Приёмный покой

Пошли на встречу. Цена бесплатного. Болезненная тема

Пошли на встречу

24 001

На прошлой неделе состоялось долгожданное мероприятие – встреча руководства Управления здравоохранения с представителями НПО по правам людей с ограниченными возможностями

Встреча, организация которой была возложена на советника акима по проблемам инвалидов Вениамина Алаева, была проведена под председательством заместителя акима
М. Дарибаева по поручению главы города. Мероприятие прошло в рамках утвержденного графика встреч НПО инвалидов с местными исполнительными органами (МИО) на 2018 год. Во встрече приняли участие руководитель Управления здравоохранения Алматы Серикбол Мусинов, его заместители и специалисты ведомства, директор ФСМС
Т. Абильдаев, заместитель руководителя ДООЗ по городу Укибай Майра, представители городского Департамента Комитета фармации и главные врачи районных медицинских организаций.
Предложение Серикбола Мусинова озвучить все проблемные вопросы для их решения в формате «здесь и сейчас» участники встречи восприняли с энтузиазмом. Тем более что с его стороны поступило долгожданное предложение о ежеквартальном приеме инвалидов с его участием (последний четверг) и ежемесячном – с заместителями Управления здравоохранения.
В ходе встречи были подняты актуальные вопросы оказания медицинской помощи людям с ограниченными возможностями. Проблем накопилось очень много, а потому зал был переполнен. Инвалиды высказывали жалобы на отсутствие доступа в медицинские учреждения. По большей части это были претензии в адрес частных поставщиков, в том числе АО «ЦКБ», по оказанию в платном порядке объема медицинских услуг, гарантированных государством. И об этом мы уже писали в «Приемном покое» (№ 23 «Вечерки» от 22.02.2018 года, «Больные вопросы»). Председатель Казахстанского республиканского общества инвалидов в Афганистане С. Макашев высказал претензии по необоснованной оплате медицинских услуг в этом медучреждении, взимании денег в дневном стационаре за лекарственные препараты.
Шла речь и о недостаточной адаптации для лиц с инвалидностью медицинских учреждений частного сегмента, допущенных к кампании свободного прикрепления граждан в рамках ГОБМП, об отсутствии сайтов у поставщиков, а также о незаконном прикреплении к МО, о чем мы также недавно писали (№ 34 «Вечерки» от 21.03.2018 года, «Нас прикрепили, а мы и не знали?»).
Кроме того, на встрече прозвучали вопросы об отсутствии многопрофильного реабилитационного и офтальмологического центров из-за перехода КазНИИ глазных болезней в частную собственность. Прозвучали нарекания по поводу размещения ревмоцентра в помещении, не соответствующем потребностям пациентов, в том числе инвалидов, по недостаточной адаптации стационаров к их нуждам и прочее. В частности, С. Петренко, инвалид I группы, возмущался пандусом в ГКП на ПХВ «ВОВ», использование которого опасно для жизни.
На многочисленные нарекания со cтороны инвалидов по зрению в части необоснованной оплаты офтальмологических услуг и отсутствия реабилитационного центра руководителем УЗ Серикболом Мусиновым было озвучено предложение об открытии в каждой поликлинике района реабилитационного кабинета и принятии решения открыть глазной центр на базе центральной городской больницы.
Понятно, что за одну встречу разрешить все болевые точки невозможно, более того, не все успели даже высказаться. Поэтому член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева предложила изложить все проблемные вопросы в письменном виде. По каждому вопросу были даны поручения специалистам управления, а также главным врачам медицинских организаций.
Депутат Мажилиса от КНПК Ирина Смирнова, активно участвующая в судьбе социально уязвимых слоев населения, во время заседания приняла решение разрешить все эти проблемы в оперативном режиме, адресовав их главе НПП города Алматы Багдату Телебай. В свою очередь Багдат Газизович пообещал оказать содействие в рассмотрении вышеуказанных вопросов, предложив провести аудит частного медицинского сектора по соблюдению законодательства в области прав лиц с инвалидностью.
– Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, одним из принципов которой является доступность и мобильность, – напомнила участникам встречи Галия Тобатаева. – В Конвенции записано четко: «Государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к информации, включая информационно-коммуникационные системы, и к другим объектам. А также, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов».
На встрече прозвучали просьбы со стороны НПО инвалидов по приобретению и установке дополнительного вспомогательного оборудования в медицинских организациях на случай пожаров и других ЧС, а также услуг онлайн-сурдоперевода.
– Вспомогательное оборудование, в том числе тактильные дорожки, пандусы и прочее, приобретаются посредством тендера из бюджетных средств, – пояснила собравшимся Галия Тобатаева. – Но в нормативно-правовых актах отсутствует какое-либо положение о необходимости и обязательности наличия онлайн-сурдоперевода, равно как и дополнительных устройств (например, подъемников на случай пожара), а значит, такие требования не обязательны к исполнению.
При таких условиях покупка клиниками реабилитационных средств, не прописанных в СНиП, будет трактоваться как нецелевое использование, за что предусмотрено административное и даже уголовное наказание. Участники встречи пришли к соглашению, что при желании руководства медицинской организации все это можно приобрести за счет внебюджетных средств. Было бы желание.
– Мы договорились встречаться с Управлением здравоохранения ежеквартально, – подытожил мероприятие советник акима города по проблемам инвалидов Вениамин Алаев. – Если эта практика закрепится и актуальные вопросы будут решаться, то уже через год ситуация в городе изменится к лучшему.

Справка
В настоящее время в Алматы более 70 субъектов здравоохранения с формой собственности ТОО, с которыми заключены договоры закупа услуг в рамках ГОБМП.

 

Цена бесплатного

24 002

В № 23 «Вечерки» от 22.02.2018 года («Новаторский подход?») мы поднимали вопрос неправомерного взимания денег с пациентов за услуги, входящие в перечень бесплатных, в АО «ЦКБ». Этот факт тогда констатировала и комментировала член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева.
«АО «ЦКБ» – одна из старейших медицинских организаций, осуществляющая медобслуживание граждан, прикрепленных в рамках ГОБМП за счет средств республиканского бюджета, – констатирует Галия Габбасовна. – Известно, что главной ценностью больницы является пациент, уважение его прав, а основное предназначение лечебного учреждения – это организация медпомощи прикрепленному контингенту. Несмотря на это, здесь пациенту-пенсионеру пришлось оплачивать медуслуги, гарантированные государством в рамках ГОБМП (анализы на гепатит и онкомаркер). Может, в ЦКБ считают, что для пенсионера 8000 тенге – это сущий пустяк?»
Прошло три месяца. Правозащитница направила по этой ситуации запросы во все уполномоченные органы. Но история, увы, так и не получила логического завершения.
«…Министерство здравоохранения отписалось, прокуратура города ограничилась переадресацией в Управление здравоохранения и ДООЗ города, – пишет в группе «Приемный покой» Facebook Галия Тобатаева. – В свою очередь руководство УЗ города перенаправило обращение в ДООЗ города Алматы, которое устранилось от проведения внешней экспертизы, дав ссылку на ФСМС и прокуратуру.
Третий месяц это заявление с моим запросом «гуляет» по различного рода ведомствам».
Галия Тобатаева с горечью констатирует, что доказать правоту в сфере медицины крайне сложно.
«И это притом, что в наличии оплаченный чек, направление сотрудников на оплату в частную лабораторию, заявление и прочее, – пишет Галия Габбасовна. – Вынуждена продублировать обращение в адрес головного ведомства – Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК, ибо АО «ЦКБ» является субъектом квазигосударственного сектора, с просьбой проведения проверки АО «ЦКБ», равно как и прокуратуры города Алматы, а также деятельности уполномоченных органов здравоохранения Алматы, безосновательно самоустранившихся от проведения экспертизы. По какой причине прокуратура города Алматы отказывается рассматривать этот вопрос?»

 

Болезненная тема

В группу «Приемный покой» с жалобой обратился алматинец Сергей Петренко:
«В поликлинике № 7 ВОВ карточку не дают на руки, – жалуется инвалид. – Говорят: наша карточка! После скандала дали. Почему человек с ограниченными возможностями, приходя в поликлинику, должен испытывать стресс?»
И эту тему мы уже поднимали в своих публикациях. Несмотря на это, вновь даем информацию. Пациенты должны знать свои права!
В приказе № 557 «Об утверждении инструкции о деятельности регистратуры организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь» не прописана процедура выдачи карточки, равно как и регламент, отсутствует информация об отказе давать карточку на руки пациентам.
Кроме того, в ответе на аналогичное обращение профильному министру МЗСР члена Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галии Тобатаевой был предоставлен следующий ответ: «…Нормативно-правовыми актами не предусмотрен порядок выдачи амбулаторных карт». То есть процедура выдачи медкарточки попросту не прописана.
Между тем в соответствии с пунктом 4 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс) при получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию.
Согласно пункту 6 статьи 91 Кодекса информация может быть скрыта от пациента лишь в тех случаях, если есть веские основания полагать, что предоставление медицинской информации не только не принесет пользы, но причинит пациенту серьезный вред. В этом случае данная информация сообщается супругу (супруге) пациента, его близким родственникам или законным представителям.
Иными словами, медицинская учетная документация хранится в организации здравоохранения, но при необходимости пациент может быть ознакомлен с медицинской документацией.
Более того, по закону пользователь имеет право получать информацию любым не запрещенным способом, обращаться с запросом о предоставлении информации, ничем не обосновывая это.
Вновь и вновь напоминаем читателям: знание своих прав может во многом облегчить даже такое малоприятное дело, как хождение по медучреждениям.

Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА