Больные вопросы

Приёмный покой

Поступающая в группу «Приемный покой» информация от пользователей соцсетей, к сожалению, не свидетельствует о полном благополучии в медицинских учреждениях города…

Новаторский подход?
И вновь неправомерное взимание денег с пациентов за услуги, входящие в перечень бесплатных, констатирует член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева, которую такой расклад со стороны частного сегмента совершенно не удивляет.
«…АО «ЦКБ» – одна из старейших медицинских организаций, осуществляющая медобслуживание граждан, прикрепленных в рамках ГОБМП за счет средств республиканского бюджета, – констатирует в Facebook Галия. – Известно, что главной ценностью больницы является пациент, уважение его прав, а основное предназначение лечебного учреждения – это организация медпомощи прикрепленному контингенту. Несмотря на это, здесь пациенту – пенсионеру пришлось оплачивать медуслуги, гарантированные государством в рамках ГОБМП. Неправомерное взимание денег с пациентов за услуги, входящие в перечень бесплатных (анализы на гепатит и онкомаркер), – это по-новаторски. Может, в ЦКБ считают, что для пенсионера 8000 тенге – это сущий пустяк?»
Отметим, что этот пациент не является онкологическим больным, обследование ему назначено в рамках проведения анализов для госпитализации. Но…
«Анализы на гепатит, равно как и на онкомаркеры, проводятся бесплатно для социально уязвимых групп населения при наличии направления и показаний, – напоминает Галия Тобатаева. – При отсутствии возможности пройти эти обследования в прикрепленной поликлинике, а в настоящее время все государственные медорганизации не выполняют лабораторные исследования по причине централизации, она заключает договор с соисполнителем либо на правах аутсорсинга и отправляет пациента туда при надлежаще оформленном направлении».

27 001

Кроме того, выяснилось, что в АО «ЦКБ» не обеспечен в полной мере доступ для лиц с ограниченными возможностями.
«Отсутствуют тактильные средства информации, стоянка для инвалидов, места которых должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике, и продублированы знаками на вертикальной поверхности, – констатирует Галия Тобатаева. – Не обеспечено первоочередное обслуживание лиц с инвалидностью, отсутствуют информационные стенды, адаптированные для лиц с инвалидностью, и многое другое».
По всем вышеописанным проблемам защитницей прав инвалидов направлены запросы в Управление здравоохранения по городу Алматы. Вместе с участниками группы «Приемный покой» мы ждем ответа.

27 002

27 001 01

«В поликлинике довели…»
Слова, вынесенные в подзаголовок, написала про себя алматинка Камила Магзиева, успешно перенесшая операцию на сердце в стационаре и выписанная под наблюдение врачей в поликлинике по месту жительства.
«Пост возмущения и благодарности, – написала 6 февраля в группе «Приемный покой» Камила. – Сначала благодарность. От всего сердца благодарю бригаду скорой помощи Алматы № 509, фельдшера Айым Дюсен, медбрата Рината и водителя Айдына за оказанную помощь. Скорая приехала в течение 20 минут после вызова. Очень быстро оказала мне помощь. Систему Айым поставила мне прямо на месте. Девушка совершенной доброты и мастерства. Справилась с моими сложнейшими венами. Бригада быстро доставила меня в городской кардиоцентр, где мне оказали дальнейшую профессиональную помощь.
А теперь о грустном. 18 января мне было проведено стентирование сердца. 6 февраля я поехала в клинику «ДостарМед», чтобы стать на учет. К участковому врачу записалась заранее и предупредила, что я после операции. Но барышня в регистратуре поликлиники оказалась очень нервной. В приказном тоне она погоняла меня со второго на первый этаж и обратно. Потом я долго ждала приема, несмотря на точно указанное время. В кабинет врача по участку № 13 я вошла уже с приступом – сказалась нагрузка при беготне по этажам. Доктор не знал, что со мной делать. Ничего нет в «ДостарМед», чтобы оказать срочную помощь, хотя у них стационар на первом этаже! Слава Богу, врач догадался вызвать скорую. Все остальное уже делала бригада Айым с Ринатом: нашли аппарат ЭКГ, поставили систему. Ринату пришлось самому искать каталку.
А теперь вопрос. Если мы обязаны стоять на учете по месту жительства и должны быть прикреплены к определенной поликлинике, почему процесс «стать на учет» занимает столько времени? Меня гоняли то в поликлинику № 3, то в № 17. Потом оказалось, что мы в частной поликлинике «ДостарМед». Причем я пыталась через egov прикрепиться к другой поликлинике, но меня отправили в «ДостарМед» без всякого права выбора.
Кстати, на учет меня так и не поставили. Сказали, что надо еще кардиолога пройти. Хотя я только после стационара и со свежими стентами.
Итог: я поняла, что у нас умереть в поликлинике в кабинете врача – проще простого. Хорошо, что у меня изокет с собой был».
Выяснилось, что Камила прикреплена к указанной поликлинике приказом руководителя Управления здравоохранения города Алматы от 24.04.2017 года № 141 «О распределении зоны территориального обслуживания по Бостандыкскому району». В соответствии с этим приказом все взрослое население, проживающее в квадрате улиц Жандосова – Ауэзова – Каблукова – ниже улицы Тимирязева 7 июля 2017 года передано в ТОО «ДостарМед» по адресу: микрорайон Алмагуль, улица Сеченова, 28, угол улицы Гагарина, телефоны: +7 (727) 232-44-33, +7(727) 382-54-90. Причем заявлено, что все это сделано с благой целью – обеспечение доступности медицинской помощи гражданам по месту их прикрепления.
Член Совета по защите прав пациентов Галия Тобатаева, изучив ситуацию, констатировала, что со стороны сотрудников DostarmedAlmaty имеются нарушения в части соблюдения стандартов в области здравоохранения.
«На днях посетила Управление здравоохранения города Алматы и выразила нарекания в части отсутствия правовых актов на их веб-ресурсе, в том числе и приказа, согласно которому пациентов из ГКП № 17 перевели в «ДостарМед», однако конструктивного диалога не получилось, мне дали понять, что это внутренний (служебный) документ, – сообщила в «Приемный покой» Галия Тобатаева. – Об этом факте я поставила в известность руководство Департамента агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции».
На сегодняшний день никаких официальных комментариев чиновников от медицины по этому инциденту не получено.

Тем временем…
…Руслан Мамутов, председатель общественного объединения реабилитации и индивидуальных программ инвалидов «Зам-Зам», сообщил нам, что их молодежная группа посетила ряд поликлиник города, где волонтеры столкнулись с нарушениями по доступу инвалидов.
Одна из них – поликлиника «ДостарМед» нарушает все законы по защите прав инвалидов, в которых закреплено, что «организации здравоохранения формируют условия к адаптации объектов здравоохранения по доступности их для инвалидов».
«Здесь отсутствуют пандус при входе в центральную дверь поликлиники, кнопка вызова социального работника, стоянки для инвалидов, подъемники на этажах для инвалидов-колясочников и многое другое, – констатирует Руслан Мамутов. – При этом администрация «ДостарМед» приняла волонтеров в штыки, конструктивного разговора не получилось».
«При повторном посещении этого медучреждения 15 февраля выяснилось, что туалет для инвалидов есть, но он расположен в каком-то закутке, нет указателей, – добавляет Галия Тобатаева. – Физиоотделение не доступно для инвалидов, тактильные дорожки отсутствуют, равно как и рельефные изображения на лестничных перилах».
Все это тем более странно, что в программном документе «Денсаулык», завизированном Главой государства, записано четко: «В соответствии с международными стандартами межсекторальное взаимодействие различных государственных и общественных институтов должно предусматривать комплексные меры, направленные на обеспечение инвалидов равным доступом к услугам здравоохранения… Будет обеспечено повышение ответственности медицинских работников и организаций за нарушение утвержденных стандартов. Для обеспечения качества и отзывчивости системы здравоохранения будет разработана и внедрена национальная программа развития медицинской этики и коммуникативных навыков медицинских работников с широким вовлечением общественности, профессиональных объединений и СМИ. Будет внедрено обязательное опубликование результатов деятельности организациями здравоохранения в СМИ, а также результатов социологических исследований уровня удовлетворенности населения качеством медицинских услуг, проводимых независимыми организациями».

А как должно быть?

27 003
Вот как обеспечен доступ в медучреждение для инвалидов по слуху и зрению в городской поликлинике № 17. Возглавляет это медицинское учреждение Айгуль Тажиева – доктор медицинских наук, профессор, врач-организатор высшей категории.
«Обеспечение сурдоперевода для инвалидов по слуху и доступа для незрячих выполнены здесь не для галочки, а с соблюдением СНиПов, – сообщают в «Приемный покой» активисты движения за права инвалидов. – В отличие от частных и других медучреждений, которые участвуют в ГОБМП, в городской поликлинике № 17 имеются даже услуги сурдопереводчика, которые предоставляются людям с нарушением слуха. Это круто!»

 

КНИГА БЛАГОДАРНОСТЕЙ

«Не каждого врача больные называют «доктор от бога», – пишет 82-летняя алматинка Мадина Усенова. – Мне повезло – я встретила такого доктора. Это доцент отделения терапии ГБСМП Фарида Рустамова – душевно щедрый человек и грамотный, думающий, опытный врач. Я пожилой человек с букетом болячек и спасительным для врачей диагнозом – старость. Когда я поступила в терапию ГБСМП, консилиум вынес вердикт – возраст, организм не справляется с возникающими проблемами… Да, чудес не бывает, и меня почти убедили, что надо принять реальность и научиться с этим жить. Но, слава Богу, рядом оказались лечащий врач Фарида Ерашимовна и заведующая отделением Райхан Утеповна Мухамбетова. Мне назначили обследования, консультации узких специалистов и начали лечить. Результат: стабилизировалось давление, ушли боли, головокружение, рвота, появился аппетит, стала засыпать без лекарств. Выздоровлению способствовали прекрасные условия, идеальная чистота и уют, забота медперсонала, разнообразная еда. Медсестры – ассы в своем деле. Даже в мои «хитрые» вены девочки попадали с первой попытки. Я безгранично благодарна этому коллективу – каждый из них добросовестно выполняет свои обязанности. Слава Богу, что они есть!»

Василий ШУПЕЙКИН, Ирина ВАСИЛЬЕВА