Бизнес – с человеческим лицом

Умный город

Социальное предпринимательство становится все более заметным трендом среди казахстанских предприятий малого и среднего бизнеса. Об этом говорилось на встрече, посвященной презентации первого казахстанского сборника «Социальное предпринимательство в Казахстане – 2016», которая прошла в кинотеатре «Арман».

4 001

Издание подготовлено в рамках проекта фонда «Евразия Центральной Азии» «Инициатива по продвижению социального предпринимательства в Казахстане» при поддержке компании «Шеврон», Британского совета в Казахстане, Urban Forum Almaty.
Примечательно, что мероприятие впервые состоялось в формате SERNEU Impact Talks – экспериментальной площадки для обмена идеями, поиска совместных решений и актуальных вопросов нашего общества. Каждый участник, а это социальные и творческие предприниматели, представители международных организаций, бизнеса и местных органов власти, охотно делился своими идеями.

РинадИсполнительный директор фонда «Евразия Центральной Азии» Ринад Темирбеков:
– Цель сборника «Социальное предпринимательство в Казахстане» – повысить осведомленность о модели социального предпринимательства среди заинтересованных сторон из неправительственных, деловых и академических кругов. С другой стороны, он поможет распространить лучшие практики социального предпринимательства в Казахстане.
Но сегодняшнее мероприятие больше, чем просто презентация. Его цель – собрать творческих и креативных предпринимателей Алматы, чтобы обсудить с ними, что могут сделать социальные предприниматели для города и в какой помощи нуждаются сами. Неоднократно проведенные исследования убедительно демонстрируют низкую осведомленность, а также отсутствие единого понимания концепции СП в Казахстане. По мнению экспертов, на сегодняшний день существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие социального предпринимательства в Казахстане. Из-за отсутствия ясности в отношении самого этого понятия у бизнесменов не возникает желания вкладывать финансы в то, что не дает выгоды быстро и легко. Также влияет недостаточная государственная поддержка бизнес-структур, вовлеченных в СП, низкий уровень культуры предпринимательства, несовершенство законодательства в области соцпредпринимательства. Но тем не менее социальное предпринимательство в нашей стране существует. Так, среди алматинских СП в этом году лучшими стали общественный фонд «Это двор», мастерская Sheber и национальный бренд from Kazakhstan, центр комплексной реабилитации «Кенес», интернет-магазин Inva Made и международный центр «Евразия».
Мы обсудим идею возрождения кинотеатра «Арман» в новом качестве. Многие кинотеатры сегодня закрылись и проиграли войну мультиплексам. Этот кинотеатр вполне может стать духовным центром. Оборудованная здесь импровизированная Impact Hub – платформа создаст благоприятные условия для развития социальных предпринимателей. Обратите внимание на интерьер, в котором проходит данная встреча. Все предметы платформы сделаны из вещей, которые ранее пылились на складе. Дизайнеры бюро «А-1462» что-то распилили, что-то покрасили. В итоге получилась мебель, а из коробок для кассет соорудили люстры. Все это в будущем можно будет использовать в работе Impact Hub.

Айжан ХалиловаДиректор интернет-магазина Inva Made Айжан Халилова:
– Наш проект стартовал в феврале этого года. Сегодня в Казахстане нет единой площадки, на которой представлены вещи с социальной нагрузкой. В Алматы, конечно, проводятся различные акции и выставки. Но все они носят разовый, бессистемный характер. Так родилась идея сделать интернет-магазин, на базе которого люди с ограниченными возможностями смогли бы выставлять свои работы и изделия на продажу. Наш проект позволяет инвалидам реализовать свои возможности в обществе, получить признание и развиваться далее в качестве профессионалов. Отбор лучших изделий и предметов искусства, предлагаемых нашими мастерами, проходит на конкурсной основе. Наиболее талантливые из них в дальнейшем приглашаются в качестве тренеров для различных мастер-классов, организуемых интернет-магазином. Со временем планируем расширение магазина на территории всей страны. Для каждого города будет создан подраздел на сайте, а склады с изделиями расположатся в Алматы. Проданный товар планируем отправлять курьерской службой. Кроме того, мы намерены расширить тренинги и мастер-классы.

Альберто Масетти ЗанниниДиректор по развитию Impact Hub King`s Cross и основатель Impact Hub Milano Альберто Масетти-Заннини:
– Модель Impact Hub успешно развивается во многих странах мира. Насколько я знаю, в Казахстане подобных структур нет. Согласитесь, что каждый человек имеет определенные идеи, как сделать этот мир лучше. Но далеко не все знают, куда для этого нужно пойти, чтобы воплотить их в жизнь. Пять лет назад в Лондоне мы решили создать место для таких людей, где они могли бы собираться вместе и обсуждать различные идеи. В 2011 году наш Impact Hub занял первое место по обустройству подобных пространств среди всех стран мира. Мы смогли привлечь к своей инициативе более 200 тысяч человек в Европе. Но это только начало нашего пути. Центры Impact Hub сочетают много различных форматов поддержки социального предпринимателя. Это может быть коллективный офис для начинающего предпринимателя, у которого еще нет места для работы, но нужно пространство, где можно спокойно работать. Или же у вас есть площадка для деятельности, но вам нужны знания. Тогда можно прийти в Impact Hub на мастер-классы.

Алеся нугаева 2Руководитель компании «Экодвор» Алеся Нугаева:
– Экодвор – частная инициатива алматинцев-единомышленников. Совместно с детьми и местными жителями мы преображаем пространство дворов, в которых они живут. Мы ставим детские площадки, проводим эко-арт-образовательные программы для детей, наполняя слово «двор» особым смыслом. Финансирование проекта с августа по декабрь прошлого года составило свыше 21 млн тенге. Из них грантовые деньги – 19 процентов, пожертвования и инвестиции – 46,5 процента. Наша программа реализована уже в 15 алматинских дворах и пяти школах. Мы открыли мастерскую по производству экологически чистой детской мебели, игровых площадок и предметов интерьера. А еще организуем просмотры мультфильмов на стенах домов, стрит-арт, посадку цветов и многое-многое другое. У нас большие планы. Уже закуплено оборудование и станки для увеличения производственных площадей. Заказы идут, людям нравится наш индивидуальный подход, экологичность, надежность и дизайн изделий. 10 процентов от дохода нашего предприятия идет на социалку. Готовую детскую мебель передаем тем, кто в ней нуждается. Например, последний раз это был реабилитационный центр для детей с аутизмом «Асыл Мирас».

Асель Есжанова Асель Есжанова, руководитель Urban Forum Almaty:
– За последние 30 лет социальное предпринимательство стало одним из основных трендов социального развития в мире. Для Казахстана СП является относительно новой концепцией. Тем не менее, как показывает мировая практика, и в условиях кризиса данная модель может получить широкое развитие. Сегодня мы увидели, как можно объединить социальных предпринимателей с креативными индустриями. Такой симбиоз даст мощный и яркий импульс развитию нашего города. Это особенно актуально сегодня, когда мы ищем пути совместного сотрудничества. По всему миру культурные индустрии являются основополагающими в развитии городов. 23 процента ВВП экономики всего Европейского союза приносят креативные индустрии. В Алматы по опросу прошлого года 21 процент молодых людей сказали, что они хотели бы стать социальными предпринимателями и быть вовлечены в подобные проекты. Это говорит о том, что наш город уже готов к новому формату. Было бы здорово, если бы Impact Hub расположился в кинотеатре «Арман» – старейшем культурном центре Алматы. 

Меруэрт АргимбаеваДиректор магазина «Радость» (г. Караганда) Меруерт Аргимбаева:
– Мой благотворительный магазин называется «Радость». Магазину 23 ноября исполнится три года. Он расположен на площади 90 квадратных метров. Это классическое социальное предпринимательство. Люди приносят к нам ненужные вещи. 90 процентов из них направляем бесплатно инвалидам, малоимущим семьям, заключенным, в хосписы, кризисные центры. Эти люди получают от нас каждую неделю одежду и обувь в хорошем состоянии и совершенно бесплатно. В месяц раздаем тонну таких вещей. 10 процентов приносимых вещей либо абсолютно новые, либо это какая-то винтажная посуда, вечерние платья, статуэтки, которые нашим подопечным просто не нужны. Мы продаем все это по заниженным ценам, цена каждой в среднем – 30 долларов. То есть, к примеру, отличную дубленку или шубу у нас можно купить за 10 тысяч тенге, джинсы – от 1 до 4 тысяч тенге. За счет этих продаж магазин помогает инвалидам Караганды, центру реабилитации, где находятся дети с заболеванием головного мозга.
Наша задача – продать такое количество вещей, чтобы хватило на все. Это очень сложно было для нас, потому что в Казахстане очень негативное отношение к секонд-хенду. Мы очень долго нарабатывали своих покупателей, чтобы люди шли к нам и понимали, что мы продаем хорошие вещи и их можно носить. К слову, я сама и мои сотрудники полностью одеваемся в своем благотворительном магазине. Все, что сейчас на мне, – и сумка, и пальто, и сапоги – куплено именно там.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото автора