Дежурный по городу

Борьба с препятствиями

С какими проблемами обращались алматинцы к «дежурному по городу»

В то время как Алматы освобождают от различных ограждений, в одном из микрорайонов люди оказались заложниками чужого ограждения.
В редакцию «Вечерки» от имени жителей микрорайонов Астана и Дубок обратилась алматинка Людмила Яновская. Она просит помочь им в решении следующей проблемы:
– На каком основании была перекрыта дорога общего пользования в микрорайоне Астана? – спрашивает Людмила Анатольевна. – Согласно генплану застройки и по факту эта асфальтированная дорога существовала 18 лет, а теперь владельцы домов № 13 и 15 построили на ней забор.
Между тем этот проход жизненно необходим для жителей улиц Пригородной, Цветочной, Тепличной микрорайона Дубок. Это выход на улицу Шаляпина, где ходит общественный транспорт, расположены продуктовые магазины, школа, поликлиники, детские сады, КСК, почтовое отделение.
Жители микрорайонов Дубок и Астана считают, что нарушены не только их права, но и архитектурно-строительные нормы: перекрыты коммуникации, застроены красная линия, высоковольтный кабель, канализация. Они много раз пытались разговаривать с соседями, перекрывшими дорогу, но все безрезультатно.
Лишенные прямого пути к магистральной улице обращались и в акимат Ауэзовского района, и в УГАСК, и в Управление по контролю за использованием и охраной земель, и в прокуратуру, и в АДГСП. Чиновники районного акимата выезжали на место. Но…
– Во всех инстанциях нас просили подождать, обещали решить вопрос в скором времени, пересылали письма из одной инстанции в другую, отписывались, но в итоге вопрос остается открытым, – сообщает Людмила Яновская и подтверждает все сказанное ответами вышеуказанных органов, фотографиями и подробными планами местности.
По словам заявительницы, районный архитектор сообщил, что границы участков домов № 13 и 15 изменены, в результате чего существующая асфальтированная дорога оказалась в собственности владельцев этих домов. И это несмотря на то, что в базе данных таких сведений нет.
– Почему на генеральном архитектурном плане наша дорога существует, а на плане земельного комитета ее нет?
Эти вопросы «дежурный» адресовал уполномоченным органам.
Выяснилось, что не все так просто. Чиновники считают, что это обычный соседский спор в частном секторе с давними обидами.
– Забор находится на территории дома № 13, принадлежащей гр. В. Ткаченко на праве частной собственности с 2014 года, – ответили в районном акимате. – Между тем прохода между домами № 13 и 15 нет. Земельные участки расположены смежно. Есть заключение Управления по контролю за использованием и охраной земель. Поэтому мы пригласили Л. Яновскую и собственников других домов с целью погасить разногласия между ними. Но мириться все отказались, в связи с чем было рекомендовано обратиться в суд.

8 001

***
От имени своих соседей по микрорайону Саялы (дома № 1 и 11) к «дежурному» обратился житель Алатауского района Бауыржан Минажадинов.
«Прошу оказать содействие в устранении аварийной для наших домов ситуации, созданной строительством и открытием двухэтажного магазина «Аржан», – пишет Бауыржан. – В самом начале строительства магазина жители наших домов ходили в районный акимат и выражали протест, но там не приняли никаких мер. Теперь наш двор превратился в проходной, где люди идут сплошным потоком, хотя между этими домами нет тротуара – они идут по отмостке, от чего она разрушается и оседает. Эта полоска бетона не рассчитана на тяжесть многих прохожих и колебания от шагов. Теперь в наши подвалы проникает вода. Думаю, скоро фундамент даст осадку и по стенам пойдут трещины! Владельцы магазина не реагируют на наши обращения! Чиновники районного акимата обещали провести собрание жильцов дома и решить вопрос большинством голосов…»
По словам Бауыржана, из-за обильных весенних осадков почва вокруг домов все больше проседает. Что будет с осенними дождями? По мнению заявителя, счет уже сейчас идет на дни и часы.

На публикацию откликнулся акимат Алатауского района. Чиновники попросили у нас контакты заявителя и связались с ним. По их словам, жители указанного дома, за исключением Б. Минажадинова, категорически против строительства забора, перегораживающего проход. Между тем владельцы магазина пообещали отремонтировать разрушенную отмостку при наступлении благоприятных погодных условий.
Надеемся, что в обоих этих случаях люди все же придут к консенсусу, минуя судебные разбирательства. Даже худой мир всегда лучше доброй ссоры.
Но… с каких пор градостроительные нормы стали предметом решения общего собрания жильцов? Почему вопрос о судьбе многоквартирного жилого дома, того, чей подвал в результате неправильного, по словам заявителя, строительства магазина уже затапливает вода, решают не специалисты ГАСКа?
На первый взгляд решение общего собрания как будто бы и есть «демократия в действии», но при этом чиновникам не следует забывать, что в демократическом обществе законы и правила обязаны строго и точно исполнять все.

