В ряд Конституционных Законов РК внесены изменения

На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК состоялась онлайн пресс-конференция с участием вице-министра юстиции РК Натальи Пан, вице-министра информации и общественного развития Данияра Есина и депутата Мажилиса Парламента РК Снежаны Имашевой о внесении изменений в ряд Конституционных Законов Республики Казахстан.
 
По информации вице-министра юстиции Натальи Пан, по статистике, в Казахстане проживают более 4,5 млн. экономически активных женщин и 2,8 млн. молодежи в возрасте от 20 до 29 лет. Доля женщин-депутатов Парламента в Казахстане составляет 22%, представители категории молодежь в Парламенте не представлены. 25 мая 2020 года Глава государства К.Ж.Токаев подписал Конституционный Закон, предусматривающий внесение изменений в Закон «О выборах в Республике Казахстан».
 
Данный закон предусматривает введение обязательной 30% квоты для женщин и молодых лиц до 29 лет в избирательных партийных списках. Согласно данным поправкам, теперь на выборы депутатов маслихата и Мажилиса Парламента будут допускаться политические партии, имеющие в партийных списках обязательную квоту для женщин и молодежи.
 
«На сегодняшний день большинство государств мира принимают меры для гарантирования равного доступа женщин и молодежи к избирательному процессу. Такие стимулирующие квоты широко применяются в мировой практике. Женщины и молодежь, являясь одним из общественно активных слоев населения, имеют хороший социальный и политический потенциал для нашего общества», - подчеркнула Н.Пан.
 
Также 25 мая 2020 года Президентом подписан Закон, предусматривающий внесение изменений в Закон «О политических партиях». Согласно новым поправкам, для регистрации политической партии будет достаточно, чтобы в ее составе было не 40 тысяч, а 20 тысяч членов.
 
По словам спикера, данная поправка облегчает порядок создания политических партий, а также положительно скажется на процессах разработки и принятия государственных решений. Вице-министр информации и общественного развития РК Данияр Есин выступил с разъяснением новелл Закона о мирных собраниях и остановился на каждой из новелл отдельно.
 
Первое. Внедрение 6-ти базовых принципов мирных собраний. 1) ненасильственный характер; 2) законность; 3) обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц; 4) добровольность участия. 5) презумпция в пользу проведения собрания. Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание должно состояться. 6) ответственность сторон.
 
Второе. Внедрен понятийный аппарат. Установление в законе понятийного аппарата разграничило такие ключевые понятия, как мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
 
Третье. Внедряется уведомительный порядок для проведения собраний, митингов, пикетов и существенно сокращены сроки уведомления. Организатору собрания достаточно лишь за 5 дней уведомить местные власти о планах проведения мирного собрания. Согласия акимата на проведение мирного собрания не требуется. Для проведения демонстрации или шествия, используется другая форма уведомления – заявление о согласовании. Срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия составляет 10 рабочих дней, а срок его рассмотрения – 7 рабочих дней.
 
Основное отличие заявления заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженность, сведения об использовании транспортных средств. Также законом предусмотрено право обязательного предоставления альтернативного места для проведения мирных собраний.
 
Четвёртое. Проведение мирных собраний только в специализированных местах. Введение специализированных мест позволит:
 
• повысить культуру организации и проведения мирных собраний;
 
• обеспечить доступность специализированных мест для свободы выражения мнений, так как эти места будут предназначены для проведения мирных собраний;
 
• обеспечить общественную безопасность участников и организаторов мирных собраний;
 
• использовать организаторами и участниками объекты инфраструктуры;
 
• обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний. Специализированные места для проведения мирных собраний определяются маслихатами. Сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и населённых пунктов, обеспечивать удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц.
 
Акиматы обязаны размещать на своих Интернет-ресурсах сведения обо всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату и время, интересующих организатора.
 
Пикетирования могут проводиться в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом. В законе содержится перечень таких мест. Государственных органов, включая Парламент и Правительство, в этом перечне нет.
 
Пятое. Количество специализированных мест для собраний, митингов, пикетов в центральных частях каждого района города либо города (при отсутствии районов внутри города) должно составлять не менее трех, для демонстраций и шествий – минимум два.
 
Шестое. Региональные власти обязаны будут оказывать содействие организатору в проведении мирного собрания. Акиматы должны будут определить своих представителей для оказания содействия организатору в проведении мирных собраний. Уровень такого содействия будет зависеть от формы мирных собраний и количества его участников. Так, например, сотрудники правоохранительных органов будут обеспечивать охрану общественного порядка, при необходимости будут оказываться медицинская услуга и обеспечена пожарная безопасность. Кроме того, законом закрепляется компетенция местных представительных и исполнительных органов, правоохранительных органов, а также уполномоченного органа в области СМИ и по взаимодействию с гражданским обществом.
 
Седьмое. Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении мирных собраний. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, то есть должны быть указаны конкретные причины отказа в проведении мирного собрания.
 
Восьмое. Закрепляются статус, права и обязанности организаторов и участников мирных собраний. В целях удобства проведения мирных собраний для организаторов и журналистов будут приняты формы отличительных знаков.
 
Девятое. Вводится институт агитации. Для проведения агитации могут распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться средства массовой информации, сети телекоммуникаций, иные не запрещенные законами Республики Казахстан способы. Кроме того, в рамках закона «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам порядка организации и проведения мирных собраний внесены изменения в 3 кодекса и 8 законов в связи с введением понятие «мирное собрание» и разграничение ответственности организаторов, участников за несанкционированные митинги.
 
«Право на свободу организации мирных собраний и участия в них гарантировано как гражданам, так и организациям. Мы хотим, чтобы каждый был услышан», - особо подчеркнул Данияр Есин.
Источник ortcom.kz