Что делать, если вы не удовлетворены судейским решением и квалификацией работников суда?

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» каждый гражданин, его представитель, юридическое лицо вправе направить в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления обращение на недостатки в работе этих органов, их должностных лиц и сотрудников. Действие данного закона распространяется также на судей, специалистов и других работников судебной системы.
В то же время имеется своя существенная специфика этих отношений, основанная на пункте 2 статьи 3 вышеуказанного закона.
Согласно данной норме действие настоящего закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
Данное требование права означает, что любое лицо, не согласное с судебным актом, вправе оспорить его в соответствии с процессуальными нормами в суд вышестоящей инстанции по правилам, установленным процессуальным законодательством.
Только судебная инстанция – суд апелляционной и кассационной инстанции – вправе изменить или отменить незаконный судебный акт.
Это положение относится не только к ошибкам в применении материального законодательства, но и к допускаемым отдельными судьями нарушениям процессуальных норм.
Основаниями к отмене судебного акта могут быть как неправильное применение норм права, относящихся к существу дела, так и, при условиях, указанных в процессуальных кодексах, нарушения процесса рассмотрения конкретного административного, уголовного или гражданского дела.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
Таким образом, поступающие в значительном количестве обращения граждан и юридических лиц, направленные против вынесенных судебных актов и подаваемые заявителями в виде жалоб на действия конкретных судей и работников судов с указанием на допущенные, по мнению обратившегося лица, нарушения материального и процессуального права не только не могут быть рассмотрены в качестве жалобы на действия судьи, но и не приведут к желаемым для заявителя последствиям – изменению или отмене оспариваемого судебного акта.
Кроме того, эти обращения по конкретным судебным делам и сами дела, не могут быть взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
Для разрешения жалоб от граждан и юридических лиц в отношении судей районных и Алматинского городского суда создана и действует комиссия по разрешению жалоб, состоящая из действующих судей и специалистов суда, ответы на эти обращения на основании подготовленных проверочных материалов даются председателем Алматинского городского суда.
За 2015 год в Алматинский городской суд поступило 305 обращений от граждан и юридических лиц, что на 4,1% меньше, чем в 2014 году (318).
Отдельной темой для обсуждения является стремление некоторых граждан попасть на личный прием к председателю Алматинского городского суда, для того чтобы заблаговременно, до разрешения спора соответствующей судебной инстанцией, ознакомить председателя суда со своими доводами с целью разрешить дело в свою пользу.
Однако председатель суда вне судебного разбирательства по конкретному административному, уголовному или гражданскому делу не вправе получать от одной из сторон предварительную информацию по делу, выслушивать доводы стороны и делать какие-либо выводы, принимать какое-либо процессуальное решение по делу, высказывать свое мнение, контролировать прохождение дела в судебных инстанциях или результат его рассмотрения.
Доведение участником процесса на личном приеме своих доводов и возражений до председателя суда является непроцессуальным контактом и может служить основанием для заявления ему отвода другой стороной.
Также следует отметить, что не всякое нарушение процессуального закона ведет к отмене состоявшегося постановления, определения, приговора или решения суда (судьи).
Случаи безусловных, независимо от доводов жалобы или протеста отмены состоявшихся судебных актов перечислены в статье 8 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, статье 415 Уголовного процессуального кодекса и в части 4 статьи 427 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В иных случаях, при наличии не перечисленных в указанных нормах права процессуальных нарушений, судебный акт подлежит отмене, если эти нарушения привели или могли привести к неправильному разрешению дела.
В заключение следует указать, что в 2015 г. районными и приравненными к ним судами города Алматы рассмотрено 36 944 административных дела, 4645 уголовных дел и 89 372 гражданских дела, всего 130 961 дело, не считая различных многочисленных заявлений и ходатайств, требующих разрешения в процессуальном порядке после рассмотрения дела по существу.
По указанным делам поступило 305 обращений граждан, их представителей и юридических лиц, что составляет 0,23% от общего количества дел, из них подтвердилось 64 заявления (жалобы), т. е. 20% обращений.
Алматинским городским судом и судами первой инстанции будет продолжаться на постоянной основе работа по снижению количества поступающих обращений, особенно количества обоснованных жалоб и заявлений граждан и юридических лиц.
В этих целях применяются методы контроля за разрешением подтвердившихся жалоб, комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц отслеживаются принимаемые меры, ведется соответствующая регистрация поступающих обращений с накоплением информации, которая учитывается при решении кадровых вопросов, разрабатываются и применяются общие меры, направленные на решение организационных вопросов работы судов, судей и специалистов.
Гражданам, их представителям, юридическим лицам так же следует руководствоваться простыми и действенными правилами во взаимоотношениях с судами: в исковых и во всех иных заявлениях, подаваемых в суды, в ходе рассмотрения дела указывать правильные адреса, телефонные номера, электронную почту, вовремя уведомлять суд о смене адреса, применять современные электронные технологии, вплоть до подачи электронного искового заявления, обращаться в суды по вопросам организации судебных процессов после 16.00-17.00, когда судьи и специалисты освобождаются от ежедневных судебных заседаний. Ходатайства о вызове свидетелей, экспертов, назначении судебных экспертиз и другие подавать в суд заблаговременно, за несколько дней до начала судебного заседания. Помнить, что любое ходатайство подлежит разрешению составом суда с учетом мнения другой стороны, не надеяться, что заявление об отложении судебного заседания, поданное без приложения соответствующих документов, автоматически будет удовлетворено.
Сергей ЛОБАЧ,
руководитель комиссии по разрешению жалоб Алматинского городского суда, судья