Алматинцы, о которых говорят больше всего

«Вечерка» продолжает рассказывать об алматинцах, не забывающих о доброте и меняющих город к лучшему

Книга – источник помощи

5 003

Малочитающим алматинцам привить любовь к литературе, а книголюбов научить экономить. Со своей миссией социальный книжный проект I Book You и его основатель Марина Шарипова справляются более чем успешно, помогая заодно и больным детям.
Под брендом этого проекта в Алматы каждый сезон проходят городские книгообмены, которые не раз анонсировала «Вечерка». Все началось с того, рассказывает Марина, что три года назад мечту о профессии модного обозревателя пересилило желание заняться чем-то действительно социально полезным. Воплотилось оно в некоммерческий блог о книгах и читателях ibookyou.kz с публикациями обзоров и рецензий на литературные новинки, советов по книжной экономии. Вскоре проект вышел за пределы Интернета, и читатели смогли познакомиться с ним вживую, участвуя в литературных акциях, в том числе – благотворительных.
– Первым вдохновением послужил попавшийся на глаза российский проект «Книги в парках». Благодаря ему каждое лето в московских парках проходит огромное количество литературных мероприятий: чтение рассказов и стихотворений, встречи с известными авторами, концерты и так называемые буккроссинги – бесплатный обмен прочитанной литературой, – вспоминает основатель проекта I Book You Марина Шарипова. – Создать нечто подобное в Алматы за неимением ресурсов и связей было невозможно, поэтому и решила начать с интернет-пространства. Со временем люди все чаще стали писать о том, что у них есть книги, которые и выкинуть жаль, и отдать некуда. В тот момент мы поняли, что пришло время помочь в этом нашим читателям, для чего мы и вышли в реальное пространство.
Так появился ежеквартальный книгообмен I Book You, помогающий алматинцам сэкономить на покупке книг, а заодно провести ревизию в домашней библиотеке и найти старым изданиям новых хозяев, вместо того чтобы сдавать их в утиль. Условия акции предельно просты: принести свои прочитанные книги и бесплатно выбрать взамен любую литературу у других участников. Желающих обзавестись интересным чтивом становится все больше – средняя посещаемость книгообменов выросла с 40 до 200 человек. Отдельно проходят и детские книгообмены, где главный посыл в том, чтобы ребенок сам выбирал на полках то, что ему нравится.
Правил у проекта только два: первое – взять с полок можно ровно столько, сколько готов отдать взамен, второе – литература статуса б/у должна быть в опрятном виде. Об эстетических требованиях организаторы предупреждают в первую очередь, тем не менее до сих пор не вся литература получает допуск фильтра.
– На старте, когда участников собиралось немного, качество книг было очень высоким. Но потом книгообмен стал набирать популярность, этот показатель снизился, – добавляет Марина. – Гости, бывает, возмущаются, хотя мы не имеем никаких претензий, а просто по опыту знаем, что именно такие книги чаще всего не берут. Но мы их и не выбрасываем: если есть возможность, оставляем невостребованное себе, либо они становятся частью интерьера того заведения, где проходило мероприятие.
Проводить книжную акцию чаще, несмотря на растущий к ней интерес, у команды I Book You нет ни физических, ни каких-либо других возможностей. Проект является социальным. Если входной билет на книгообмен и делают платным, участники знают: символическая сумма идет не в чей-то карман, а на благотворительную помощь нуждающимся детям. Зарабатывают на жизнь активисты в совершенно других направлениях, поэтому проекту удается посвящать только свободное время.
– Книгообмен стал нашей визитной карточкой, поэтому, как бы ни было тяжело, бросить его уже не сможем, хотя столько раз намеревались. Уйму времени, сил и нервов отнимает подготовка – начиная с поиска помещения и заканчивая рассылкой приглашений, – поясняет Марина. – Но помимо ответственности перед читателями у нас есть еще один важный стимул продолжать дело. На одном из платных книгообменов нам удалось собрать 100 тысяч тенге, на которые мы закупили подгузники для онкобольных детей. А два года назад мы провели благотворительную акцию «Свидание вслепую с книгой», собрать издания для которой нам помогла Центральная библиотечная система. Формат широко известен в мире, и суть его в том, чтобы выбрать книгу не по обложке, а по содержанию. Каждая книга заворачивается в бумагу, на которой несколько строк о сюжете, авторе и дате выхода в свет. Несмотря на реальную стоимость книг, мы поставили одинаковые цены – 500 и 1000 тенге, в зависимости от объема. К нашему удивлению, все 40 книг разошлись всего за 20 минут, хотя мы не верили, что люди будут покупать, не зная, за что платят. Было бы здорово повторить акцию вновь, но без помощи спонсоров не обойтись.

 

