367.3  419.68 5.58

В Алматы единую зарплату будут получать водители общественного транспорта

Получать сотрудники будут от 180 до 250 тысяч тенге, в зависимости от класса автобуса. Кроме того, сотрудников автопарков оденут в единую униформу. А на маршруты до конца года выедут ещё свыше 700 новых автобусов, сообщает ТК "Алматы".

Обозреватель телеканала Жанна Хабдулхабар рассказывает, что водители в полной мере испытают реформы на себе. В первую очередь, их проверят на профпригодность.
 
С 20 по 30 октября все водители Алматы, а это 2500 человек, будут проходить аттестацию: проверят их на знание правил дорожного движения и проведут с сотрудниками психологические тесты. Стоит это 500 тенге, расходы лягут на самих шоферов.
 
«Всего будет 40 вопросов, из них 3-4 вопроса будут по психологии, т.е. именно стрессовая ситуация - как водитель должен выйти из такой-той ситуации. Допустим, пассажиры бывают неадекватные, выпившие, агрессивные пассажиры», - рассказывает исполнительный директор Центра квалификации специалистов транспорта г. Алматы Сакен Орманбеков.
 
Результаты аттестации Центр передаст в автобусные парки. Тем, кто успешно прошел, положен сертификат. Кто провалил экзамен - переобучение. За партой двоечникам придется просидеть два месяца, то есть 40 часов. Оплату за обучение разделят Центр занятости и работодатель.  
 
«Которых в последнее время присылают - это, в основном, все штрафники, то есть они где-то нарушили правила, либо у них были конфликты с пассажирами, либо пассажиры там упали, получили травмы. То есть, их освобождают от работы и говорят, учись и пока не научишься, не приходи. Пока что всех, кого мы обучили никто к нам не возвращался повторно, спокойно у них все, жалоб никаких не поступало», - говорит менеджер Центра квалификации специалистов транспорта г. Алматы Раушан Серикжан.
 
Есть среди учеников-водителей, кто впервые пришел в Центр. Такие познают азы на протяжении трех месяцев и сами платят 85 тысяч тенге за курсы. Говорят, новенькие охотнее выбирают троллейбусы.
 
Дефицит кадров на сегодняшний день составляет 700 человек. Для решения этой проблемы планируется построить общежитие для обучения и временного проживания водителей из других регионов. К тому же, шоферы постоянно переходят от одного перевозчика к другому. Отныне на это наложен мораторий.
 
А еще ввели единую заработную плату для водителей: за управление машиной малого класса – 180 тысяч тенге в месяц, среднего – 230 тысяч, и большого - 250 тысяч тенге. Кроме того, решили давнюю проблему: работники давно требовали нормальных санитарных условий на конечных остановках.      
 
«Найдите в близлежащих местах на этих конечных кафе, рестораны, чтобы человек элементарно в Наурызбайском районе, Алатауском районе мог выйти на конечном пункте, прийти в этот ресторан, чтобы там были условия: туалет, душ», - сказал заместитель акима г. Алматы Ерлан Аукенов.
 
Еще один шаг для повышения имиджа водителей - единая форма. Предлагается вариант, рассчитанный на четыре сезона. Зимой - теплые куртки, летом - кепки и футболка. Стоит весь комплект около 40 тысяч тенге.
 
А еще до конца года на маршруты выедут 716 новых машин. Таким образом, обновится 86% подвижного состава Алматы.
 
«Мы в этом году закупили еще 200 автобусов. Из них 30 автобусов - это малого класса и 170 среднего, большого и особо большого класса, т.е. 9 метров, 12 метров и 18 метров. 18-метровые мы планируем на новую линию БРТ поставить. Автобусы уже начали пребывать, 50 машин мы получили. До конца октября мы получим все 200. Наверное, в первую очередь будут заменены 95-й, 99-й маршруты - те, которые уже совсем старенькие», - говорит директор ТОО «Алматыэлектротранс» Ризван Цинаев.
 
Между тем, в общественном транспорте участились случаи карманных краж. В переполненном салоне, где люди стоят как селедка в бочке, воры легко завладевают кошельками, сотовыми телефонами и другими ценными вещами. И это ловкость рук каждый месяц обходится алматинцам в несколько сотен тысяч тенге. В подтверждение, статистика. Прокуроры подсчитали, что 60% краж в мегаполисе приходится на общественный транспорт. С начала года задержано 350 воров, которые совершили 411 краж в автобусах и троллейбусах. 71 щипач были водворен в ИВС, 279 отпущены под подписку о невыезде.
 
«Мы будем вывешивать их изображения в данных автобусах, на мониторах, на лэд-дисплеях, чтобы предупреждать данный вид преступления. Сейчас прорабатывается вопрос об установке во всех общественных транспортах камеры, которые будут выведены в облако, где будет хранится вся информация. Видеокамеры будут высокого изображения с возможностью записи для звукового сопровождения», - заявил И.О. начальника МПС ДВД г. Алматы Торехан Исин.
 
Чаще всего воры орудуют в 32, 34, 38, 45 и 65 маршрутах. Полицейские говорят, преступники одни и те же. Чаще всего молодые люди - ранее судимые, есть среди них и три сестры. Работают по схеме: одна отвлекает, вторая толкает, третья завладевает ценными вещами.