Что делать, если…

Алматы: инструкция по применению

24 001

Подъезд – продолжение улицы или…?
Те, кто проживают в многоэтажках, прекрасно знают о необходимости поддерживать чистоту в подъезде. Время, когда уборка лестничных площадок производилась строго по графику самими жильцами, вроде бы, миновало.
Теперь вопрос в основном решается по-другому: жильцы отдельно взятого подъезда нанимают клининговую компанию и, ежемесячно оплачивая им, получают относительную чистоту возле дверей своих квартир. Но, как показывает практика, не всегда и не везде жильцы довольны качеством проводимой уборки. А потому не все хотят оплачивать труд уборщиц, полагая, что по старинке могут и сами вымыть пол возле порога своей квартиры. Есть и те, кто считают, что поддерживать порядок в подъездах обязан орган управления объектом кондоминиума, коим является любой многоквартирный жилой дом, и не согласны оплачивать дополнительно еще одну навязанную услугу. Разброс мнений большой.
Вот что говорят по этому поводу алматинцы:
Владимир Ножкин: «300 тенге с квартиры за три-четыре уборки в месяц нормально и в принципе устраивает. Мелкая проблема…»
Галия Ермекбаева: «Судя по квитанции, наш дом обслуживает ТОО «Благоустройство и коммунальная служба». Прошлый месяц не убирали вообще. Естественно, я не стала оплачивать. Я не подписывала договор. Указанный в квитанции телефон никогда не берут. По указанному адресу этой компании нет. Придет долг, как быть? За что я должна платить, если услуга по уборке подъезда не оказывалась целый месяц?»
Светлана Дружинина: «У нас аналогичная ситуация. Убирала одна женщина – то уберет, то не уберет, потом ушла, а КСК стабильно делал начисление. Долг до сих пор висит».
Светлана Гусарова: «Необходимо навести в этом вопросе порядок. Есть подозрение, что уборщики подъездов появляются не просто так, а с небескорыстного разрешения домоуправов».
Мы решили прояснить эти вопросы с юридической точки зрения. Насколько правомерно заключаются у нас договоры на уборку подъездов?

На чистую воду
Владимир Титоренко, позиционирующий себя как юрист по вопросам ЖКХ, считает уборку подъездов навязанной услугой, и задался вопросом: как противодействовать этому?
– Вполне естественно, что каждый гражданин-собственник жилья (квартиры) желает получать недорогостоящие, но в то же время качественные коммунальные услуги по надлежащему содержанию общедолевой собственности, – констатирует юрист. – Согласно Закону РК «О жилищных отношениях», к общему имуществу относятся подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы и прочее. По субъективным причинам многие жители многоэтажек не желают самостоятельно делать уборку своего подъезда. А потому эти услуги сейчас предлагают клининговые компании, которые официально зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности.
Но, к сожалению, в большинстве случаев оказание услуг по уборке подъездов происходит с грубыми нарушениями действующего законодательства уже на стадии заключения договора.
Собственники квартир бессознательно доверяют вести хозяйственные работы одному из жильцов своего подъезда, объявив его старшим по подъезду. Формально такая процедура происходит на общем собрании подъезда. Но действующим законодательством правовой статус понятия «старший по подъезду» не урегулирован. Он не является субъектом предпринимательской деятельности, в уполномоченных органах и государственном реестре не зарегистрирован. Старший по подъезду – не назначаемая официально вышестоящим органом и не выборная должность. Таким образом, старший по подъезду не является субъектом гражданских правоотношений и не имеет права на совершение гражданско-правовых сделок, то есть заключения договоров от имени собственников квартир и общедолевой собственности.
Как правило, индивидуальный предприниматель при личной встрече предлагает старшему по подъезду подписать договор на уборку от имени собственников квартир. Он, сознательно идя на риск, возможно даже, что в корыстных целях, подписывает такой договор, не имея на это никакого права и юридических оснований.
Что говорит по этому поводу Гражданский кодекс РК?
В соответствии с его нормами данный вопрос может быть урегулирован в форме бытового подряда, где конкретно указаны предмет договора, права и обязанности исполнителя и заказчика. Заказчик имеет право одностороннего отказа от исполнения договора. Общепонятно, что при выполнении указанной в договоре услуги «уборка подъезда» между сторонами должен быть подписан акт выполненных работ, и только после этого производится денежный расчет.
На практике же в типовом договоре на уборку подъездов исполнитель умышленно не указывает, на основании каких законодательных нормативно-правовых актов заключается договор и какими нормами регулируются права и обязанности сторон. Считаю, что такие договоры являются ничтожной сделкой и не подлежат выполнению сторонами. Чаще всего подписи жильцов собирает не старший по подъезду, а уборщица, которая хочет убирать подъезд.
Необходимо обратить особое внимание на то, что оплата за эту услугу предлагается в двух вариантах – полная стоимость и 50% от указанной цены. Скидка – это льгота для одиноких пенсионеров. Но кто в современных экономических условиях будет продавать свой товар или услугу в два раза дешевле от минимальной цены себе в убыток? Тут возможно разное, вплоть до злого умысла: с мнимого согласия таких одиноко проживающих пенсионеров негласно собирается информация о них. Как в дальнейшем мошенники воспользуются этой информацией, можно только предполагать. Но мы часто видим и слышим в новостях о мошеннических схемах с квартирами.
Что делать, если вы столкнулись с подобным?
При обнаружении собственником квартиры нарушения его материальных интересов старшим по подъезду в виде незаконного заключения от вашего имени гражданского договора по навязываемой услуге «уборка подъезда» или аналогичной ей необходимо потребовать в абонентском отделе АО «Алсеко» копию с копии договора с листом подписей собственников квартир. В случае несогласия с условиями договора или обнаружением подделанных подписей немедленно требовать от ИП, предоставляющего услуги, и АО «Алсеко» корректировку вашего лицевого счета, где строка «уборка подъезда» будет удалена.
Дальнейшие действия собственника квартиры, права которого были нарушены, зависят от степени причинения материального и морального вреда и с учетом правосознания, например, обращение в правоохранительные органы.
Конечно, вышеуказанные субъекты предпринимательской деятельности в свою защиту могут ссылаться на норму о том, что если 70% жильцов собрались и приняли решение на получение платной услуги «уборка подъезда», остальные жильцы должны подчиниться этому решению, даже если оно незаконно. Но жилищным законодательством РК установлено, что «…письменный опрос – выявление мнений более двух третей собственников квартир в объекте кондоминиума для принятия решений, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией объекта кондоминиума». Согласно жилищной реформе каждый многоквартирный дом должен образоваться в объект кондоминиума, а собственники квартир зарегистрировать органы управления кондоминиума (ПКСК, КСК, ЖК и
т. д.). Такая законная схема позволяет обеспечивать прозрачность движения денежных средств по оплате причитающихся коммунальных услуг сторонним организациям и формированию собственного фонда на текущий и капитальный ремонт дома, а законно избранному должностному лицу – заключать от имени юридического лица договорные сделки.

…Хочется жить в чистоте?
В Алматы есть и положительный опыт решения этой проблемы. Например, в новых многоквартирных жилых домах уборка производится за счет средств жильцов, то есть статья включена в графу «расходы на содержание жилья». Правда, оплата РСЖ в этих случаях не самая маленькая – от 50 тенге с квадратного метра жилья. Но собственники квартир считают, что оно того стоит: ежедневная уборка лестничных площадок и пролетов, входной группы, лифтов и фойе штатным уборщиком выше всяких похвал. При входе в подъезд хочется буквально снять обувь – так чисто и уютно здесь.
Так что выбор, как всегда, за вами: заключать ли договор с клининговой компанией, оплачивать ли дополнительную уборку подъезда за счет увеличения РСЖ или по старинке убирать лестничные клетки самим. Но если исходить из того, что подъезд – это все же начало квартиры, то вопрос его уборки лежит в плоскости санитарных и культурных предпочтений жильцов. Если большинство соседей вместе с домоуправом будут каждодневно и планомерно вести работу по соблюдению чистоты, думается, результат не заставит себя ждать.
Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА