Что обсуждали алматинцы на этой неделе

Казахстанские школы переходят на пятидневное обучение. Исключения составят лишь те образовательные учреждения, где занятия ведутся в три смены

– Новый учебный год традиционно начался в сентябре и завершится 25 мая, – сообщили в Министерстве образования и науки. – Продолжительность учебного года, как и ранее, составляет 32 недели для предшкольных классов, 33 недели – для 1-х классов, 34 недели – для 2–11-х классов. Что касается каникул, здесь также никаких изменений нет. Учащиеся 1–11-х классов отдыхают осенью 7 дней, зимой – 10 и весной – 13. В предшкольных классах предусмотрены осенние (7 дней), зимние (14 дней) и весенние (15 дней) каникулы. Кроме того, как и прежде, в феврале будут дополнительные 7 дней каникул в предшкольных и 1-х классах.
– Утверждены методические рекомендации по выполнению домашних заданий, и таким образом количество времени на его выполнение должно сократиться примерно на треть по сравнению с тем, как было, – сообщили в министерстве. – Выполнение домашнего задания не должно превышать: во 2-м классе – 50 минут, в 3–4-х классах – 70 минут, в 5–6-х классах – 90 минут, в 7–9-х классах – 110 минут, в 10–11 классах –130 минут.
Кроме того, с нового учебного года длительность урока так же, как и в Назарбаев Интеллектуальных школах, составит 40 минут. Сокращение урока на 5 минут позволит добавить дополнительный урок, при этом существенно не увеличив нагрузку.
– Пока вопрос о том, в каких средних учебных заведениях Алматы будет введена пятидневка, еще решается, – сообщили в Управлении образования Алматы. – Скорее всего, новшество коснется только общеобразовательных школ, а в гимназиях и лицеях остается шестидневное обучение, ведь там кроме основных часов имеются дополнительные занятия. – В Министерстве образования не рекомендуют в субботу нагружать учеников сложными предметами. В этот день будут преподаваться такие «легкие» предметы, как физкультура, НВП, кружки, секции, конкурсы и экскурсии и так далее. Все это предусматривает проведение факультативных занятий в большинстве своем вне школы. Наличие второй смены в средних учебных заведениях зависит от проектной мощности школы, ее вместимости. В данный момент этот вопрос решается. В общем, новые санитарные правила позволяют всем общеобразовательным и специализированным школам для одаренных детей внедрить пятидневку с 1-го по 11-й классы. Нормы максимальной учебной нагрузки составляют от 24 часов до 39 часов в 1–11-х классах общеобразовательных школ. Впрочем, каждая школа исходя из своих условий и возможностей вправе самостоятельно решать, какое будет количество уроков в день и сколько дней должны учиться. Но для этого нужно согласовать расписание уроков с попечительским советом или родительским комитетом школ. Сокращение учебной нагрузки на детей приведет и к тому, что объем домашних заданий будет значительно сокращен. На праздники и каникулы детям теперь не будут задавать домашние задания. Исключение составляет чтение художественной литературы, выполнение проектных работ, решение задач для углубленного изучения математики первоклассникам. Новшество по чтению вводится со второго полугодия.

 

С началом нового учебного года в некоторых школах Алматы активизировались поборы с родителей. Примечательно, что инициатива сбора денег подчас идет от самих мам и пап школьников

– Мой сын пошел в первый класс, и в первый же день учебы мама его одноклассника предложила родителям скинуться на принтер для учительницы. Хотелось бы узнать, насколько законны эти сборы? – интересуется читательница «Вечерки» Раиса Камбарова.
Как пояснили в управлении образования Алматы, родители имеют полное право не участвовать в подобном сборе денег, тем более что государством выделяется достаточно средств для оснащения и ремонта школ. В этом году с учетом строительства новых объектов в этом году на сферу образования потрачено 86 млрд тенге. Это одна пятая часть городского бюджета. На оборудование школ было выделено 1,4 млрд тенге, а на приобретение учебников с новым содержанием – 2 млрд тенге.
– Сегодня нас продолжает беспокоить вопрос о сборах денег, – сказала начальник Департамента образования Алматы Рахат Шимашева на августовском совещании учителей города, которое состоялось накануне нового учебного года. – Вы знаете, что о запрете сбора средств на различные нужды мы говорим постоянно, еще раз напоминаю об их категорическом запрете. Управление образования каждый год направляет письма всем руководителям школ, напоминая, что у них нет никаких причин собирать деньги. Если такая информация поступит, мы примем меры. Школы, наоборот, должны сообщать родителям о том, где и как расходуются выделенные учебному заведению бюджетные средства. По поручению акима города в течение двух лет ежеквартально проводятся отчеты первых руководителей о доходах государственных учреждений и коммунальных предприятий, которые также размещаются на сайтах управления образования и подведомственных организаций. Сегодня в управлении образования работает телефон доверия 262-34-82, имеется сайт http://dep.edualmaty.kz, который обеспечивает прямую связь с родителями учащихся. В результате таких мер за последние три года количество обращений и жалоб со стороны родителей по работам сбора денег уменьшилось более чем в три раза. Однако еще имеются отдельные факты, когда в школах и детских садах все же допускаются сборы денежных средств.