Гид педальный

5 001

Алматинский велолюбитель Александр Габченко знает, как совместить здоровое увлечение с созданием имиджа города и заодно зарабатывать на этом. В мегаполисе появился аналог известных в мире двухколесных экскурсий под названием «Достопримечательности с колес».
Авторская разработка велоэнтузиаста Александра Габченко уже прошла стадию пилотного запуска – двое иногородних туристов остались довольны необычным знакомством с Алматы. По протяженности маршрута велоэкскурсия охватывает девять километров, во временном срезе – от 60-х годов XIX века до 90-х XX столетия, а по продолжительности – до двух с половиной часов. Программа велотура, укрепляющего не только знания, но и мышцы, включает 22 исторических и культурных объекта.
– Я часто наблюдал подобные велоэкскурсии в разных городах мира, и очень хотелось, чтобы нечто подобное появилось в моем любимом Алматы. Однако ничего не происходило, поэтому и решил сам за это взяться, – делится автор проекта Александр Габченко. – Это прекрасная и, что важно, круглогодичная возможность узнать Алматы с новой стороны и побывать там, куда не заезжают туристические автобусы. Пришел я к этой идее год назад, но у нее есть предыстория. Около двух лет назад я придумал похожий проект для Instagram. Суть его заключалась в том, что на велосипеде мотался по рабочим делам, а возле значимых объектов останавливался и фотографировал своего двухколесного коня на их фоне. Далее публиковал снимок в соцсети и подписывал его какими-нибудь интересными фактами из истории этого места. Среди подписчиков идея имела большой успех, и просуществовал проект почти целый год. Столько же времени ушло и на его воплощение в живом формате – на подготовку интересного исторического материала и организацию логистики. Маршрут разработал самостоятельно – на основе тех знаний, что у меня уже были, и информации из открытых источников. Велосипеды, кстати, мы предоставляем в аренду.
К слову, на данный момент Александр сам выступает единственным велоэкскурсоводом, но если все пойдет по плану и проект масштабируется, на примете есть еще пара опытных велосипедистов, готовых присоединиться. Заручился бы Александр и партнерством с турфирмами, чей опыт пригодился бы в привлечении туристов. С ценовой политикой создатель «Достопримечательностей с колес» определится в ближайшее время.

 

Всё начинается в пятницу

5 002

Завести деловые связи, услышать лучшие истории успеха, пополнить записную книжку сотнями полезных контактов и даже устроиться на работу мечты. Все это предлагает горожанам социальная бизнес-площадка Fryday Almaty, существующая под управлением Алмагуль Калымжановой в пяти разных форматах.
Проект в формате нетворкинга, то есть помощи в поиске и установке деловых связей, зародился в Киеве. Эдакие пятничные вечеринки для бизнесменов постепенно зашагали по миру, и сегодня они есть уже почти в 20 странах. Пять лет назад собственный Fryday, в названии которого обыгрывается не только пятница, но и горячий интерес, появился и в Алматы. Упор на социальную составляющую открыл вход на площадку не только бизнес-элите. Приглашения на очередную встречу может увидеть любой пользователь социальной сети Facebook, на одно из которых откликнулась однажды и Алмагуль, пришедшая на площадку просто в качестве участника. Девушка увлеклась не на шутку, а вскоре ей предложили возглавить проект в Алматы – пришлось перевернуть режим дня с ног на голову, но благодарная обратная связь с участниками искупила усилия в двойном объеме.
– Fryday Almaty – самое крупное сообщество социально активных профессионалов своей отрасли. Мы даем возможность завязать полезные знакомства и в неформальной обстановке пообщаться с яркими представителями деловых кругов и просто с новыми интересными людьми. Это здорово, ведь на работе чаще всего круг общения довольно ограниченный. Для кого-то такие встречи становятся судьбоносными, – рассказывает организатор Fryday Almaty Алмагуль Калымжанова. – Здесь можно услышать самые разные истории успеха или же рассказать о себе, даже если особыми достижениями пока похвастаться не можете. Пусть это будет первый трамплин начинающего предпринимателя. Кстати, на нашей платформе находят друг друга молодые стартаперы, у которых нет капитала на раскрутку, и потенциальные инвесторы. Ну и, конечно, работодатели зачастую присматривают здесь себе сотрудников или деловых партнеров. Кстати, среди аудитории есть и иностранцы, так что это отличная возможность подтянуть и деловой английский. Бывает, что к нам приходят люди несколько застенчивые, интраверты по натуре, которым сложно сделать первый шаг. Таким мы помогаем, делаем все, чтобы они не отсиживались «в углу», а тоже влились в компанию. Для большего раскрепощения участников проводим конкурсы с призами, где, например, нужно на скорость найти среди аудитории людей определенной профессии.
Алматинский Fryday существует уже в пяти различных форматах, чтобы участники могли выбирать программу и удобное расписание. Это и пятничные встречи «без галстуков» после работы, и субботние бизнес-завтраки с участием бизнес-тренеров и финансистов, и Fryday W по средам с главным приглашенным спикером, и Special Fryday на тему искусства, где находят поддержку молодые художники и дизайнеры. Проводятся здесь и мастер-классы по основам делового общения, ораторского искусства и самопрезентации, профессионалы могут поделиться и рекомендациями по грамотному составлению резюме. Количество участников одной встречи может достигать порядка 280 человек.
– Fryday никто не финансирует, существуем мы за счет партнерских отношений. Плюс презентацию образовательных или социальных проектов на своей площадке мы проводим бесплатно. Мы также тесно сотрудничаем с образовательными центрами, которые также могут обучить наших гостей навыкам, которые пригодятся в любой работе, – добавляет представитель Fryday Almaty. – Стоимость участия – 3000 тенге, но прибыли как таковой это не приносит. Нужно договориться с заведениями, а каждый раз встречи проходят в новых местах, предоставить гостям напитки и закуски.
Самое сложное в подготовительных хлопотах, говорит Алмагуль, выкроить окно в напряженном рабочем графике главного гостя, с которым команда знакомит аудиторию. В числе главных фишек Fryday – единая электронная база из более чем 10 тысяч действующих контактов, которые за пять лет удалось собрать за счет обмена визитными карточками.

Адрес страницы Fryday Almaty в Интернете: facebook.com/fryday.almaty.

Марина ПЕСТРЯКОВА
Фото из архивов героев

Уважаемые читатели! Если вы хотите поддержать наших героев или рассказать о добрых начинаниях алматинцев, пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.." style="text-decoration: underline; color: #0000ff;">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Звоните по телефону 292-74-21.