368.28  419.21 5.59

Дежурный по городу

«Надеемся на скорое решение наших проблем…»

Проблемы общественного транспорта растут вместе с мегаполисом. «Дежурный» по мере сил помогает алматинцам решать эти и другие вопросы городского бытия

Именно такими словами от имени жителей микрорайона Альмерек, что в Турксибском районе, к «дежурному» обратилась алматинка Ольга Байрак-Пигулина. А все потому, что в этот жилой массив заезжает только один автобусный маршрут – № 79. Делаем акцент на слове «заезжает», но не курсирует по достаточно протяженному микрорайону. А еще…
«У нас три актуальных проблемы, – пишет Ольга. – Во-первых, улица Ахметова от СВХ до Альмерека не освещена. В кромешной темноте едут автобусы. Это угроза безопасности перевозок. К тому же здесь нет тротуаров. Во-вторых, 79-й маршрут ходит отвратительно, автобусы ломаются, интервалы гигантские. В-третьих, жители микрорайона Альмерек просят решить актуальный для них вопрос – организовать дополнительный автобусный маршрут».
В настоящее время по Алматы в рамках реализации транспортной реформы продолжается обновление общественного транспорта города. Но пока что автобус 79-го маршрута – единственно доступный для пяти тысяч жителей микрорайона транспорт. И он давно не удовлетворяет транспортные потребности динамично растущего района.
По схеме движения автобус маршрута № 79 не охватывает социально значимые объекты Турксибского района: ЦОН, поликлинику № 20, совет ветеранов, Налоговый комитет, акимат, спортивные и творческие клубы, крупные торговые центры и базары, а именно это остро необходимо всем жителям микрорайона Альмерек, особенно пенсионерам, родителям с детьми, многодетным матерям, получающим пособия, и т. д.
Еще одна проблема в том, что конечная 79-го маршрута находится в середине микрорайона, а идти в школу детям, родителям и учителям приходится по нескольку километров в день, с одного конца в другой и обратно, потому что транспорт не подходит к школе.
«В связи с проводимыми реформами просим рассмотреть возможность выделения дополнительного автобусного маршрута, укомплектованного автобусами малой вместимости», – пишут альмерековцы.
Предлагаемая схема нового маршрута: от ОШ № 195 по улице Наурызбай батыра, улицы Бейбитшилик, Ахметова, Майлина, Захарова, Домбровского, поликлиника № 20, улицы Илийский тракт, Бекмаханова, Суюнбая, Шолохова, Рихарда Зорге, ж/д вокзал Алма­ты I. Аналогично в обратном направлении. Очень надеемся, что наше обращение будет рассмотрено и решится положительно.
– Ваше обращение рассмотрено незамедлительно, – дал ответ заместитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Канат Байгоныров. – В микрорайон Альмерек после 12 ноября будет пущен маршрут 106 с охватом социально значимых объектов.

 

Кого берут в контролёры?

8 002

В следующем случае реакции от транспортников так и не последовало. Вопрос, вынесенный в заголовок, пока остался без ответа. Между тем случай, по нашему мнению, вопиющий.
«27 октября утром села в автобус № 81, А 223 НА, оплатила через СМС проезд, показала водителю, – сообщила в Facebook Nataliya Nataliya. – На остановке Розыбакиева – Абая влетела в автобус контролер (если ее можно так назвать), обняла и поцеловала водителя, стала проверять билеты. Я ей предоставила СМС об оплате, но она начала кричать, что это не оплата, водителю сказала не открывать мне дверь. Я отдала им 150 тенге, минут 10 ждала, пока мне дадут билет, и в итоге, когда я подошла к выходу, меня контролер начала толкать и говорить, чтобы я вышла «и сдохла»! У меня вопрос: откуда таких хамов набрали? И второй вопрос: считается ли данная СМС-отправка оплатой за проезд?»
В дальнейшем выяснилось, что оплата за проезд действительно не прошла, так как пассажирка набрала неправильный код транспорта. Подтверждение оплаты за проезд по СМС должно выглядеть так:
Но сути дела это не меняет. Проезд был оплачен наличными с выдачей чека, и тем не менее пассажирка подверглась оскорблениям и физическому воздействию со стороны контролера. Почему? Увы, пока ответа на этот вопрос от уполномоченных органов мы не получили.
Тем временем пассажиры общественного транспорта с опытом дают алматинцам свои советы и инструкции, как не попасть в неприятное положение.
«При входе в автобус или троллейбус оплачивайте свой проезд сразу же, не дожидайтесь конца поездки (у многих есть такая фишка – стоять до последнего и на выходе оплачивать или, если контролеры зашли, начинать ломиться к терминалу), – советует Эдуард. – Почему лучше оплатить сразу же? Это в ваших интересах. Дело в том, что, если вдруг по пути следования произойдет ДТП и, не дай бог, вы при этом пострадаете, страховая компания виновника ДТП будет обязана выплатить вам определенную денежную компенсацию. Для этого вы будете должны приложить справку из медучреждения и подтвердить факт своего нахождения в данном автобусе или троллейбусе на момент ДТП. А подтверждением будет служить ваша транзакция при оплате проезда, где четко обозначается номер транспортного средства, номер вашей карты, номер маршрута, дата и время. Те же самые сведения отображаются и на бумажном билете установленного образца, который вам обязан выдать водитель при оплате проезда наличными деньгами в сумме 150 тенге.
Теперь о том, что касается пассажиров, которые любят «покачать права», связанные с льготной оплатой проезда: в общественном транспорте города Алматы, согласно постановлению городского маслихата, с 1 ноября прошлого года введена дифференцированная система оплаты, которая предусматривает предоставление льготного проезда по 40 тенге определенным категориям граждан – это школьники, студенты и пенсионеры. Льгота предоставляется только при оплате именной карточкой «Онай». В случае отсутствия карты либо если на карте нет достаточной суммы для оплаты проезда, все граждане независимо от категории обязаны оплатить проезд наличными деньгами в сумме 150 тенге и потребовать у водителя билет установленного образца. Наличие у вас «пустой» карты ни к чему водителя не обязывает – это просто кусок пластика! Это я к тому, что многие льготники подходят к водителю и пытаются оплатить 40 тенге, настаивая на том, что ему положена льгота. При оплате наличными деньгами никаких льгот нет! Все платят на общих основаниях!
И третье. Правом бесплатного проезда пользуются пенсионеры старше 75 лет. Так вот, уважаемые наши пенсионеры и их родственники, не сочтите за труд дойти до районного собеса и оформить карту. Платить вы ничего не будете, но при входе в автобус так же приложите ее к терминалу и зафиксируете свою поездку. Для чего? По причине, описанной выше: если, не дай бог, что-то случится».
Исчерпывающе и подробно.
Правда, остается еще одна проблема: в последнее время алматинцы сообщают о многочисленных случаях, когда в салонах автобусов таблички с кодом для оплаты по СМС оказываются сорванными. Видимо, не всем водителям по нраву оплата проезда безналичным способом?

8 003

 

Кина не будет?

«У нас кто-нибудь контролирует репертуар многочисленных кинотеатров и мультиплексов? – заинтересовался алматинец Эдуард Рыжков. – Идут школьные каникулы, хотел сводить внука-первоклассника в кино, – сообщает Эдуард. – Открыл афишу: детское время 10.40, 10.50 – повсеместно фильм «Махаббат» с ограничением «16+», но парадокс в том, что во многих заведениях на него есть детские билеты! Вообще смотреть детворе нечего. Неужели нельзя что-то детское показывать до обеда? За кассой гоняемся, господа бизнесмены от кинопроката? Хоть бы какой сборник мультфильмов поставили на сеанс! Кого растим из наших детей? Нет своего – купите что-то чужое, приличное для детского восприятия. А, ну да, кассы не будет… Стыдно!»
Конечно, времена изменились, рыночные отношения подразумевают, что каждый кинопрокатчик волен сам устанавливать репертуар. Но, по мнению алматинцев, контроль за тем, что показывают гражданам, со стороны государства должен быть. Иначе в прокат могут попасть фильмы, пропагандирующие терроризм, порнографию и прочие негативные явления. А вот с чем столкнулась алматинка Жанна Нурсеитова при посещении кинотеатра. «Вечером с семьей пошли в кино в ТРЦ «Достык Плаза», – написала в Facebook Жанна. – При 20-процентной заполненности зала мы стали свидетелями двух неприятных эпизодов. Первый: компания молодых людей на первом ряду очень громко обсуждала свои дальнейшие планы. Затем девушка и парень из этой же компании решили позаигрывать друг с другом, толкаясь и пихаясь, при этом девушка кокетливо взвизгивала на весь зал. Мы сделали им замечание, которое помогло лишь минут на пять. Затем все повторилось снова. Слава богу, фильм компании не понравился и она ушла фактически в самом начале сеанса.
Второй: в середине сеанса мы услышали трехэтажный мат от девушки, сидящей в конце зала. Оказалось, она хотела положить ноги на спинку переднего сиденья, а парень, который на нем сидел, сильно возражал, чтобы на его голове были чужие ноги. Он крайне вежливо попросил девушку не делать этого, но в ответ получил такую реакцию, после чего уже и он вспылил. Перепалка продолжалась минут пять и закончилась замечаниями уже всего зала. Девушки хватило ненадолго, почти до конца фильма она вела себя вызывающе и сцеплялась с любым, кто просил ее вести себя потише. Подчеркивало ситуацию то, что девица была не одна, однако ее спутник предпочел быть совершенно безразличным к происходящему. Он не встал на защиту своей дамы сердца, но и не приструнил ее…
Пока ехали домой после кино, я всю дорогу думала, что стало с моим городом, с моей культурной столицей? Откуда взялись в ней все эти персонажи и когда мы им позволили думать, что так себя вести можно в нашем обществе? Честно сказать, лично я не понимаю, как вести себя в таких случаях. Тактично не замечать и молчать? Это точно не подходит. Начать ругаться? Тогда чем я буду отличаться от них? Своего решения я еще не нашла… А кинотеатрам неплохо бы обзавестись охраной, которая будет выводить таких людей из зала».
Что ж, предложен неплохой выход.
Ждем ваших высказываний и предложений на тему культуры поведения в зрелищных заведениях нашего города.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА