Что делать, если…

Несколько лет назад по городу прошла кампания, почти на сто процентов охватившая многоквартирные дома, – все подъезды оснастили домофонами

25 001

Мнения по поводу нужности этого нововведения у алматинцев тогда разделились, однако перевес был в сторону «устанавливать!». Фирмы, этим бизнесом занявшиеся, пообещали неприкосновенность подъезда и четкие фотографии каждого туда входящего. Прошло четыре года…
Судя по нашей читательской почте, уверенность в необходимости домофона у некоторой части горожан поколебалась. И тому есть несколько причин.

Вам установили домофон?
Предлагаем вашему вниманию размышления алматинца В. Титоренко, который позиционирует себя как юрисконсульт по вопросам ЖКХ.
«Порядок привлечения сервисных услуг, если есть спрос со стороны жильцов МЖД, регулируется гражданским законодательством на основании заключения индивидуально с каждым жильцом гражданско-правового договора, – просвещает юрист. – Но, обратившись в сервисную компанию с заявлением об отказе от сервиса «домофон», вы узнаете, что не можете отказаться от их услуги, потому что решение подключиться к домофону было принято решением «большинства жильцов», а идти против большинства нельзя. Также выясняется, что, как правило, надлежаще оформленные договорные документы попросту отсутствуют. Но если плата за эту услугу повышается безосновательно каждый год, притом что нет никаких договоров на эту услугу, если этот домофон никакими документами не узаконен как собственность жильцов, возникает вопрос: а не домофонное ли это рабство?
На деле все обстоит так: сервисная компания, потратив один раз собственные средства на установку домофонной системы, каждый месяц из года в год собирает как бы абонентскую плату за обслуживание этой системы, а фактически получает чистый доход.
Давайте обратимся к действующему законодательству и выясним, на чьей стороне закон.
В соответствии c жилищным законодательством коммунальные услуги – услуги, предоставляемые в жилом доме и включающие водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление и обслуживание лифтов. Из этого следует, что услуги домофонной компании не являются коммунальными услугами, это услуги по сделкам гражданско-правового характера. В таком случае необходимо ежемесячно требовать акты техобслуживания, подписанные каждым жильцом МЖД.
Из Закона «ОЖО» следует, что высшим органом в КСК является общее собрание собственников квартир, «решения принимаются большинством голосов от общего числа собственников помещений (квартир)». Обязательного рассмотрения и одобрения на собрании собственников квартир требуют следующие вопросы: утверждение размеров взносов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума; связанные с принятием решения о проведении капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума и (или) определением суммы ежемесячных взносов на накопление денег на сберегательном счете; расходование денег, накопленных на сберегательном счете; выбора и (или) отказа от услуг субъекта сервисной деятельности; утверждение сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума. Статья 50 того же закона прямо указывает, что «собственники помещений (квартир) обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума (ежемесячно)». Но «дополнительные расходы, не относящиеся к расходам на содержание общего имущества объекта кондоминиума, не могут возлагаться на собственников помещений (квартир) без их письменного согласия либо заключения гражданско-правового договора с каждым собственником помещения (квартиры)».
Теперь, вооружившись юридическими знаниями, можно смело обратиться в свою сервисную домофонную компанию и сослаться на вышеперечисленные нормы закона. После этого компания предоставит вам уже заготовленное типовое заявление на отказ от их сервиса и внесет корректировку в вашу квитанцию для отмены графы «домофон».

…Вроде бы все предельно ясно. Но…
Вот лишь некоторые мнения алматинцев.
Наталья Коробейникова: «У нас изначально от оплаты отказались все, кто не поставил себе трубку в квартиру, безо всяких скандалов».
Екатерина Нечитайло: «Отказались после очередного повышения тарифа».
Надежда Зарькова: «Все верно. Услуги домофона не входят в перечень услуг ЖКХ, на которые распространяется действие публичных договоров. Несмотря на это, домофонщики в конце года через публикацию в каком-нибудь не государственном печатном издании сообщают о повышении тарифа на следующий финансовый год. А вот насчет повышения тарифов в квитанциях – это уже претензия к АО «АЛСЕКО» и ТОО «ИВЦ». На каком основании они без согласия жильцов печатают в квитанциях измененные в сторону повышения тарифы? Нет протоколов жильцов, нет и повышения тарифов!»
Тимур Сейфуллин: «Задавался таким вопросом: а за что мы, собственно, платим абонентскую плату домофонщикам? Оплачиваем установку всего оборудования. Это понятно. Оборудование потребляет какое-то количество электроэнергии. Согласен. Но ничто не мешает отнести ее к оплате за подъездное освещение или к РСЖ. А еще за что платить? Ну висит этот ящик, ну протянуты провода в квартиры один раз. Ничего меняться не будет. Да и не нужно ничего менять, ибо функционал у домофона невелик.
У меня в подъезде на стене висит ящик с оборудованием для домофона. Прохожу мимо ежедневно и вижу, что ящик покрыт пылью и дверца его, чуть приоткрытая пару лет назад, не меняет своего положения. Следовательно, не касалась его рука домофонщика. Но зато «рука домофонщика» исправно повышает тарифы раз в несколько месяцев!»
Вот такой разброс мнений. Кому-то нравится домофон в подъезде и ежемесячная плата за его сервис не напрягает. Кто-то категорически против именно из-за дороговизны и неоправданности ежемесячных поборов. А для кого-то домофон заменяют бабушки и дедушки на лавочке возле подъезда. Выбор, как всегда, за вами. Но кто предупрежден, тот вооружен. Чтобы домофонщики получали оплату на законных основаниях, а вам не было мучительно больно за напрасно потраченные деньги, стоит, наверное, прислушаться к мнению юриста.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА