Приёмный покой

"…Если у тебя сломаны ноги, приляг и поспи прямо на полу, заодно освежишься! – констатирует алматинка. – Все ради пациентов!"

Частный случай

Проблема обслуживания бюджетных пациентов в частных медицинских организациях (ЧМО) по-прежнему имеет место быть. Ну не хотят медики ЧМО обслуживать всех на равных – и тех, кто платит сам, и тех, за кого заплатило государство.

24 001

«Знакомьтесь, клиника «Асмед-2», – пожаловался в группе «Приемный покой» алматинец Александр Зюбин. – Я получил туда направление от своего участкового врача на плановое эхообследование сердца (эхокардиографию). Поликлиника находится на Баумана – Толе би. Придя в эту клинику и заняв очередь в кабинет к кардиологу Нурахметовой, я услышал от врача вот такое: «У нас в первую очередь идут платные пациенты, а вам, бюджетнику, придется подождать, пропустив троих платных пациентов». Хорошо, жду. Пропустил трех человек. Спрашиваю врача, когда будут делать обследование. Оказывается, аппарат на другом этаже, там платно, и врач в платном кабинете меня обслуживать не будет. Спускаюсь на 1-й этаж, сажусь у кабинета УЗИ и жду кардиолога, чтобы сделать эхографию. Но врач снова начинает обслуживать платных больных. На мой вопрос, когда дойдет очередь до меня, стандартный ответ: «Платные в первую очередь, ждите...» Когда пошел третий час ожидания, я решил познакомиться с заведующей. Она переговорила быстро в сторонке с кардиологом, и у той сразу же нашлось время для меня, бюджетного, но у меня уже не было ни доверия к этому врачу, ни желания с ним общаться. Оказалось, что в соседнем здании этой клиники есть такой же кабинет, где мне через 15 минут без нервотрепки сделали обследование. Почему так?»
Алматинцы высказали свое мнение об этом в соцсетях.
SashIvankov: «Бюджетник» – не равно «бесплатник»...»
Ольга Гажева: «Зарплата в кармане – вне зависимости от того, посетил ее бюджетник или нет. А тут другое дело – пациент, который тащит деньги в клюве клинике. Только значение слова «зарплата» некоторые не до конца осмысливают. Заработная плата – это плата за работу, а не за отфутболивание людей и просиживание на работе красиво за чашкой чая! Прождать около трех часов приема – это жесть…»
Азамат Жаксыгереев: «Тут врач оказался в роли прокладки между молотом и наковальней, то есть между начальством и пациентом. Правило «сначала платные, потом бюджетные» установила явно не она».
Однако не сработал бы принцип, когда жадность кое-кого сгубила…

Стой, кто идёт
Алматинка Александра Алехова получила травму и была доставлена в 12-ю ГКБ. Оттуда она прислала нам фото с комментариями приемного покоя у кабинета травматолога.
«…Если у тебя сломаны ноги, приляг и поспи прямо на полу, заодно освежишься! – констатирует алматинка. – Все ради пациентов! По принципу «к нам добрались – и пешком постоите!» Одна женщина искала коляску, так ей кое-как дали в залог ее удостоверение личности…»
У других алматинцев оказались свои воспоминания об этом коридорчике, которыми они и поделились.

24 002

Например, Панфилова Маруся: «Там выпросить коляску, чтобы довезти до кабинета травматолога пациента с подозрением на перелом ноги, целая история! Как хочешь, так и прыгай на одной ноге. Сталкивались... Разве это нормально?»
– Конечно, это ненормально, – констатирует член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева. – Отсутствуют принцип пациентоориентированности и надлежащие условия для пациентов. Коляски должны быть в наличии у входа. При поступлении больного его должен сопровождать менеджер из СМП.
Но, как выяснилось, не только 12-я ЦГКБ страдает такой неправильной ориентацией. Коляски для больных отсутствуют и в других медучреждениях.
Трофимова Антонина: «Недавно онкоцентр перевели в 4-ю горбольницу. Там днем с огнем не найдешь кресло для передвижения больных. Как так? Ну элементарные вещи должны быть учтены!»
Меж тем на критику откликнулась администрация Центральной городской клинической больницы.
– К специалистам-травматологам зачастую обращаются пациенты, которых транспортируют на каталках или в креслах-колясках, – ответил представитель администрации ЦГКБ Багдад Алимбетов. – Для своевременного и беспрепятственного оказания медицинской помощи пациентам созданы условия свободного передвижения. Для пациентов, которых принимают специалисты-травматологи, сидения установлены возле кабинета рентгенологических исследований, который находится рядом с кабинетом травматологов. Кроме того, в приемном покое организован зал ожидания для сопровождающих и родственников пациентов. При возникновении вопросов касательно оказания медицинской помощи или условий клиники просьба обращаться к руководителю службы поддержки пациентов и внутреннего аудита Майе Толеугали по телефону 8-775-222-23-30.

Цифровой диагноз
Сейчас идет активное обсуждение процесса отказа от медкарточек в обычном понимании этого слова – с бумажных носителей информация переносится в электронный формат.
Многие IT-компании активно включились в процесс цифровизации в области медицины. К примеру, ТОО «Центр информационных технологий «Даму» предложило свое приложение Damu Med, используя которое человек дает согласие на применение процедур ТОО при регистрации и обслуживании в медицинских организациях (читайте «Вечерку» № 83 от 3.07.2018 года «Цифровой консилиум»).
Напомним, что для идентификации пациента в системе должны содержаться сведения о его мобильном телефоне, через который происходит идентификация пользователя. Что касается пользовательского соглашения, то компания просит подтвердить согласие при оказании услуг. Если номер в базе данных не зарегистрирован, то Damu Med предлагает пациенту предоставить фотографию своего удостоверения личности, чтобы оформить заявку, которую в свою очередь рассматривают сотрудники поликлиники. При этом у пациента есть альтернатива – не отправлять фото удостоверения, а прийти в регистратуру поликлиники, где сотрудники заполнят необходимые данные в присутствии пациента.

24 003

– При подключении любой МИС, в том числе Damu Мed, услугодатели при оказании государственных услуг обязаны получать письменное согласие услугополучателя (пациента) на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, – еще раз напоминает Галия Тобатаева. – Кроме того, согласно статье 8 Закона РК «О защите прав потребителей» «не допускается принуждение потребителя на заключение договоров». А с этим у нас проблема, население не доверяет подобного рода новшествам, категорически отказываясь подписывать этот документ, что неудивительно с учетом многочисленных фактов утечки информации о больных. При этом руководителям медорганизаций установлен план реализации этого проекта, спущенный сверху. Между тем индикаторы носят репрессивный и карательный характер, а потому выполнить план крайне сложно. В равной степени это касается и оцифровки амбулаторных карт.
Неудивительно, что пока люди с опаской относятся к таким нововведениям. На сегодняшний день закон не всегда является гарантией того, что персональные данные пациента не станут достоянием всех желающих.
Но многих алматинцев резонно заинтересовал вопрос: а если человек не даст такую подписку, что тогда? Ему откажут в медицинском обслуживании?
Пока трудно сказать, как все получится на практике, но право на медицинское обслуживание гарантируется нашим основным законом – Конституцией. Да и в Кодексе о здоровье четко прописано: «Статья 29. 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья. 2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи».
А как будет, покажет время…

 

Тайный пациент

В рамках реализации проекта «Тайный покупатель» членами специальной мониторинговой группы Департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции города Алматы проведен мониторинг соблюдения безбарьерной среды объектов здравоохранения города.

Выяснилось, что в ГКП на ПХВ № 2 (улица Шухова, 37б) отсутствует в полной мере безбарьерная среда.
– Многие параметры в этой клинике не соответствуют требуемым, – отчиталась по итогам рейда Галия Тобатаева, занимающаяся защитой прав инвалидов. – Например, ширина туалетных проемов не соответствует СНиП (должна быть не менее 0,9 метра), чтобы инвалид мог проехать на коляске. Есть нарекания к расположению выключателей и розеток, к дверным ручкам и другому оборудованию поликлиники.
Между тем Законом о социальной защите инвалидов предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также юридических лиц по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданиям, свободной ориентации и передвижения в соответствии с государственными стандартами, в том числе к объектам здравоохранения. Кроме того, согласно Закону о государственных услугах услугодатели обязаны создавать необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг.
Также СМГ тем же методом «тайный покупатель» была проведена проверка в части соблюдения стандартов государственных услуг в области здравоохранения в ГКП на ПХВ «ВОВ».
– В данном медучреждении при обращении пациента в регистратуру он был перенаправлен на согласование к заведующей отделения, которая задавала некорректные вопросы о наличии прописки, номере дома и квартиры, – сообщила член СМГ Галия Тобатаева. – Но правилами прикрепления не регламентированы подобные действия медработников, за исключением уточнения причины его выбора.
Напомним, что согласно приказу министра здравоохранения РК от 28.04.2015 года № 281 «прикрепление граждан к организации ПМСП осуществляется по месту постоянного или временного проживания, работы, учебы, с учетом права свободного выбора врача, медицинской организации. Изменение прикрепления граждан к организациям ПМСП осуществляется: при изменении места постоянного или временного проживания, работы или учебы в случаях реорганизации или ликвидации организации ПМСП; не чаще одного раза в год при свободном выборе гражданином врача и медицинской организации; в период кампании, проводимой ежегодно с 15 сентября по 15 ноября по прикреплению населения к организации ПМСП».
Алик Шпекбаев, председатель АДГСПК, также дал оценку мониторинга обследованных СМГ медучреждений и призвал представителей госорганов создавать комфортные условия для людей.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА