367.06  416.17 5.56

Что делать, если…

Вы понесли ущерб по вине дорожных служб

Новостные ленты довольно часто сообщают нам о ДТП, причиной которых стали отсутствие люка или ремонтные работы на дороге. Действительно, городские дороги по окончании зимы находятся не в самом лучшем состоянии – рытвины, колдобины, проваленные или вовсе отсутствующие люки…

…ваш автомобиль попал в подобную дорожную ситуацию?
«Екатерина Парафиева потеряла обе ноги в ДТП в Алматы на проспекте Аль-Фараби, – комментировал на своей странице в Facebook трагедию, случившуюся прошлым летом на проспекте Аль-Фараби, известный казахстанский адвокат Джохар Утебеков. – Автобус и «Камри» столкнулись, объезжая ее машину на дороге. Многие корят девушку за нарушение ПДД. Якобы после наезда на сломанную ливневую решетку ей надо было съехать на обочину. Это ошибочное мнение как минимум по закону. Водитель обязан освободить дорогу после ДТП, только если движение других машин невозможно! На проспекте Аль-Фараби еще три полосы в попутную сторону. Так что вопрос исчерпан. За передвижение машины вас как минимум оштрафуют на 5 МРП. Кроме того, оно может быть истолковано полицией против вас в плане вины в ДТП. Тогда оплатить придется и свой, и чужой ущерб, а может, и понести уголовную ответственность за травмы и жизни пострадавших…»
Юрист назвал три вещи, которые обязаны делать автовладельцы после любого ДТП: остановить автомобиль, включить аварийку; выставить аварийный знак; вызвать полицию, ничего не трогая на месте.
На практике эта обязанность чаще заменяется урегулированием имущественных претензий с другим водителем на месте. Но с канализационной решеткой не договоришься.
Умные люди советуют искать свидетелей, фотографировать и снимать на видео обстановку вкруговую; звать на подмогу друзей, адвоката, страховщика и т.д.

…вы хотите взыскать ущерб после наезда на люк?
– Ответственность за ДТП, произошедшее из-за открытого люка на дорогах Алматы, несут те, кто обслуживает его. Администраторами программ, связанных с люками на дорогах, являются управления природных ресурсов и регулирования природопользования и энергетики и коммунального хозяйства города, – пояснили дорожные полицейские. – Если автомобиль получил повреждение из-за аварийного состояния дорожных люков или их отсутствия, водителю необходимо остановиться, сообщить о случившемся в УДП и дождаться прибытия сотрудников дорожной полиции для оформления ДТП. Также необходимо проинформировать свою страховую компанию. Для возмещения причиненного ущерба нужно подать в суд гражданский иск. На кого? Это вам и подскажут администраторы программ. За содержание квадратных (ливневых) люков отвечают организации благоустройства. А за круглые люки (водопроводные и канализационные) ответственность – на предприятиях коммунхоза.

…на проезжей части произошло разрытие или техноповреждение?
Любое повреждение дороги должно быть огорожено или обозначено. Часто этого не происходит. Кто несет ответственность за установку знаков обозначения аварийного разрытия и последующих ремонтных работ?
Кстати, взыскивать сумму ущерба необходимо и после прорыва теплоцентрали, если ваш автомобиль поврежден или вы как пешеход получили увечье. Процедура та же, что и в случаях с люками.
На улице Рыскулова в июне прошлого года именно из-за аварийного разрытия произошло массовое ДТП: столкнулись четыре машины и еще два авто на противоположной стороне того же участка. По предварительным данным, аварии произошли из-за того, что водители пытались объехать не обозначенную предупреждающими знаками яму. И естественно, что они были возмущены этим фактом. Специалисты Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города так комментировали эту ситуацию:
«Мы эту дорогу всю сделали, она была в идеальном состоянии, но вчера или позавчера там было аварийное разрытие – были водопроводчики, видимо, аварию устранили, засыпали, а асфальт не восстановили. Любая коммунальная служба должна устанавливать знаки аварийных обозначений при любых разрытиях, а после устранения аварии обязана восстановить асфальт».

А как должно быть?
За более подробным ответом мы обратились в ГКП на ПХВ «Алматы су».
– Водопроводная система Алматы – самая крупная в стране, и предприятие ГКП «Алматы су» обслуживает более трех тысяч километров водопроводных и около более полутора тысяч километров канализационных сетей, – рассказал руководитель пресс-службы ГКП на ПХВ «Алматы су» Серик Шагиров. – На балансе нашего предприятия более 80 тысяч единиц колодцев.
Учитывая большую протяженность инженерных сетей и высокий процесс износа (60%) трубопроводов, на сетях происходят различные нештатные ситуации – повреждение труб, утечка воды в местах соединений трубопроводов и швов, коррозия материала, подвижка стыков соединений трубопроводов в результате подвижки грунта в период землетрясений, засор канализационной сети и пр.
В местах проведения аварийно-восстановительных работ в обязательном порядке устанавливаются предупредительные знаки, щиты для ограждения участка проведения работ, сигнальное освещение на ночное время в местах, опасных для движения транспорта и пешеходов.
Что касается просевших колодцев и люков, а также отсутствующих на них крышек, то в Алматы есть несколько организаций, которые обслуживают колодцы, – водоснабжение, канализация, тепловые сети, газораспределительные компании, телекоммуникационные компании.
Они же несут ответственность за состояние этих объектов.
Если выявлен случай отсутствия люков на колодцах, установленных на сетях водоснабжения и канализации, но не состоящих на балансе предприятия, аварийными службами предприятия люк закрывается временно и уже потом выясняется их принадлежность, чтобы уведомить владельца о факте нарушения.
Но есть и еще одна проблема: ежегодно пропадают десятки крышек. Помимо их хищения для последующей сдачи на металлолом, часть крышек от люков получают «вторую жизнь» в колодцах жилого малоэтажного массива.
Есть и еще выход – постепенная замена материала самих люков. В последние годы на предприятии водоснабжения и канализации чугунные крышки постепенно заменяют на пластиковые (песчано-полимерные), которые устанавливаются на колодцах, расположенных на тротуарах и газонах. На проезжей части устанавливаются тяжелые люки со специальными шарнирными механизмами и замковыми устройствами. А бетонные крышки располагаются только вдали от пешеходных зон и проезжей части.
Свою лепту в предотвращение возможных несчастных случаев могут внести и горожане.
При обнаружении открытого люка необходимо обращаться в диспетчерскую службу водоканала по телефону 274-66-66, либо в call-центр по телефону 3-777-444.
Хотелось бы обратиться к алматинцам: не проходите мимо открытых канализационных, кабельных, и других колодцев – не поленитесь, позвоните в правоохранительные органы или коммунальные аварийные службы.
А если уровень вашего гражданского самосознания позволяет и вы хотите поучаствовать в добром деле, огородите опасное место и дождитесь ремонтную бригаду.
Мы же советуем всем горожанам – и автомобилистам, и пешеходам – быть исключительно внимательными на дорогах и тротуарах, особенно в темное время суток. Никому не будет легче от того, что в несчастном случае окажется виновной, к примеру, какая-то коммунальная служба, не установившая вовремя крышку на колодец. Даже если удастся доказать этот факт, здоровье, а иногда и жизнь не купишь ни за какие деньги.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА