Что делать, если…

Как оградить себя от приобретения некачественных пищевых продуктов?

Что думают по этому поводу те, к кому обратился «дежурный по городу» с этим вопросом?

Мы есть то, что мы едим?
– Мы сами в ответе за то, что покупаем, – не раз пояснял свою позицию в этом направлении общественный деятель Денис Кривошеев. – Важно определиться с производителем продукции. Я считаю, это должны быть отечественные производители, а еще лучше покупать эндемичные продукты питания, то есть выращенные не далее 150 километров от места проживания.
– Я сам для себя выращиваю все необходимое на своем подворье, – делится секретом здорового питания фермер Алим Анапьянов. – Излишки готов реализовать всем желающим. Но хочу предупредить, что любые, даже выращенные собственными руками продукты содержат так называемые химикаты. Такова в наше время окружающая среда. И от этого никуда не деться. Другой вопрос, насколько это вредно?
Мы обратились к специалистам-санэпидемиологам. Они подтвердили – химия вокруг нас, мы и сами состоим из химических элементов. В мире сейчас существует более шести миллионов пищевых добавок, и многие из них, мягко говоря, не полезны для здоровья человека. Но, как говорили древние, все есть лекарство, все есть яд – все дело в дозировке. Главное, по мнению специалистов, чтобы в продуктах питания не было антибиотиков, чтобы содержание ГМО в любом продукте не превышало 0,9 процента, как это принято в странах Таможенного союза, чтобы содержание других вредных веществ не зашкаливало за предельно допустимые нормы.
– Для любого серьезного предпринимателя существует понятие деловой репутации, – считает депутат, вице-президент Альянса ресторанов Алматы Константин Авершин. – Поэтому на первый план сейчас вышла добросовестность по отношению к потребителю производителя продуктов питания. Не секрет, что основная масса покупателей сейчас, во время кризиса, выбирает более дешевые продукты. Но это не означает, что снижение цены должно происходить за счет сниженных требований к их качеству, а тем более безопасности того, что мы едим. Это ответственность производителя пищевой продукции. Честь, она дороже выгоды. Ни один серьезный предприниматель не станет рисковать своей репутацией ради получения сиюминутной выгоды. Ведь сегодня государством выделяются огромные средства на поддержку сельскохозяйственных производителей и переработчиков этой продукции. А некоторые казахстанские продукты питания, например мед, из-за своей экологической чистоты заинтересовали даже иностранных потребителей. То, что мы запоздали по сравнению с остальным миром в использовании в сельском хозяйстве современных технологий, к примеру производство ГМО, обернулось для нас большим плюсом. Но, повторюсь, ответственность производителя за свой продукт – это основное.
Другие крупные производители продуктов питания считают:
– Все дело в технологии. Например, упаковка молока может быть такой, что употребление консервантов будет минимальным. Все это указывается производителем на упаковке. Покупателю нужно читать и уметь выбирать продукты питания в магазине. Я считаю, что многие беды – от элементарной продуктовой безграмотности населения. А уж брать продукты питания у мелких фермеров – верх беспечности: надлежащий контроль качества, стерильность, безопасность – все это можно обеспечить только на серьезном производстве, где этим занимаются профессионалы.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
Что делать, если вы стали жертвой недобросовестного производителя или продавца продуктов питания?
С этим вопросом «дежурный по городу» обратился в Департамент по охране общественного здоровья, где пояснили, что в подобных случаях нужно обязательно писать заявление, иначе органы прокуратуры не разрешат специалистам-сан­эпидемиологам открывать проверку.
Суммируя все вышесказанное, делаем выводы: многое зависит не только от добросовестности производителей пищевой продукции и ее продавцов, но и от нашей с вами бдительности и грамотности. Так что не забывайте внимательно читать на упаковке не только название и срок хранения продукта, но и состав, не покупайтесь на такие броские эпитеты, как «агропродукт», «чистый продукт», «биопродукт», «фермерский продукт». Помните, что в большинстве случаев это просто раскрученный маркетинговый ход.
А в остальном – выбор за вами.
Ирина ВАСИЛЬЕВА