Что делать, если...

Алматы: инструкция по применению

…вы хотите взять вещь напрокат?
К примеру, велосипед, мопед или лодку. А в залог с вас требуют удостоверение личности или паспорт? Оказывается, это действие противоправное.
– Следует знать, что незаконное изъятие у граждан паспортов, удостоверений личности или принятие их в залог влечет предуп­реждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей по статье 379 КоАП РК, – комментирует юридические ситуации здесь и далее адвокат Геннадий Исаев.
Так что в залог лучше оставлять деньги.

…собираетесь дать взаймы?
Оказывается, в этом случае расписка надежнее нотариального договора займа. Как выяснилось, расписка вообще не удостоверяется у нотариуса, такого нотариального действия просто нет. Удостоверить можно только договор займа. Но, как показывает практика, такой документ может оказаться филькиной грамотой и взыскать долг по нему будет очень сложно.
– В соответствии со статьей 717 ГК РК договор займа считается заключенным с момента передачи денег, – говорит юрист. – То есть если на руках есть только договор займа, даже нотариально удостоверенный, но нет расписки, то ответчик в суде может заявить, что договор был составлен, но фактически денег он не получал. И суд откажет истцу во взыскании долга на законных основаниях.
Чтобы вернуть в этом случае свои деньги, в суде потребуется документ, подтверждающий их фактическую передачу. Таким документом и является простая расписка. Причем наличие или отсутствие свидетелей сделки для суда значения не имеют.
Судебная практика показывает, что любая расписка, как бы она ни была написана, – карандашом, фломастером или авторучкой, на клочке тетрадного листка или салфетке, является доказательством исключительно серьезным, и практически всегда по ним суды взыскивают суммы долга. При этом не имеет значения, в какой валюте указана сумма займа.
Так что если возникло неодолимое желание одолжить кому-нибудь денег, обязательно берите расписку, а нотариально оформлять договор вовсе необязательно. Хотя, если не лень и не жалко времени и денег, можно подстраховаться еще и так. Но все же при наличии расписки.

…продавец уведомляет, что «товар обмену и возврату не подлежит»?
Некоторые недобросовестные продавцы используют трюк с табличкой такого содержания, чтобы оградить себя в последующем от возврата заведомо недоброкачественного товара. Иные заставляют в момент продажи даже подписать бумажку, мол, покупатель предупрежден, соглашение заключено исключительно при обоюдном согласии.
– Потребителям следует помнить, что такие действия продавцов не имеют законной силы: согласно пункту 4 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей» соглашение об освобождении продавца (изготовителя) от ответственности или об ее ограничении недействительно.

…товар оказался бракованным?
В этом случае не существует срока в 14 дней, а также не имеет значения сохранение потребительских свойств, как и то, был ли бракованный товар в употреблении. Вернуть, обменять, бесплатно отремонтировать покупку ненадлежащего качества можно в любом случае, причем даже те товары, которые при обычных условиях не подлежат обмену. К примеру, если купленное животное оказалось больным, лекарство – просроченным, духи – контрафактными или нижнее белье – бракованным – все это возврату подлежит. При этом не имеет значения, сколько товар был в употреблении, сохранилась ли упаковка, насколько потерся или израсходовался – если он бракованный, то продавец обязан вернуть деньги по вашему первому требованию. Срок возврата в этом случае – в течение двух лет (статья 430 ГК РК). Причем выбор остается за покупателем – требовать обмена или возврата стоимости товара. Более того, можно даже отремонтировать вещь ненадлежащего качества, а при возврате потребовать от продавца возмещения своих расходов.

5 03

…у вас есть неуплаченные штрафы?
Речь о любых штрафных санкциях, а не только связанных с вождением автомобиля. Но оговоримся – тех, которые были наложены больше года назад.
– С 1 января 2015 года в КоАП РК появилась норма о сроке давности. Так, согласно части 1 статьи 890, постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Соответственно, обо всех тех штрафах, которые с вас не успели взыскать и которым больше года, можно смело забыть? А что по этому поводу говорит вам ваша совесть? Решайте сами, но помните: это не распространяется на тех, кто уклонялся от уплаты штрафа. К примеру, скрывался, сообщал ложные сведения, прятал имущество, за что был привлечен к ответственности за уклонение от исполнения. Также эта норма не распространяется на штрафы по налогообложению. Здесь срок давности – пять лет.

…есть неуплаченные штрафы, а нужно выехать за границу?
Редкий житель мегаполиса, тем более автолюбитель, обходится без наложения штрафов за нарушение, к примеру, ПДД. А уплатить их не все торопятся. Но неожиданно подворачивается «горящая» путевка, и тут должник вспоминает, что на нем, кажется, «висит» пара-тройка позабытых «писем счастья», а то и протоколов. Тут потенциального отпускника бросает в пот, и он лихорадочно начинает искать выход из создавшегося положения. Но, оказывается, сам факт наличия неоплаченных штрафов вовсе не препятствует выезду за границу.
– Согласно закону РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Республики Казахстан, – комментирует ситуацию юрист.
То есть чтобы запретить выезд за пределы страны, нужно, чтобы штраф был направлен на принудительное исполнение судебному исполнителю. Затем тот должен возбудить дело об исполнительном производстве и вынести постановление, которое направляется в суд, где оно будет санкционировано. Копия постановления направляется должнику для сведения. Только после этого оно направляется в погранслужбу и заносится в информационную базу.
Процедура достаточно длительная, и, как показывает практика, очень малый процент штрафов поступает судебным исполнителям для принудительного взыскания.
– И все же, чтобы не доводить себя до нервного срыва перед заграничной поездкой, лучше погасить имеющиеся задолженности и проверить свою фамилию по базе со списком «невыездных», которую легко можно найти в Интернете. Так будет надежнее и спокойнее, – советует Геннадий Исаев.
Василий ШУПЕЙКИН

1 00222 099999

...вы купили некачественный товар?

5 02

Президент общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева.
– Во-первых, при покупке товара всегда нужно требовать чек и непосредственно в магазине проводить предварительный осмотр товара на работоспособность, отсутствие внешних механических повреждений, – говорит Артык Жумагуловна. – Если вы воспользовались услугами доставки, то по прибытии повторно тщательно осмотрите товар. При обнаружении его неисправности или несоответствия инструкциям следует незамедлительно обратиться по месту покупки и потребовать замены. Если на момент обращения со дня покупки не истекло 14 дней (согласно статье 30 Закона «О защите прав потребителей»), вам будут обязаны вернуть деньги за товар либо заменить его на другой надлежащего качества. Это можно будет сделать при условии отсутствия на товаре механических повреждений.
Исключение касается лекарственных средств, изделий медицинского назначения, нательного белья, чулочно-носочных изделий, животных и растений.
Если продавец отказывается принять товар обратно, напишите заявление на возврат товара и потребуйте письменного ответа на ваши требования с обоснованием своего отказа.
В случае отказа на возврат непродовольственного товара в течение 14 дней со дня покупки товара вы можете обратиться в судебные инстанции для принудительного взыскания уплаченных денег и защиты ваших законных прав.
Если в магазине ссылаются на то, что потребитель сам повредил или испортил товар после вручении ему товара в надлежащем качестве, покупателю следует произвести независимую экспертизу. Для этого в городе имеются специализированные центры, которые выдадут заключение эксперта с указанием проблемы для представления в суд в качестве доказательства (в случае подтверждения вины продавца в повреждении либо выявления заводского брака).
Также нужно обратиться в организацию по защите прав потребителей для консультации по конкретному вопросу.
– В вашу организацию обращались граждане с просьбой помочь вернуть деньги за некачественный товар?
– На практике возникали случаи, когда потребитель приобретал кухонный гарнитур на заказ, была произведена предоплата в размере 200 тысяч тенге, однако ни фискального, ни товарного чека продавец не предоставил. При установке мебели были обнаружены такие дефекты, как неправильные замеры шкафа, отсутствие двух дверей и навесного шкафа, также существенно отличался цвет мебели в сравнении с эскизом товара. При неоднократном обращении потребителя к продавцу с просьбой довести установку до логического завершения либо вернуть деньги, уплаченные за товар, продавец никак не реагировал. За защитой своих прав женщина обратилась в общественное объединение по защите прав потребителей «Адал». Далее дело дошло до суда, где в законном порядке с продавца была взыскана уплаченная за товар денежная сумма, также потребителю возместили неустойку и моральный вред и расходы, связанные с обращением за юридической помощью в адрес общественного объединения. Также в судебном порядке решился вопрос о ненадлежащем качестве мебели, приобретенной в ТД «Армада» у ТОО «ALTYN KAZNA M», общей стоимостью 936 400 (девятьсот тридцать шесть тысяч четыреста) тенге. До подачи искового заявления в суд нами была проведена независимая экспертиза, которая подтвердила, что кухонный гарнитур не соответствует требованиям качества, регламентированным нормативно-техническими документами ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», а также не соответствует требованиям СТ РК 1074-2002 «Бытовое обслуживание населения. Услуги по изготовлению мебели по индивидуальным заказам».
Также через суд решился вопрос потребителя, которому в 14-дневный день после покупки отказали в обмене и возврате купленной обуви, не бывшей в эксплуатации.
– Артык Жумагуловна, а что делать, если вам хамит продавец?
– В случае если в магазине вы столкнулись с хамством продавца, для начала нужно вызывать администратора магазина, изложить ему ситуацию и потребовать принятия мер по отношению к работнику. Если продавец переходит на оскорбления, вы имеете право вызвать правоохранительные органы для урегулирования ситуации и наказания оскорбляющего вас работника (продавец, администратор или любой другой сотрудник магазина).
При несоблюдении ваших требований прекратить хамское общение следует зафиксировать данное поведение на цифровые носители (к примеру, камере на телефоне, диктофоне). При этом необходимо обязательно поставить в известность противоположную сторону о данных действиях. Также для подтверждения ваших слов можно привлечь присутствующих людей в качестве свидетелей. При бездействии органов полиции вы можете обратиться в прокуратуру с требованием разобраться в ситуации и наказать виновников (продавца, бездействующего сотрудника правоохранительных органов).

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ

Читайте больше по этой теме в нашей специальной рубрике: Что делать если…