Что обсуждали алматинцы на этой неделе

Крути круглый год

Городским пользователям системы велопроката Almaty Bike заменили месячные абонементы на годовые.

7 002

С началом велосезона алматинцы обеспокоились тем, что больше не могут арендовать двухколесный транспорт на месяц в сети автоматических общественных велостанций Almaty Bike. Как пояснили в общественном фонде Velocity.kz, с 1 апреля оформление месячных абонементов действительно приостановлено, поскольку опция вводилась исключительно для тестирования системы. В пилотном запуске было важно узнать, будут ли станции пользоваться спросом зимой. Эксперимент прошел успешно, и теперь пользователям предлагается оформить велопроездной сразу на год – так дешевле и удобнее, подчеркивают создатели.
По словам президента ОФ Velocity.kz Алмагуль Касымовой, сеть велостанций Almaty Bike создана как элемент городской транспортной системы и сегодня ее инфраструктура полностью доработана. Вводить годовые абонементы на стадии запуска проекта, убеждены авторы, было бы слишком рано.
– Мы убедились в том, что многие алматинцы продолжают кататься и в зимний период. За сезон мы полностью проверили систему, оснастили велосипеды зимней резиной для комфортного и безопасного пользования. Внедрять годовые абонементы решили с той целью, чтобы пользователю не нужно было продлевать абонемент ежемесячно, а лишь покупать разовый доступ к системе, – прокомментировала Алмагуль Касымова. – Мы понимаем, что многим было удобно пользоваться месячными абонементами и часто их продлевать. Однако сам по себе годовой абонемент выходит для пользователей даже дешевле.
Так, подчеркнула глава фонда, при ежемесячном продлении абонемента пришлось бы заплатить 12 000 тенге за год, в то время как разовый годовой абонемент обойдется на 2000 дешевле. Тариф на краткосрочный прокат тоже не изменился: один час – 100 тенге, два часа – 250 тенге, три часа – 500 тенге, каждый последующий час – 100 тенге. Первые полчаса аренды бесплатно.
Прижившуюся в мегаполисе систему велопроката Almaty Bike ее создатели планируют расширять и развивать. Прокатный парк будет насчитывать свыше 1700 единиц «зеленого» транспорта. В текущем году появится еще несколько станций в самых оживленных точках, а в 2018-м пунктами проката планируется охватить весь город. Речь идет о 100 дополнительных велостанциях с велопарком на 680 единиц.
Марина ПЕСТРЯКОВА

 

Врачи под народным контролем

7 0003

В Алматы состоялась презентация специального портала для пациентов и врачей «Алматы – медицинский город».

Сайт www.almatymed.kz разработало Управление здравоохранения совместно с прокуратурой города при поддержке городского акимата.
– Акимат города начал реализацию проекта «Умный город», одним из приоритетов которой является улучшение работы системы здравоохранения, – сказал на презентации заместитель акима Алматы РумильТауфиков. – Мы заключили с прокуратурой меморандум о сотрудничестве, с тем чтобы объединить усилия и ресурсы для разработки единого сайта, который позволит интегрироваться с населением города по вопросам охраны здоровья и качества медуслуг. Открытие портала станет одним из первых шагов по созданию конкурентоориентированной медицины, где мнение каждого пациента будет услышано и принято во внимание. Врачи и медорганизации будут дорожить своими рейтингами и своими непосредственными потребителями услуг. Уверен, что сайт станет актуальным и динамично развивающимся ресурсом, отражающим потребность населения в медицинских работниках.
Исполнителем проекта стала Ассоциация клиник Алматы, за чей счет и был реализован проект.
– Цель сайта – дать населению полную информацию о специалистах и медицинских организациях города, установление четкой обратной связи с пользователями медуслуг, – отметил исполнительный директор Ассоциации клиник Алматы Расул Дюсенов. – Мы начали давать информацию государственных организаций, далее подтянутся и частные структуры. В данный момент в базе зарегистрировано 65 медицинских организаций и порядка 600 специалистов. Каждый день эти списки пополняются. Со временем сайт в соответствии с запросами и пожеланиями наших потребителей будет эволюционировать, измениться как его внешний вид, так и контент. Особенность проекта в том, что пользователи могут не только находить на портале нужную информацию о режиме работы медорганизации, оказываемых видах услуг, но и находить необходимых специалистов в организациях любой формы собственности. Здесь указано и расположение поликлиник и больниц на карте. Наше население испытывает дефицит информации о стоимости платных медицинских услуг и о том, что можно получить бесплатно. Все это будет на сайте. Здесь же можно отследить свою очередь на операцию по квоте. Находясь на лечении в стационаре, пациент имеет шанс высказать свое мнение об оказываемом ему лечении. Также у граждан есть возможность оставлять отзывы, выставлять рейтинги и давать оценку работе медицинских организаций и врачей. Каждое обращение, поступившее на ресурс, будет рассмотрено как самими медорганизациями, так и специалистами Управления здравоохранения, которые подготовят своевременный ответ заявителю. Также качество оказания медицинской помощи будет в поле зрения прокуратуры. Это, с одной стороны, станет профилактикой нарушений прав пациентов, а с другой – законным разрешением конфликтов.
Рейтинги и отзывы, по мнению Дюсенова, являются достаточно ценным элементом для повышения качества медуслуг. Это особенно важно в рамках введения системы обязательного медицинского страхования, когда медицинские организации будут конкурировать за пациентов.
– Последнее время имеется много положительных моментов в сфере здравоохранения, которому наше государство оказывает всемерную поддержку, – добавил заместитель прокурора Алматы ЖандосУмиралиев. – Только в Алматы ежегодно проводится почти 5 тысяч сложных операций. Но вместе с тем нельзя умалчивать об определенных недостатках и проблемах, над которыми нужно работать. К примеру, много жалоб поступает на действия врачей. Анализ показывает, что из года в год они растут. Если в 2015 году обращений граждан было 250, то в прошлом году их стало 500. Больше всего люди жалуются на нарушение санэпид-правил в лечебных заведениях, полноты и качества оказания медуслуг. Имеют место и проявления вымогательства людей в белых халатов. Часто в соцсетях публикуется информация относительно чистоты и порядка в больницах, некорректных высказываний некоторых врачей и руководителей, которая находит подтверждение в ходе наших проверок. Как правозащитный орган, мы были заинтересованы в создании информационной системы, которая бы действовала во благо общества и в целях развития качества медуслуг. Теперь все это можно будет публиковать на едином медицинском портале.
То есть фактически будет установлен народный контроль в сфере здравоохранения. Это даст возможность медицинским организациям отслеживать негативные факты и вовремя на них реагировать. Если этого происходить не будет, то нарушителями займутся уполномоченные органы. Думаем, что контролирующим органам будем меньше поводов вмешиваться в деятельность медучреждений, так как проблемы там будут решаться по горячим следам.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ

 

Если ртуть оказалась вдруг

7 004

Алматинцы не знают, куда девать перегоревшие ртутьсодержащие лампы.
А ведь выбрасывать энергосберегающие осветительные приборы в обычные мусорные контейнеры, опасно.
Это вредно для здоровья и окружающей среды, ведь ртуть – ядовитое вещество, относящееся к первому классу опасности.
В Алматы пока отсутствует сеть специальных контейнеров. Но действуют центры по приему ртутьсодержащих ламп. Это компания «Алматыэкологострой» (9-й микрорайон, 9а, телефон 242-39-69), ТОО «Сынап плюс» ( пр. Рыскулова, 51а, тел. 384-39-12), компания «ПромТехноРесурс.kz» (пр.Сейфуллина, 284, тел. 328-55-77).
– В самой средней лампе находится от 2 до 7 мг ртути. Если стекло разобьется, то пары ртути принесут большую опасность окружающей среде. Они поражают органы человека – желудок, печень. Поэтому энергосберегающие лампы нужно сдавать в специализированную организацию, – говорит заместитель директора КГП «Алматыэкологострой» Асель Аздерова. – Лампы к нам сдают сюда в основном госучреждения и частные организации, с которыми заключается договор. В прошлом году здесь демонтировали около 103 тысяч ламп. Цена за одну штуку составляет 70 тенге. А для жителей города – бесплатно. Лампы у нас утилизируются на оборудовании «УРЕЛ 2 М». С его помощью стекло попадает в одну емкость, а ртутные пары стекают в другую. Машина за час перерабатывает 250 перегоревших ламп. Опасную ртуть извлекают и хранят в специальном контейнере. За годы работы цеха здесь накопилось более 4 килограммов этого вещества. Пока оно хранится на предприятии, так как никто в Казахстане ртуть не принимает.
Как пояснили в экологическом обществе «Зеленое спасение», в Алматы имеются специальные контейнеры, куда можно поместить ртутьсодержащие лампы, а также батарейки. Вот их адреса:
КСК «Коктем-1», мкр. Коктем-1, д. 45, за магазином «Ардагер»;
ПКСК «Елим ай», ул.Сатпаева, 50, уг. ул. Жарокова (тел. 382-51-20);
КСК «Надежда», ул.Байкадамова, 10, между ул. Розыбакиева и ул. Жарокова (тел. 382-51-20);
КСК «Орбита-1», мкр. Орбита-1, д. 10, по Навои (перед девятиэтажкой);
ПКСК «Алмагуль», ул.Жарокова, 49.
КСК «Жалын», Орбита-1, под аркой магазина «Медикер»;
Также энергосберегающие лампы можно сдать в магазине «Сател Казахстан» на пр. Жибек жолы, 106, уг. пр. Абылай хана, 3-й этаж.
Нелли СТАСОВА

 

Прячутся за мебелью
Киберпреступники расставляют ловушки, выдавая себя за продавцов недвижимости и мебельных мастеров
Интернет-мошенники активно промышляют в столице. Только в одном Сарыаркинском районе Астаны, по данным местной прокуратуры, за прошлый год от действий кибермошенников пострадало более 1000 человек. Угодить в сети злоумышленников рискуют и алматицы.
Схема работы в подавляющем большинстве случаев предельно проста. Потенциальных жертв преступники находят среди пользователей сайтов с объявлениями о продаже жилья, автомобилей и бытовой техники. Среди тысяч безобидных предложений аферисты размещают свою ложную рекламу. Обязательное условие сделки – отправить предоплату на счет через KIWI-кошелек. Преступники получают желаемую сумму и исчезают.
По второму распространенному сценарию, злоумышленники предлагают услуги по изготовлению мебели и наживаются на задатках клиентов. Лжемастер выезжает на дом, производит все необходимые замеры, получает деньги на руки и… исчезает с ними, отключая телефон. Указанные в ложных объявлениях номера, как правило, доступны не дольше суток.
Правоохранительные органы предостерегают: заказывая товары и услуги, следует соблюдать бдительность при переводе денежных средств или внесении задатка наличными.
Аида МАМЕТОВА