения водителями КоАП РК, который предусматривает административную ответственность для водителей, управляющих автомобилем без государственных регистрационных номерных знаков и с нечитаемыми номерами, а также более пристального внимания со стороны Дорожной полиции к этим нарушениям. Пока ответственность за размещение на парковке автомобиля без номеров либо с нечитаемыми номерами отсутствует, и недобросовестные граждане пользуются этим пробелом в законодательстве. В связи с этим, как обсуждалось на слушаниях, следует внести изменения в нормативные акты, которые будут четко регламентировать порядок и условия размещения транспортных средств на парковке и предусматривать ответственность за указанные выше правонарушения.
 
Эксперты, а также представители общественных организаций, высказавшиеся в ходе общественных слушаний, дали в целом положительную оценку проекту. По результатам слушаний Общественный совет г.Алматы приступил к выработке рекомендаций для государственных органов в целях дальнейшего развития и успешного функционирования автоматизированной системы парковочного пространства в интересах жителей с учетом всех высказанных пожеланий.