Дежурный по городу

Как алматинцы с помощью соцсетей и дежурного по городу исправляют трудные ситуации

Когда не везет
Жители нового жилого комплекса «Алатау сити» – а это в совокупности около пяти тысяч человек – вновь обращаются к «дежурному» по поводу нехватки автобусных маршрутов:
– Наши дома расположены напротив прекрасного района – ледового катка «Алматы Арена», – пишет от имени своих соседей Самат Нурланбекулы. – Но с каждым днем здесь разрастается проблема острой нехватки подвижного состава общественного транспорта.
На данный момент по улице Момышулы от микрорайонов Саялы и Алгабас проходят два городских направления – автобусы № 7 и № 57. Но, как показывает динамика роста населения в этом районе, эти маршруты не справляются с пассажиропотоком.
– Каждое утро на протяжении семи месяцев мы наблюдаем дефицит автобусов: давка, переполненность салонов, люди опаздывают на работу. Мы хотим, чтобы чиновники и специалисты транспортного управления увидели ситуацию своими глазами. Два маршрута не охватывают население «Алатау сити», «Базис», «Алматы Арена» и «Нуркент». Каждое утро на остановочных пунктах сотни жителей не в состоянии уместиться в переполненные автобусы. С утра начинается борьба за место: давка, люди ведут себя агрессивно – все торопятся на работу. На дворе зима, и это еще больше усугубляет ситуацию. На остановках с улицы Толе би – Момышулы также невозможно уехать спокойно в район «Алматы Арена». Добираться в центр города и обратно на такси не каждому по карману, и это не решение проблемы. Нам нужен дополнительный маршрут.
Управление городской мобильности города Алматы услышало и отреагировало на острый сигнал: «До конца года запланирован закуп новых автобусов, после чего будут рассматриваться вопросы по запуску новых маршрутов и увеличению количества автобусов на уже имеющихся линиях».
Алматинец Серик Руханов 6 декабря стал свидетелем беспрецедентно неадекватного поведения водителя автобуса маршрута
№ 54. У него возник резонный вопрос, по каким критериям перевозчики набирают водителей?
– Начиная с конечной остановки на Райымбека – Розыбакиева водитель заставлял всех выходить и входить только через переднюю дверь и предъявлять карту «Оңай». Все это сопровождалось грубостью и хамством. На Абылай хана к выходу приготовились человек 15–17, в основном школьники. Водитель опять заставил их пойти через переднюю дверь. Все возмутились, но он начал орать на школьников, потом толкать их и дергать. Когда я подошел ближе, понял причину его поведения – блестящие, дурные глаза, невнятная речь, заторможенные движения, агрессия. Он начал цепляться и ко мне. Дело чуть до драки не дошло. Увидев, что я снимаю на телефон, он оттолкнул меня и сразу начал закрывать двери, чтобы уехать, придавив при этом школьника, который еле успел выскочить из салона. Неадекват так рванул с места, что я успел заснять только уезжающий автобус. Подобное происходит постоянно: водители курят, говорят по телефону во время движения, о культуре поведения и вождения говорить не приходится. Так и до беды недалеко.
Ответ перевозчика «Алма транс»: «В отношении водителя будут приняты соответствующие меры, приносим свои извинения» – совершенно не удовлетворил и не успокоил участников группы.

23 002
Алматинка Юлия Мусакулова высказала здравое мнение: «Проблема не в этом водителе, а в системе в целом: водителей никто не контролирует. И еще. Почему пассажиры в подобных ситуациях чаще всего молчат? Ведь когда такая заметка появляется в соцсети, под ней сразу возникает куча комментариев».
Трудно не согласиться…

«Светопреступление какое-то!»
Так отреагировали участники группы на обращение к «дежурному» группы жителей микрорайона Акжар, что в Наурызбайском районе:
– Зима еще не началась, а за последнее время уже раз восемь у нас выключали свет. Сегодня, например, отключали четыре раз за день, без предупреждения, не было энергии минимум полдня. Зимой бывает отключение еще чаще. А это тепло, результат – больные дети. Мало того что в Акжаре нет воды, так еще и тепла нет! Насколько мы знаем, подстанция в Акжаре находится в частных руках. Значит, владельцы экономят на затратах и ремонте? Говорят, сейчас меняют столбы. Но почему это надо делать зимой?
Подрядной организацией ТОО «Милора» проведены работы по замене опор электроснабжения и линий электропередачи. Приносим извинения за доставленные неудобства.
К «дежурному» обратилась жительница дома № 38 микрорайона № 5 Нина Куприяновна Ботвич. Пенсионерка пишет, что уже много раз обращалась в акимат с просьбой установить освещение между детскими садами № 154 и № 174, обещали установить, но безрезультатно:
– Там темень вечером, старикам и детям страшно ходить!
Отдел благоустройства Ауэзовского района ответил, что указанный участок включен в план разработки проектно-сметной документации на следующий год. Реализация проекта ожидается в 2020–2021 годах.
Не скоро, однако…
В микрорайоне Шанырак-2 на улице Рахимова тоже проблемы с освещением:
– Нужна помощь «дежурного»! – пишет от имени своих соседей местная жительница Аида Азаматова. – Два месяца назад установили столбы освещения, светильники повесили, провода натянули, но света нет. Когда освещение будет включено?
По информации Управления городской мобильности, в текущем году по указанному адресу было проведено капитальное строительство новой дороги, где было также предусмотрено уличное освещение. На сегодня управлением готовится документация для ввода в эксплуатацию проекта, после чего уличное освещение будет передано на баланс «Алматы Қала Жарық». После полной передачи уличное освещение будет подключено. Завершение работ планируется до второго квартала 2020 года.
Осталось ждать недолго.

Карты меченные
Алматинец Кайрат Жуматаев поведал еще об одном способе выуживания денежек из карманов доверчивых граждан:
– Стою на улице, жду, когда освободится терминал. Пожилая женщина выходит, я захожу. Вижу, что она карту забыла в терминале, я ее окрикиваю. Далее диалог:
– Достаньте карту, пожалуйста, – просит она.
– Пройдите и возьмите сами.
– Здесь тесно, мне не пройти.
Я выхожу из этого скворечника.
– Пожалуйста, проходите и забирайте карту. У вас мало времени.
– Ну тебе трудно, что ли, было карту подать?
Молчу. Банкомат пиликает уже последние секунды.
– Ну давай принеси мне карту, у меня нога болит, мне тяжело ходить.
Молчу. Заходит нехотя, сама забирает карту. Выходит и что-то бурчит матерными словами. Из-за угла выходит пара мужичков, они спрашивают, все ли у нас в порядке.
– Все в порядке, – отвечаю. – Полиция уже едет…
Схема развода, как с найденным кошельком. Только вместо кошелька забытая карта в банкомате. Дальше по стандарту: «На карте было больше денег, ты последний ее в руках держал, на ней твои отпечатки и т. д. и т. п.» Мужички – свидетели, которые «все видели». В общем, ничего нового.
Совет: если увидели забытую карту в банкомате – не доставайте ее. Дождитесь, пока он ее «съест» или владелец сам ее вытащит. Не нажимайте кнопки отмены и пр. Компания мужичков-«свидетелей» будет давить на то, что вы перед банкоматом стояли, на клавиатуру нажимали, отпечатки ваши есть.
Если все же попались на этот «развод», вызывайте полицию, как бы они вас ни отговаривали и насколько бы виноватым вы себя ни чувствовали. Полиция и только полиция спасет вас от любых мошенников на улице, даже если ваше положение и выглядит на первый взгляд невыгодным.
Подготовил Василий ШУПЕЙКИН