Что делать, если с вас требуют сдать деньги в школе?
 Требуйте от школы публикации бюджета (постатейно) и сметы расходов на текущий учебный год на сайте учебного заведения.
 Соберите доказательства незаконного сбора денежных средств в школе. Это может быть аудиозапись либо видеозапись разговора, свидетельские показания, письма и др.
 Не бойтесь писать в правоохранительные органы о фактах вымогательства и незаконного сбора денежных средств.
 Пишите жалобы в прокуратуру района, где находится школа, либо звоните на номер сall-центра 115.
 Напишите жалобу в блог министра образования и науки www.dialog.egov.kz либо в Министерство образования и науки по адресу: 010000, г. Астана, ул. Орынбор, 8.
 Подайте жалобу или заявление посредством портала «Электронное правительство» при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП).
 О фактах коррупции можно сообщить в Национальное бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) Республики Казахстан письменно по почтовому адресу: 010000, город Астана, улица Сейфуллина, 37, либо обратившись в сall-центр Антикоррупционной службы на номер 1424.

 

Алматинцев озадачило содержание некоторых казахстанских учебников

Так, жительница города Ольга Бутко уличила авторов учебника математики за пятый класс
Т. Алдамуратова, К. Байшоланова и Е. Байшоланова в плагиате. По мнению родительницы, они воспользовались чужими разработками. Об этом алматинка и поведала на своей странице в Facebook. В качестве доказательства Бутко приводит задачу № 15 из нового учебника математики. Плагиат родительница обнаружила, делая уроки со своим сыном, который не мог решить одно из заданий и ввел его текст в Google. Ольга решила воспользоваться поисковой системой для решения следующей задачи. К ее удивлению, поисковик выдал как саму задачу, так и решение.
– Задача номер 15 была сдернута из Интернета, где она была опубликована в 2015 году, а может быть, из другого учебника, из которого задача перекочевала в Интернет, и в ней даже числа не поменяли! Любой школьник или студент ныряет сейчас в сеть за рефератами и сочинениями, но они хотя бы слова заменяют на синонимы. А тут составители учебника берут чужие задачи и получают за них госгонорар, – написала она в сети.
А другая алматинка Елизавета Степанова, которая работает в талгарской школе № 15, высказала недоумение по поводу учебника русского языка за 7-й класс. Например, в учебнике русским языком написано: «У Калуши – калушата: Каина, Манна, Гуранна и Кукуся, у Бутявки – бутявчонок: Гага Прюшка».
«И это наше образование??? Я логопед и то с трудом прочла, что там написано!!! Бедные наши дети, которые пошли и только пойдут учиться. Куда жаловаться? Что делать?» – недоумевает педагог.
Критику и недоумение родителей сотрудники республиканского научно-практического центра «Учебник» прокомментировали так:
– Уважаемые родители! Впервые «тарабарский язык» использовал Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес». Потом этот текст перекочевал во все учебники мира как упражнение – «Лингвистическая сказка». Целей данного упражнения много, в том числе, например, найти в запутанном, не совсем понятном тексте глагол, существительное и так далее. Это заставляет ребенка думать, то есть развивать критическое мышление, к литературе в том числе. Беда советского образования – вот тебе понятный и бесспорный текст, прочти и заучи. Считаем, что эти учебники продвинутые. Просто мы со старым мышлением, привыкшие только к Есенину (а его тоже за 11 лет хватает), их не понимаем.

Материалы подготовила Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