Что делать, если…

Алматы: инструкция по применению

29 01

Эксплуатация автомобиля в зимних условиях предъявляет к автолюбителям особые требования. Необходимо не только иметь отработанные навыки вождения, но и подготовить свое авто к зиме.

Те автолюбители, что предпочитают так называемую всесезонку, уже подготовлены к зиме по этой части. Но при этом стоит учесть, что всесезонные шины сильно проигрывают по всем параметрам: летом – летней резине, а зимой – зимней. К тому же по условиям техрегламента для стран – участниц ТС, вступившего в силу в 2015 году, в зимний период автомобиль должен быть оборудован шинами, протектор которых предназначен для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии. Колеса должны иметь маркировку знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинками внутри, а также маркировки «M+S», «M&S» или «MS».
Итак, советы для тех, кто «переобувается» дважды в год – весной и осенью.

…не знаете, какие автошины лучше
– Цена и качество в случае с автомобильной резиной тесно связаны, – просвещает механик-водитель с сорокалетним стажем Александр Пальчиков. – Как правило, чем дороже, тем качественнее. Хотя и некоторые бренды эконом-класса вполне достойного качества – износостойки и отвечают всем требованиям безопасности. Так что – Интернет вам в помощь. В основном же цены на зимнюю авторезину для легкового автомобиля начинаются от десяти тысяч за штуку, а для внедорожников – от двадцати и выше.

…хотите «переобуть» свой автомобиль и не быть обманутыми
Казалось бы, шиномонтаж – дело нехитрое: снял шины, поставил другие, отбалансировал. Но есть недобросовестные работники, услуги которых могут влететь в копеечку.
– Поднимая машину на домкраты, вам озвучивают одну сумму за услуги, а итоговая может заметно отличаться, – предупреждает Александр. – Поэтому перед поездкой на «переобувку» стоит прицениться, опросив, к примеру, своих знакомых. Если вам предлагают «переобуть» диски R16 за 8000 тенге (все четыре колеса), есть смысл уточнить, что входит в эту цену. Ведь в прайсе могут обнаружиться такие позиции, которые не должны оплачиваться отдельно: «смазка болтов и шпилек», «упаковка покрышек», «снятие колпаков» и прочее. Если в шинах стоят датчики давления, об этом стоит заранее предупредить мастера, так как на процесс и цену шиномонтажа этот факт не влияет. Но неквалифицированный мастер может повредить датчик, а его цена зачастую начинается от 25 тысяч тенге.
Перед началом работ нужно сразу договариваться о стоимости не только монтажа покрышек и балансировки, но и о монтаже дополнительных балансировочных грузиков, а также снятии и установке колес (за это иногда тоже просят «докинуть»).
Не дайте также содрать сверх договоренной цены дополнительную оплату за самоклеящиеся грузики. Недобросовестные мастера, заметив новые красивые диски клиента, используют набивные грузики, что крепятся снаружи. Хозяин, естественно, против – они портят внешний вид, царапают эмаль на диске. Тогда вам предлагают грузики, которые клеятся на внутреннюю часть, но за дополнительные деньги. Обычно клиент соглашается. И зря. Разницы в стоимости грузиков нет. И обговаривать все это нужно сразу.
Нередко водителей пытаются убедить в том, что диск деформирован и требует правки. Для этого колесо крепят на балансировочном валу так, чтобы оно встало с небольшой кривизной. Достаточно положить что-нибудь на место крепления диска к станку, чтобы колесо стало «восьмерить». Дальше клиента начинают пугать, что «кривой» диск губителен для резины и подвески, и предлагают прокатать диск за дополнительную оплату. Происходит такой «развод» обычно на стихийных шиномонтажках. Диск относят в соседний вагончик, а затем вернувшееся на стенд колесо уже не бьет. Клиент расстается с деньгами в полной уверенности, что диск ему отрихтовали.
Чтобы избежать такого обмана, лучше присутствовать при установке колеса на балансировочный станок и внимательно следить за процессом.
Случается и так, что мастер может заявить, что вентили (по-простому – соски) на вашем колесе потрескались и требуется их замена. Недобросовестные шиномонтажники могут настаивать, что соски менять обязательно дважды в год – в начале зимы и после. На самом деле эта процедура довольно редкая, вентили фактически не убиваемы, и менять их стоит, когда они совсем рассохлись и пропускают воздух. Но если до перебортовки вы не замечали, что какое-то из колес спускает, значит, и проблем с этим нет.
Бывает и так, что при шиномонтаже вам могут заявить, что покрышка кривая и ее нужно «взрывать». На сленге шинников «взрывом» называется процесс посадки на диск шин с деформированным ободом (после неправильного хранения и транспортировки, к примеру). В этом случае нужна резкая подача высокого давления, то есть буквально – взрыв. На шиномонтажках, что попроще, внутрь забрызгивают немного бензина и поджигают. Происходит взрыв, нагрев резины, обод встает на место. На сервисах посолиднее используют специальный ресивер, который моментально может выдать высокое давление. Уважающие себя шиномонтажники за «взрыв» доплату не берут.
Не стоит дополнительно платить и за закачку в шины так называемого азота – волшебного газа, который, по словам некоторых шиномонтажников, продлевает жизнь шине, дискам, а также улучшает сцепление с дорогой. По сути, в обычном воздухе, которым мы дышим, азот и так присутствует до 78 процентов. Да и чистым азотом никто ваши шины не накачает – под азотом на языке шиномонтажников зачастую понимается обычный воздух. Так что в случае закачки шин «азотом» вам продают в буквальном смысле воздух! Причем за неплохие деньги – в среднем эта услуга в Алматы стоит от 1500 тенге за четыре колеса.
Всегда стоит помнить, что не стоит гнаться за дешевизной, но и переплачивать лишние несколько тысяч при сезонном обслуживании своего авто нет никакого резона. Чтобы избежать лишних трат, обращайтесь только к проверенным мастерам.

…на дорогах скользко
Чтобы уверенно двигаться по зимним дорогам, нужно овладеть некоторыми навыками. Тем более что наш резко континентальный климат не предполагает стабильно низкой температуры. А потому обледенение дорожной полосы, а затем ее оттаивание и, соответственно, мокрый асфальт – обычное дело для алматинской зимы.
– По скользкой дороге нужно двигаться равномерно, без резких разгонов, торможений и крутых поворотов, соблюдая большую осторожность, – советует опытный механик-водитель. – Для выравнивания движения автомобиля при начавшемся заносе рулевое колесо следует поворачивать в сторону заноса. На скользкой дороге ни в коем случае не следует двигаться накатом. Трогаться с места нужно плавно, при небольших оборотах двигателя, избегая по возможности буксования колес.
При движении автомобиля по мокрой дороге иногда наблюдается эффект аквапланирования, что может запросто привести к аварии. Суть явления состоит в том, что при достаточно большой скорости движения передние колеса собирают перед собой воду, и перед ними образуется водяной вал. Колеса постепенно как бы всплывают и начинают скользить. При этом автомобиль теряет управляемость. Эффект аквапланирования может возникнуть при наличии двух условий: на дороге должен быть слой воды толщиной не менее 5–8 миллиметров, а скорость автомобиля – не менее 60 километров в час. Отсюда понятно, как избежать этого опасного явления: на участках дороги, где скапливается вода, скорость движения должна быть невысокой. Применение специальных так называемых дождевых шин значительно снижает эффект аквапланирования. В основном дождевая авторезина – летняя. Но в последнее время стала появляться и во всесезонном, и в зимнем вариантах. Выбор за вами.

…нужно безопасно затормозить
– Начинать торможение автомобиля нужно всегда при включенной передаче и при включенном сцеплении, – продолжает просвещать Александр. – Сцепление выключают только перед остановкой автомобиля. Следует избегать резкого торможения. Нажимать на педаль тормоза надо плавно, без рывка. Нельзя допускать полного затормаживания колес (юза). Иначе увеличивается тормозной путь и возникает опасность заноса автомобиля. Автомобиль с полностью заторможенными передними колесами теряет управляемость.
Если во время торможения на скользкой дороге начался занос, нужно прекратить торможение и, повернув рулевое колесо в сторону заноса, стараться выровнять движение автомобиля.

…вы едете по горной дороге
Современные автомобили легко преодолевают подъемы, но все же при движении в горах требуются некоторые навыки.
– При затяжных подъемах и движении по горным дорогам с крутыми поворотами, чтобы не перегружать двигатель, нужно своевременно переходить на пониженные передачи, – советует Александр. – Это касается автомобилей с механической коробкой передач, коробка-автомат зачастую сама выбирает нужный режим. При этом автомобиль не теряет динамических качеств. При вынужденной остановке на подъеме нужно затормозить и поставить автомобиль на ручной тормоз. Для надежности под колесо нужно подложить упор, который обязателен в комплекте при эксплуатации автомобиля в горной местности. При трогании с места на подъеме надо включить передачу, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская ручной тормоз и педаль сцепления, начать движение. На длительных не особенно крутых спусках непрерывное торможение нужно производить двигателем на пониженной передаче без выключения зажигания. Пользоваться тормозами в этом случае во избежание их перегрева следует только периодически.

…автомобиль забуксовал
От этого никто не застрахован, тем более зимой.
– Переднеприводные автомобили легче вызволить из капкана, – просвещает водитель с сорокалетним стажем. – Колеса такого авто при буксовании следует поворачивать в разные стороны. При этом меняются условия сцепления колес.
Как правило, пробуксовывает одно колесо, имеющее наименьшее сцепление со снегом или грунтом. Водитель, во-первых, должен оценить серьезность сложившейся ситуации. Во-вторых, возможно, продолжающиеся попытки «вылезти» приведут к еще большему погружению колес в снег, а автомобиль «сядет» днищем. А в таком случае без лопаты, домкрата или посторонней помощи уже не обойтись (кроме, конечно, внедорожников, оборудованных лебедкой).
Часто преодолеть буксование помогает метод раскачки, когда вы непрерывно меняете направление движения вперед-назад, предварительно расчистив перед колесами пространство от снега или рыхлого грунта. Под буксующие колеса можно подкладывать песок, хворост, хвойные ветки и прочий подручный материал, приподняв автомобиль домкратом.
На скользкой дороге, особенно на подъеме, трудно тронуться с места из-за буксования колес. Если это случилось, лучше немного откатиться назад и, используя свою же колею, попытаться тронутся снова, но с разгона. В гололед неоценимую помощь может оказать подсыпанный под колеса песок. Опытные автолюбители зимой всегда возят с собой 2–3 килограмма сухого песка. Это удобно делать в пластиковых бутылках.
Многие вышеперечисленные советы по управлению автомобилем в зимних условиях не касаются большинства современных авто, оборудованных хитроумной электроникой, которая иной раз даже «думает» за водителя и сглаживает многие его просчеты. Но… человеческий фактор пока никто не отменял.
А потому последний совет: действуйте всегда, не суетясь, обдуманно, решительно и быстро. Учитесь на ошибках других, старайтесь по возможности не повторять их. Ваши приоритеты – здоровье и жизнь. В конце концов, автомобиль – всего лишь «железо», которое можно починить или заменить.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА