Что портит жизнь алматинцам

Увы, но недовольство общественным транспортом вновь лидирует в рейтинге вопросов горожан

5 001

Городские власти признали это и сделали неутешительный вывод: без квалифицированных кадров и системной работы по их подготовке никак не обойтись. А на это надо время.
Кстати вспомнить: аким города Бакытжан Сагинтаев строго высказался в адрес руководителей городских структур, отвечающих за мобильность, от их расторопности также многое зависит.
А еще из накопившихся годами крупных проблем алматинцев беспокоят проблемы освещения, газоснабжения и благоустройства дворов и улиц, которые решены не везде.
Горожане при этом надеются на перемены в связи реализацией программы действий акимата по решению проблем по принципу «Город без окраин».
Устоявшаяся знойная погода вызвала поток жалоб на работу автобусного транспорта. Алматинка Любовь пожаловалась, что в автобусе маршрута № 205, бортовой № 4054, водитель не включает кондиционер в надлежащем режиме – климат и температура в салоне ужасающие.
– Просьбы пассажиров о включении кондиционера игнорировались, – пожаловалась горожанка. – То же самое наблюдала в автобусах 205-го маршрута (бортовой № 4029, № 760). На других автобусах этого и других маршрутов нет такого безобразия! Неужели нельзя создать комфортный климат для пассажиров в салоне? Разве не для этого закупались новые автобусы из бюджета города?
По информации Управления городской мобильности, во всех автобусных парках ежедневно проводится осмотр автобусов на техническую исправность кондиционеров. Однако выявляются единичные случаи неисправности, которые в свою очередь устраняются представителями завода-изготовителя за счет гарантийных обязательств, или производится ремонт в ремонтных зонах автопарка. На сегодняшний день более 500 новых автобусов оснащены кондиционерами. Перед всеми перевозчиками поставлена задача при приобретении нового подвижного состава учитывать наличие кондиционеров. Всем перевозчикам города, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, сделано напоминание по контролю за регулярной работой кондиционеров.
С горожанкой по имени Мария произошел другой неприятный случай в автобусе:
– В автобусе № 85, госномер 047 СМ 02, следовавшем в микрорайон Жулдыз, на остановке «Почта» водитель, не дождавшись, когда выйдут все пассажиры, начал закрывать дверь, и меня с 2,5-летним ребенком на руках придавило. Сильных телесных повреждений нет, но ушиб обеих рук имеется. Я перенесла стресс, испуг, особенно за своего ребенка. И это не единичный случай. До каких пор пассажиры будут страдать от непрофессионализма водителей?
Перевозчик ТОО «АвтоТрансГаз» сообщил, что водителю автобуса М. Тортжанову был объявлен строгий выговор и с ним была проведена разъяснительная беседа по соблюдению Правил перевозки пассажиров и багажа автотранспортными средствами.
Алматинец Видади пожаловался, что второй день нет автобуса маршрута № 56, который должен выезжать с конечной в микрорайоне Кокмайса утром в 7 часов 48 минут. Написал на WhatsApp в автобусный парк ТОО «Алматыэлектротранс», в ответ получил извинения за предоставленные неудобства и обещание, что, как починят автобус, так он выйдет на маршрут. При этом в ТОО отметили, что сейчас образовался острый дефицит автобусов.
Почему при поломке подвижного состава пробел не заполняется другим автобусом? С 2015 года не изменилось абсолютно ничего. Десятки водителей были уволены и приняты новые, но нарушения такие же, как и прежде. Значит, проблема глубже?
Как отметили в Управлении мобильности города, для развития транспортной инфраструктуры города акиматом планируется закуп новых автобусов большой вместимости. При поставке автобусов будет рассмотрено распределение по социально значимым маршрутам. С руководителем автопарка ТОО «Алматыэлектротранс», обслуживающего маршруты № 56, 80, была проведена беседа. Руководство автопарка примет меры в отношении водителей. В настоящее время обслуживание данных маршрутов взято на контроль.
Алматинка Ольга пожаловалась на автобус 34-го маршрута (госномер 095 СМ 02), где уже три недели не открывается передняя дверь, но каждое утро неисправная машина выходит в рейс.
– У этого же автобуса 24 июня задымилось колесо, – сообщила женщина. – Водитель высадил пассажиров в районе оз. Сайран по проспекту Абая. Оплата за проезд никому не была возвращена, а до остановки пришлось добираться пешком. Почему неисправное транспортное средство регулярно выходит на маршрут? 34-й маршрут – один из самых длинных в городе и всегда переполнен.
Администрация ООО «АвтоТрансГаз» принесла свои извинения за предоставленные неудобства. С водителем Н. Нуртаем была проведена разъяснительная беседа, к нему приняты меры дисциплинарного характера. Также в ООО «АвтоТрансГаз» сообщили, что в течение дня возможны технические сходы с маршрута подвижных единиц.
Айнур возмущена тем, что в троллейбусные и автобусные парки не дозвониться, транспорт ходит как попало, пассажиров не предупреждают о смене маршрута или полном его отсутствии.
– К примеру, в праздничные дни в начале июля маршрут троллейбуса № 19 вообще отсутствовал, – пожаловалась Айнур. – Ожидания часами на остановках в жару ужасны, можно легко получить тепловой удар! Позже выяснилось, что работа троллейбусного маршрута № 19 была временно приостановлена в связи с проведением строительно-монтажных работ по переустройству тепловых сетей на перекрестке улиц Утеген батыра и Толе би.
В Алматы ввели в эксплуатацию систему электронной оплаты проезда в общественном транспорте через СМС. Услуга доступна для абонентов Аctiv, мобильных операторов Kcell и Beeline. Однако 29 июня наш земляк Уалихан ехал на 63-м маршруте, где оплаты по СМС нет, и ему пришлось оплатить стоимость проезда в размере 150 тенге.
– Я попросил дать номер диспетчера автопарка, так как в автобусе нет ни номеров диспетчера, ни номеров аварийных служб в случае ЧС, ни кода автобуса для оплаты 2505, есть только схема маршрута, – сообщил Уалихан. – Водитель ответил, что у него нет номера диспетчерской. Я позвонил в «ОНАЙ-центр», где оператор ответил, что ничего по вопросу оплаты на 63-м маршруте не знает и чтобы я обратился к сотовому оператору Activ и Теlе2. Кто должен в автобусах развешивать информацию по оплате через СМС и кто отвечает за нее?
Выяснилось, что ТОО «Алматыэлектротранс» не заключило договор пользования данной услугой, так как ранее его маршруты обслуживал ТОО Green bus Соmpanу, с которым был досрочно расторгнут договор доверительного управления имуществом. На данный момент пассажиры могут оплатить проезд через короткий номер 9909, введя 6-значный номер терминала, и только если пассажир является клиентом оператора связи Вееlіпе. По вопросам добавления других операторов связи и альтернативных способов оплаты за проезд можно обратиться в ТОО «Транспортный холдинг города Алматы».
Алма, жительница ЖК на улице Бокеева, 1а, построенного по заказу ТОО «ПКС» Алматы, купила там квартиру в мае 2018 года, о чем очень сожалеет.
– Дом заселен с осени 2017 года по программе сноса ветхого жилья, – описывает свое жилище Алма. – В течение почти двух лет не сделано благоустройство двора: отсутствует освещение – полная тьма. По словам ПКС, проведение дворового освещения – обязанность районного акимата. Акимат направляет в ГКП «Алматы қала жарық», а те советуют обращаться обратно в акимат. Круг замкнулся, а в нашем криминальном районе нельзя жить в темноте! Кто должен установить нам фонари?
Получен ответ: «ГКП «Алматы қала жарық» не занимается строительно-монтажными работами (СМР). Несмотря на это, в адрес предприятия ежедневно поступают обращения жителей с просьбой установить наружное освещение. На основании обращений предприятием ведется реестр на разработку проектно-сметной документации (ПСД) для строительства линий наружного освещения (ЛНО). Указанный адрес внесен в реестр для разработки ПСД, который ежеквартально направляется сопроводительным письмом в Управление энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы. Разработка ПСД и строительство ЛНО будет осуществляться по мере выделения средств из городского бюджета».
От имени жильцов двух многоквартирных домов, где проживает несколько многодетных семей (улица Кунаева, 1, и улица Ак бота, 46), обращается горожанин Никита.
– В апреле «Тауекел-Н-Алгабас» опечатало котельную наших домов, которая застройщиком ТОО «AsiaConstructionEstate» была построена без соблюдения техтребований, – сообщает Никита. – Уже четвертый месяц жильцы двух МЖД живут без горячей воды. Мы неоднократно обращались к застройщику и в акимат Наурызбайского района с просьбой решить проблему. Председатель КСК сообщает, что акимат не будет производить работы за счет бюджетных средств, жильцы должны будут собрать сумму от 7 до 12 миллионов тенге и строить новую котельную, закупать котлы (это по 150–250 тысяч тенге с квартиры). У большей части жильцов нет такой возможности, да мы и не должны платить за халатное отношение застройщика, тем более что фирма, которая строила дом, уже закрылась.
По информации газопередающей организации ТОО «Тауекел-Н-Алгабас», отопительные котлы, обеспечивающие теплоснабжением и горячим водоснабжением указанные МЖД, находятся в нерабочем состоянии (изношены). В целях исполнения требований безопасности и во избежание ЧС ТОО «Тауекел-Н-Алгабас» было принято решение об отключении котлов. На сегодняшний день прорабатывается вопрос по строительству новой модульной котельной. Горячее водоснабжение и теплоснабжение будут возобновлены к началу отопительного сезона этого года.
Но почему проигнорированы остальные вопросы?
Гендиректор ТОО «ECOBIN-KZ» уже несколько лет не может добиться принятия мер по отношению к АО «Тартып».
– С согласия всех учреждений моя компания установила пилотный проект заглубленной мусорной площадки по европейскому стандарту на бульваре Бухар жырау, 75, – сообщает руководитель. – Объект сдан по акту еще в 2012 году, но до сих пор нет ни оплаты, ни возврата самой площадки. А это 1 930 000 тенге для моей компании!
Управлением зеленой экономики была организована и проведена рабочая встреча с представителями АО «Тартып» и ТОО «ECOBIN-KZ», в ходе которой была достигнута договоренность по предмету спора и подписано соглашение о договоренностях. Предпринимателю посоветовали в рамках действующего законодательства обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА