367.3  419.68 5.58

Бесплатная гарантия

Приёмный покой

Как не платить за бесплатные услуги.

В № 23 «Вечерки» от 22.02.2018 года в статье «Новаторский подход?» нами была поднята тема взимания денег за то, что положено бесплатно. Напоминаем читателям об этой публикации вовсе не потому, что нам хочется муссировать негатив, а потому, что проблема, поднятая в ней, до сих не решена по существу. В этом можно убедиться, почитав посты и комментарии к ним в группе «Приемный покой» Facebook.
«…АО «ЦКБ» – одна из старейших медицинских организаций, осуществляющая медобслуживание граждан, прикрепленных в рамках ГОБМП за счет средств республиканского бюджета, – написала в Facebook член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева. – Но здесь пациенту-пенсионеру пришлось оплачивать услуги, гарантированные государством в рамках ГОБМП: анализы на гепатит и онкомаркер, которые проводятся бесплатно для социально уязвимых групп населения при наличии направления и показаний. При отсутствии возможности пройти эти обследования в прикрепленной поликлинике, а в настоящее время все государственные медорганизации не выполняют лабораторные исследования по причине централизации, она заключает договор с соисполнителем либо на правах аутсорсинга и отправляет пациента туда при надлежаще оформленном направлении».
Кроме того, тогда же выяснилось, что в АО «ЦКБ» не обеспечен в полной мере доступ для лиц с ограниченными возможностями.
«Отсутствуют тактильные средства информации, стоянка для инвалидов, места которых должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике, и продублированы знаками на вертикальной поверхности, – констатировала Галия Тобатаева, которая по совместительству возглавляет общественное объединение инвалидов «Подранки-Шарасыздар». – Не обеспечено первоочередное обслуживание лиц с инвалидностью, отсутствуют информационные стенды, адаптированные для лиц с инвалидностью, и многое другое».
По всем вышеописанным проблемам после внимательного изучения всей документации, в том числе и медицинской карты пенсионера, правозащитница направила запрос в уполномоченные органы.
«…в АО «ЦКБ» имели место дефекты оказания услуг по выполнению договорных обязательств как поставщика в части закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП, а также нарушение прав пациента на получение помощи в рамках ГОБМП, – написала в своем запросе Галия Габбасовна. – Также существует изъян в оформлении медицинской документации. Кроме того, пациент выразил нарекания по ненадлежащему качеству оказания медуслуг, включая деятельность регистратуры, ненадлежащего оформления на диспансерный учет и некорректного заполнения протоколов ведения пациента».
Член Общественного совета по защите прав пациентов отмечает, например, что терапевтом в протоколе отражены сведения, не соответствующие действительности: тахикардия, притом что у пациента в наличии брадикардия; в анамнезе записано, что операций не было, хотя они проводились, и др. Эндокринологом не прописаны немедикаментозное лечение, лечебно-оздоровительные мероприятия, рекомендации по навыкам здорового образа жизни, правильный прием препаратов и др. После осмотра невролога не указано, когда конкретно необходимо пройти следующую консультацию. И еще. Назначен препарат, который отсутствует в Казахстанском национальном формуляре (КНФ) – «Церебровин», производитель Primea Limited! Тогда как ГОБМП включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, обладающие наибольшей доказанной эффективностью.
Выяснилось, что после осмотра окулиста и поставленного диагноза «первичная открытоугольная глаукома» пациент не оформлен на диспансерное наблюдение, отсутствует дата следующего осмотра. Не прописаны профилактические меры, частота лабораторных и других диагностических исследований, действие по маршруту пациента, рекомендации по навыкам ЗОЖ, режим, лечение сопутствующих заболеваний и пр. И вновь назначены препараты (ОМК-1 и «Норматин»), которых нет в Казахстанском национальном формуляре.
На обращение получен ответ от заместителя председателя Правления ФСМС Б. Жакселековой:
«…В соответствии с подпунктами 4 и 5 договора в обязанности поставщика медуслуг входит: представление потребителям медицинских услуг наглядной информации с размещением в доступных местах производственной базы для всеобщего обозрения и на собственном интернет-ресурсе поставщика о перечне и объеме медицинских услуг с указанием видов и форм предоставления медицинской помощи; об условиях оказания ГОБМП в соответствии с договором.
В целях проверки объема оказанной медицинской помощи. Фондом проведен мониторинг качества и объема оказанных медицинских услуг путем посещения. В ходе проведения экспертизы амбулаторной медицинской карты больного направления. на диагностику вирусных гепатитов В и С, S – 100 не установлено. Объем медицинской помощи, в том числе прием врача общей практики, консультации узких специалистов, лабораторно-инструментальные исследования, проведен в соответствии с перечнем ГОБМП».
– Ответ впечатляет своей «правдивостью и лаконичностью», – возмутилась член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева. – Помощник медстрахования ФСМС под руководством профильного министра не обнаружил никаких дефектов, кроме недостаточной разъяснительной работы Совета по защите прав пациентов (СПП) с населением!
Между тем правозащитница отмечает, что в ходе проведенного мониторинга деятельности медучреждений Департаментом по делам государственной службы по городу Алматы было выявлено, что
«…касательно информационного обеспечения населения об оказываемых услугах, размещения стандартов и регламентов госуслуг, перечня услуг в рамках ГОБМП – всеми клиниками они размещены на видном и доступном месте, но в некоторых отсутствуют в целом (это Центральная клиническая больница, бывшая Совминовская)».
– Кто конкретно проводил экспертизу и проводилась ли она вообще? – спрашивает Галия Габбасовна. – И можно ли, учитывая такие ответы, доверять специалистам фонда, аккумулирующим финансовые средства пациентов?
Хотелось бы, чтобы фонд обязательного медицинского страхования все же был тем, чем был заявлен, – финансово устойчивой организацией, осуществляющей стратегические закупки эффективной и качественной медицинской помощи в интересах пациентов. Никому – ни чиновникам от медицины, ни пациентам, ни властям – не выгодно, чтобы хорошая идея была испорчена бездарным исполнением.
В продолжение темы
Напомним, что многие алматинцы оказались недовольны работой медицинских учреждений города. Были зафиксированы случаи незаконного прикрепления граждан к поликлиникам, о чем была публикация в № 56 «Вечерки» от 3.05.2018 года («Есть диагноз»). По этому вопросу мы направили запрос в адрес Управления здравоохранения города Алматы. Ответ за подписью заместителя руководителя УЗ М. Кенжебаевой был получен в срок. «…Согласно п. 5 приказа министра здравоохранения и социального развития РК от 28.04.2015 года, № 281, прикрепление граждан к организации (ПМСП) осуществляется по месту постоянного или временного проживания, работы, учебы, с учетом права свободного выбора врача, медорганизации в пределах одной административно-территориальной единицы… Также по п. 8 приказа прикрепление к организации ПСМП осуществляется на основе заявления произвольной формы и документа, удостоверяющего личность, в любое календарное время в соответствии с графиком работы организации ПСМП…»
Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА