Что делать, если…

Как избежать обмана в крупных торговых центрах, на оптовых рынках, не говоря уже о мини-маркетах и блошиных рынках

Как показывает жизнь, бдительность и внимательность – наши союзники. Благодаря им нам удается избежать обмана в крупных торговых центрах, на оптовых рынках, не говоря уже о мини-маркетах и блошиных рынках...

4 002

Вот что пишет алматинец Тулеген в Facebook: «Сегодня случайно обнаружил, как обманывает «Магнум». Схема простая: на ценнике одна цена, а когда рассчитываешься на кассе, то оказывается, что товар стоит дороже более чем на 40 процентов. Для разъяснений обратился в справочную, но, к сожалению, так и не получил нормального объяснения».
Разницу в цене Тулегену вернули и ценник пообещали поменять, но вот неприятный осадок, по его словам, все равно остался.
«Будьте внимательны, делая приобретения, и проверяйте цены!» – предупреждает алматинец.
Житейские истории:
«Купила куртку за 7800 тенге, а потом обратила внимание, что ценник приклеен на этикетку. Я его содрала, а там цена ручкой – 3400 тенге!..».
«С акциями «мудрят»: ставят на товар желтый ценник с привлекательной ценой, а пробивается на кассе по обычной. Если много разного товара брать, то и не заметишь…».
«В крупной сети подошла купить фасованные креветки. Смотрю, они просрочены. Положила в холодильник обратно, отошла. Подошел продавец, посмотрел эту же упаковку, открыл ее и пересыпал в поднос с креветками на развес!».
«…Готовые нарезки из залежалой полукопченой колбасы со вкусом старого сала. Просите всегда нарезать из свежей палки. Заодно и почистят. Готовую нарезку не чистят!».

…не хотите быть обманутыми в супермаркете
В обязательном порядке сверяйте цены на ценниках товара и в чеке, – советует президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская. – В некоторых крупных магазинах кассиры, пользуясь тем, что покупатель не перепроверяет чек, могут либо завысить цену, либо взять оплату за один и тот же товар дважды. Чаще других от таких манипуляций страдают покупатели, делающие большой закуп. Отсюда совет: как бы много товара вы ни взяли, как бы вы ни торопились, не поленитесь, перепроверьте по чеку наличие покупок в вашей тележке и соответствие ценам, заявленным на ценниках. Если обнаружили неточность, тут же зовите руководство и заявляйте о своих претензиях. Конечно, это займет некоторое время, но, во-первых, вы не дадите себя обмануть, а во-вторых, сообщество бдительных и неравнодушных граждан постепенно приучает продавцов честно относиться к покупателю, уважать его права.
Для сведения: как нас обманывают в ма­­газине.
Обвес
При взвешивании нефасованного товара. Ухищрений много: подкручивание весов, в том числе и электронных; использование утяжелителей и магнитов; взвешивание в упаковке; неправильная установка весового оборудования и многое другое;
Уменьшают массу товара при фасовке в магазине. До фасовки товар дешевле, затрат на фасовку немного. Можно не доложить 50–100 грамм на каждую порцию;
Увеличивают первоначальную массу продукта: живую рыбу помещают в садок без доступа воздуха, где она заглатывает воду – вес может увеличиться в 1,5–2 раза; мясо обкалывают водой с влагоудерживающими агентами – масса увеличивается; замачивают сухофрукты в сладкой воде – результат тот же, плюс более привлекательный товарный вид, но храниться они будут плохо, микробиологическая порча наступит очень быстро; гигроскопичные продукты (сахар, печенье, крупы) помещают во влажную среду, где они сами поглощают влагу из воздуха – вес увеличивается.
Введение в заблуждение
На ценнике указана более низкая единица фасованного товара (вместо 0,5 указано 0,33 литра, или не 1, а 0,5 килограмма). Результат – заплатили больше, чем ожидали.
Пересортица
Под видом высококачественных товаров могут продавать низкокачественные. Например, под видом яблок высшего сорта продавать первого или второго сорта. Под видом риса сорта экстра продавать первый или даже второй сорт. Продавец может перемешать стандартные и некачественные продукты, а цену установит как на качественную продукцию.
Естественная убыль пищевых продуктов
Недобросовестный продавец может не принимать во внимание усушку, утечку, распыл, раскрошку и т.д. Колбасные изделия продают с сохранением промышленной упаковки. Например, не обрезают концы оболочки, мы платим за отходы, а продавец получает на них скидки от производителей. При фасовке весового сливочного масла или маргарина не срезается верхний желтый слой, так называемый штафф. Он говорит о том, что в масле прошли окислительные процессы и употреблять его в пищу нельзя.
Перемаркировка товаров
Чаще всего меняется дата выработки и срок годности продукции. Подлинные даты стираются, ставятся новые, с которыми можно продавать фасованный товар. Наклеивают новые этикетки, даже не убрав старые. При этом может меняться цена, масса и дата фасовки. Перемаркировка совмещается с перефасовкой продуктов. Этот способ применяют даже для упакованных на производстве товаров. Упаковка с просроченной продукцией вскрывается, упаковывается в новую и продается по повышенной стоимости.
Использование маркетинговых ходов
Продукты первой необходимости размещают в конце торгового зала, и покупателю приходится идти через ряды с дорогой продукцией, покупая ее.
На уровне глаз выставляют продукты с истекающим сроком годности, со скрытыми дефектами, с более высокой ценой.
Размещают ценники с более низкой ценой под товаром большей стоимости.
Используют ароматизаторы, вызывающие аппетит и способствующие покупке, например, аромат свежеиспеченного хлеба, приготовленного кофе, шоколада.
Предпродажная подготовка, опасная для покупателей
Маскируют дефекты продуктов: плесень с колбасы убирают растительным маслом; слизь с мясопродуктов и рыбы смывают чистящими средствами; запах гнили убирают с помощью марганцовки и уксуса.
Фасуют вместе продукты с истекшим сроком годности и свежие.
При упаковке на подложку под качественный товар кладут обрезки.
Размазывают штафф на сливочном масле и маргарине.
Кофе в зернах и сухофрукты натирают растительным маслом для придания блеска.
Выдают под видом живой рыбы высокоценных сортов снулую или уснувшую, выкладывая ее на лед.
Нарушение условий хранения
Растительное масло хранят на свету. Происходит окисление, выделяются канцерогенные вещества..
Рядом могут находиться готовые к употреблению и требующие термической обработки продукты. Зараженность опасными микроорганизмами первых гарантирована.
Подтаявший шоколад и конфеты помещают в холодильник. В результате появляется дефект – белый налет на поверхности, называемый поседением.
Повторное замораживание пищевых продуктов. При этом могут добавлять воду. В результате мы платим за нее как за товар.
Собственное производство продуктов питания
Крупные торговые сети имеют свои цеха по производству полуфабрикатов, салатов, жареных и вареных продуктов, на производство которых могут использовать некачественную, дефектную, с истекшим сроком хранения продукцию. Предоставляют на выгодных условиях свои торговые площади пиццериям, кофейням, чайным, которые впоследствии вынуждены покупать их некачественное сырье. Отходы при разрубке мяса и субпродукты идут на приготовление фарша, стоимость которого сравнима с самим мясом.

4 001

…не хотите быть обманутыми на рынке
Не все продукты можно купить в супермаркете, тем более что и там мы отнюдь не защищены от обмана. Любителям ходить за продуктами питания на базар нелишне будет еще раз напомнить некоторые хитрости продавцов.
– Если вы покупаете на рынке мясо, овощи или фрукты, не бросайтесь сразу к первому понравившемуся прилавку, – советует Светлана Романовская. – Базар большой, конкуренция огромная, естественно, каждый продавец пытается продать свой товар именно вам.
Задача покупателя, во-первых, выбрать то, что по душе. Значит, при покупке, к примеру, мяса, нужно обойти все прилавки с искомым, осмотреть, пощупать, понюхать, попутно интересуясь ценой. А уже на втором круге, не выражая явного интереса, подойти к понравившемуся товару и начать торговаться. В этом нет ничего зазорного. Напротив, на восточном базаре уважают покупателя, который не бросает деньги на ветер, умеет разумно, с достоинством и юмором снизить цену на десять, а то и двадцать процентов.
Затем внимательно отнеситесь к весам, где взвешивают выбранный вами товар. Как показывает практика, не только обычные, но и электронные весы могут стать инструментом обмана. Поэтому обязательно контролируйте, оговоренная ли цена высвечивается на табло при взвешивании, ровно ли они стоят. Нелишне в походе на базар иметь при себе портативный электронный безмен. Если такового нет, носите с собой эталон веса, который при возникновении сомнений нужно предложить взвесить на весах. Можно тут же на базаре купить пакет соли – он всегда весит ровно один килограмм и всегда пригодится в хозяйстве. Если его вес оказался больше, можно либо отказаться от покупки товара у недобросовестного продавца, либо для урегулирования конфликта призвать руководство рынка. К слову сказать, сейчас на каждом базаре в обязательном порядке стоят контрольные весы. Нужно просто не лениться и не стесняться перевешивать купленный товар и пересчитывать правильность взимания оплаты.
…хотим навести порядок
в торговле
– Стоит запомнить приведенные выше способы обмана покупателей, – продолжает просвещать президент Национальной лиги потребителей Казахстана. – Изобретательности недобросовестных продавцов иногда можно только позавидовать. Но наша задача – выстоять в этой «необъявленной войне» и постараться выйти победителями. Хотя для этого потребителю приходится становиться в какой-то степени экспертом, знать признаки качественных продуктов, уметь определять их свежесть, читать маркировку, быть внимательным при расчетах за покупку.
Если же вы столкнулись с фактами очередного надувательства, свяжитесь с нашим «дежурным по городу».
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА