О чувстве долга

29 001

Несмотря на то что в законе о коллекторской деятельности четко прописаны права и обязанности этих организаций, все еще возникают вопросы и нарекания на их деятельность.

В редакцию обратился читатель, который не знал, что ему делать с надоевшими звонками. Дело в том, что родственница Виктора Тихонова взяла кредит в банке, не платила вовремя и его мобильный телефон атаковали звонками представители коллекторской фирмы.
– Поначалу они мне подробно объяснили, что моя родственница взяла кредит и не платит по нему, – рассказывает Виктор. – Мой номер как контактный также она указала в договоре банковского займа. Я подтвердил, что это моя родственница, но у меня своя семья и я к этому займу не имею никакого отношения. Указав ее адрес, посоветовал им обращаться к ней напрямую. Но звонки не прекратились. В течение месяца с разной периодичностью мне рассказывали эту историю, потом и вовсе стали угрожать судом и тем, что я сам за нее буду выплачивать кредит.
К сожалению, это не единичный случай. Виктор нам также поведал о том, что его коллеге по работе Наталье полгода с разной периодичностью звонили представители коллекторских агентств, спрашивая, знает ли она Шолпан Утемуратову, которая задолжала банку и в анкете указала данный номер телефона. Устав объяснять, что она понятия не имеет, что это за женщина и почему она указала ее домашний номер телефона, Наталья спросила, до какой поры это будет продолжаться и что нужно сделать для того, чтобы звонки прекратились. На этот вопрос представители коллекторской фирмы ей посоветовали съездить в ближайшее отделение банка второго уровня и объяснить там, что этот номер телефона оформлен на нее, подтвердив показания письменно. Тогда звонки сразу прекратятся.
– К сожалению, до принятия закона коллекторские агентства были вне регулируемого поля, и такие случаи имели место, – рассказывает директор по развитию бизнеса «Первого кредитного бюро» Асем Нургалиева – Но как вы знаете, в прошлом году был принят закон «О коллекторской деятельности». В нем четко прописано, что теперь представители данных фирм могут беспокоить заемщиков только в установленное время и определенное количество раз. Ранее также они могли позвонить работодателю заемщика и рассказать о том, что у него есть работник с проблемными долгами. Теперь они не имеют права распространять такую информацию. В целом в законе много ограничений для коллекторских агентств, а для проблемных заемщиков созданы более лояльные условия.
По словам банковского омбудсмена Ерсерика Сиырбаева, который принимал участие в рабочей группе по разработке закона, в нормативном акте жестко прописана коллекторская деятельность с целью защиты прав потребителей.
– К примеру, коллекторское агентство обязано взаимодействовать с должником в будние дни с 8.00 до 21.00, – объясняет Ерсерик Сиырбаев. – По требованию заемщика сотрудники агентств обязаны представить информацию и копии документов, подтверждающие их полномочия, и другое. Если ранее любая организация могла себя назвать коллекторской и требовать возврата долга, то таковой теперь могут считать себя те, которые зарегистрировалась в Национальном банке и прошли учетную регистрацию. В настоящее время официальную регистрацию прошли уже 65 подобных организаций.
Развенчивая миф о бандитах с большой дороги, Асем Нургалиева говорит, что сегодня это уже не люди с утюгами.
– Коллекторское агентство представляет собой большой штат сотрудников, – рассказывает госпожа Нургалиева. – Это call-центр, где мальчики и девочки обзванивают по телефону заемщиков, напоминая о том, что нужно погасить долг, и вторая часть – это юристы. Они готовят иски и ведут судебные дела.
Дело в том, что существуют легальные юридические инструменты, с помощью которых можно взыскивать долги. Для банков второго уровня таким инструментом, к примеру, становится платежное требование-поручение. Если у клиента есть просрочка по кредиту, то банковские сотрудники могут выставить арест на все его счета. И как только средства появляются, к примеру, в третьем банке, они могут быть списаны в пользу кредита.
Законом также определены квалификационные требования к учредителям и руководителям коллекторских агентств. Если раньше их мог создать кто угодно, то теперь руководителями агентства не могут быть ранее судимые, привлекавшиеся к уголовной ответственности, уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов люди. Руководители данных компаний должны иметь юридическое или экономическое образование, опыт работы в подобной сфере. Таким образом, по закону на рынке коллекторских услуг должны работать люди, которые понимают, как работать и какие правила должны соблюдаться при работе с должниками.
Закон запрещает коллекторским агентствам распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействуют. Либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред должнику. Совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы лица, с которым взаимодействует агентство, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда. Оказание давления путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, его представителя и третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа.
Помимо защиты прав потребителей закон «О коллекторской деятельности» внес ясность в отношения между коллекторами и банками второго уровня. Ранее не была регламентирована процедура передачи прав требования, не оговаривались их объемы. Зачастую возникали ситуации, когда заемщики приходили на консультацию в банк с просьбой помочь им в реструктуризации задолженности, последние отправляли их к коллекторам, а те требовали выплатить деньги немедленно.
Теперь закон регламентирует, какие долги банк может передать коллекторам, в течение какого времени, на основании какого договора, какие документы передаются из финансовой организации в агентство, какой объем обязательств возлагается на коллектора. И даже то, какие действия данные организации должны выполнить в отношении заемщика. Они должны уведомить его надлежащим способом ежемесячно, по требованию должника, предоставлять информацию о том, как используются его взносы – отправляют ли они их на погашение основного долга или вознаграждения и так далее.
Таким образом, по мнению экспертов, принятый закон помогает не только должникам, но и банкам второго уровня и коллекторским агентствам.
Что делать если?
В случае неправомерных действий со стороны коллекторских агентств заемщики могут обращаться к банковскому омбудсмену по телефону:
8 (727) 261-22-16 и непосредственно в Национальный банк РК. Общественная приемная Нацбанка находится по адресу: Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефоны для справок
8 (727) 261-92-13,
8 (727) 278-81-04 (вн. 2061).
Ирина ТУЛИНОВА