8 002

 

Информация на сладкое

Алматинцы пожаловались на качество сахара-песка в одном из магазинов крупной торговой сети

8 004

– Magnum Cash & Carry, объясните, пожалуйста, что случилось с вашим сахаром? – обратилась к администрации магазина в группе «Дежурный по городу» алматинка Энжи Копылова. – Как можно продавать такой продукт? Я понимаю, в мешках нельзя разглядеть, что сахар находился где-то во влажном помещении. Но почему не оформили возврат, когда это обнаружилось? Вообще, есть золотое правило любого ретейла: не важно, дорогой продукт ты продаешь или дешевый, собственная торговая марка это или продукция поставщика, – никогда не унижай продуктом своего покупателя!

8 003

Пост вызвал бурное обсуждение. И хотя участники группы далеки от мысли, что комки в сахаре-песке – чье-то умышленное действие, наиболее памятливые все же вспомнили, что в советские времена нечистые на руку продавцы ставили ведра с водой рядом с сахаром, чтобы он стал тяжелее, напитавшись влагой из сырого воздуха. Тут-то и была маржа в карман продавца. Но еще раз оговоримся: не пойман – не вор. Тем более что администрация «Магнума» всегда открыта для диалога и оперативно откликается на жалобы по качеству товаров и обслуживания в их сети. Не отмолчалась она и на этот раз, тем более что поступили нарекания и по поводу того, что сахар находится не в колонках, а в открытых боксах, покупатели набирают его в пакеты самостоятельно, что вызывает сомнения в его чистоте.
На это замечание менеджер «Магнума» Эльмира пояснила:
– В данном случае несколько мешков из партии были с комками. При выкладке сотрудник (стажер) недосмотрел.
После проверки камеры видео­наблюдения выяснилось, что в течение 20 минут комки были сняты с прилавка и подготовлены к возврату поставщику. С сотрудниками проведена беседа и дополнительный инструктаж. Открытые боксы – это мировая практика. Около всех боксов есть инструкции и лопатки. Прежде чем ввести данные боксы, наши специалисты проводили тестирование, чтобы покупателю было удобно зачерпнуть лопаткой сыпучие продукты, не нависая над ними. По внутреннему радио объявляют правила пользования открытыми боксами. Мы надеемся на ответственность и благоразумие со стороны наших покупателей. Тем более что у покупателя есть выбор – сахар у нас есть расфасованный и есть в боксах, здесь можно набрать продукцию самостоятельно.
На вопрос «дежурного» по требованиям к внешнему виду и влажности продаваемого сахара получен ответ.
– Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 33222–2015 Сахар белый, технические условия: внешний вид сахара – это однородная сыпучая масса кристаллов, – пояснил менеджер «Магнума». – Допускаются комки, разваливающиеся при легком нажатии, цвет белый, чистый, допускается желтоватый оттенок. Массовая доля влаги не более 0,15%.
Но как проверить эту самую массовую долю влаги? В каких условиях должен храниться сахар перед тем, как он попадет в торговый зал?
На эти вопросы ответов от «Магнума» «дежурный» пока не получил. Зато со знанием дела проблему прокомментировала врач-санэпидемиолог Лариса Лян.
– На каждый продукт должны быть ГОСТы, в которых есть условия хранения, – пояснила специалист. – Если хранить в сыром складе, влажность продукта, естественно, будет выше нормы. Есть ли механическая вентиляция и система кондиционирования на складах «Магнума»? В этих помещениях должны иметься психрометры и проводиться ежедневный контроль влажности и температуры воздуха.
Каковы же требования к хранению сыпучих продуктов? Соблюдаются ли они? Если да, то в чем причина появления в продаже такого сахара? Кто должен контролировать качество продаваемого продукта и условия его хранения?
Выяснилось, что, к сожалению, некоторое время назад торговля приказом МЗ выведена из плановых проверок. Проверки проводятся только в случае жалобы или ЧП, профилактической работы нет. На сайте Генпрокуратуры есть перечень объектов, подлежащих проверкам. Торговых объектов там нет вообще, равно как и заведений общепита до 50 посадочных мест – основных нарушителей в этой отрасли. Может, в этом причина того, что нарушений в торговле стало больше, а случаи отравлений в небольших забегаловках далеко не редкость?
Из всего вышесказанного следует вывод: наша пищевая безопасность – наша ответственность. Что ж, раз доверять нельзя никому, будем бдительны: по возможности ходить в магазины со всеми возможными тестерами качества продуктов, с увеличительным стеклом читать все, написанное на упаковке самым мелким шрифтом, смотреть, не перебиты ли даты, все перевешивать-пересматривать-перенюхивать-перещупывать…
В конечном счете покупатель голосует кошельком: там, где его хоть раз обманули, он уже никогда ничего брать не станет. Таков закон свободного рынка.
Материалы подготовили Василий Шупейкин Ирина Васильева