Дежурный по городу

Когда не везёт

Алматинцы составили рейтинг самых «невезучих» маршрутов.

Алматинка Алия Балебаева пожаловалась «дежурному» на водителя автобуса 119-го маршрута:
– 18 сентября утром водитель на улице Сатпаева высаживал пассажиров на проезжей части, не подъезжая к остановкам! Люди, ожидавшие автобус на остановке, так и не смогли уехать. То же он проделывал и в микрорайоне Орбита-1: проехав не по автобусной линии, высадил людей ниже остановки, люди вынуждены были бежать за автобусом. Водитель хамил пассажирам, нервно сигналил всем, кто, по его мнению, мешал ему!
Увы, пока никакой реакции на эту жалобу не последовало. Ждем… И просим вас. наши читатели, сообщать о новых нарушениях.
Много писалось о 38-м маршруте, но ситуация по-прежнему остается без изменений.
– Похоже, руководству автотранспортной организации начихать на проблемы пассажиров этого маршрута, – возмущена алматинка Зубайда Садыкова. – В часы пик попасть на автобусы маршрута равносильно взятию крепости. Стоять в автобусе можно только на одной ноге, уткнувшись в шею стоящего вплотную другого пассажира! Интервал не соблюдается! Если автобусов других маршрутов проезжает два-три, то 38-й появляется раз в полчаса, а то и в 40 минут! Думаю, чтобы что-то изменилось, надо вменить в обязанность руководителям перевозчика этого маршрута в час пик самим ездить на своем автобусе!
Анна Чернова: «Полностью поддерживаю! 38-й не дождешься, если дождешься, то в него не пробьешься. На остановках на ВОАД школьники не могут в него протиснуться, остаются на остановках!»
Аскар Янов: «Когда всего восемь автобусов на маршруте, по-другому и быть не может. С таким большим пассажиропотоком машин должно быть как минимум в три раза больше». AlmatyElectrotrans, судя по комментарию под жалобой, знает о проблеме, но решить ее сможет только после покупки новых автобусов. На приглашение проехать в час пик на своем автобусе руководство перевозчика пока не откликнулось.
Серик Руханов жалуется, что утром трудно попасть в автобусы маршрутов № 7 и 57:

23 001

23 002

– …Потому что их количества в период с 6.00 до 8.00 недостаточно. Пассажиры буквально штурмуют эти автобусы, но попасть в них могут только сильные и наглые. Пожилым людям и школьникам без сопровождения взрослых это сделать невозможно. Толпы людей на остановках! Зато можно похвалить автобусы маршрутов № 19, 115, 122, которых приезжает достаточно и по графику, можно по часам проверить. Что мы и делаем в ожидании своего автобуса.
От перевозчика Talap T Zhanar поступил комментарий: «По маршрутам № 57 и №  7 в рабочие дни выезжает соответственно 18 и 14 автобусов. Это 100-процентный плановый показатель. Учитывая ситуацию, перевозчик приобретает сейчас новую технику. Однако изготовление и поставка автобусов занимает большой срок – до шести месяцев».
Неужели придется ждать до весны?

 

Правила счёта

Одним из первых решать проблемы и улучшать качество своих услуг посредством прямого диалога с алматинцами решило ГКП «Алматы су». Представители водоканала пригласили к активному диалогу и участников группы «Дежурный по городу»


На призыв откликнулся член комиссии Алмалинского районного и городского Совета ветеранов Аблимит Джапаров и прислал, как всегда, актуальные размышления на злобу дня. В этот раз по поводу поверки счетчиков холодной воды.
Общественник внимательно изучил текст договора ГКП на ПХВ «Алматы су» с потребителями, опубликованный в газете «Вечерний Алматы» 5 сентября. Ветеран отметил, что в пункте пятом (раздел 6 «Права и обязанности сторон»), касаясь вопроса поверки счетчиков, говорится: при наличии лицензии поставщик будет осуществлять поверку приборов учета. Этот пункт натолкнул общественника на уточнение ряда вопросов.
– Во-первых, приборы учета по природе должны быть собственностью поставщика, – считает Аблимит Джаппаров. – Ведь поставщик количество проданного потребителям товара измеряет этими самыми приборами и по логике должен за свой счет устанавливать их потребителям своих услуг. Да, потребитель уже смирился с тем, что он за свой счет приобретает счетчики. Но хотя бы поверку и замену купленного потребителем счетчика поставщик должен делать бесплатно!
Кто это придумал – деятельность по замене счетчиков лицензировать? Это же простая работа: открутить и закрутить две гайки, это не затрагивает схему водопроводной сети, не влияет на качество воды. Почему ее не может выполнить без лицензии сам владелец квартиры или сантехник КСК? В конечном счете, если при замене что-то будет сделано не так, поставщик может не пломбировать.
Сейчас замену счетчиков по 3000 тенге за один счетчик производит частник, получивший лицензию, в то время как сам счетчик стоит 3500 тенге. Согласитесь, для пенсионеров и малоимущих это многовато. Из каких затрат, материалов, времени и квалификации исполнителя установлены такие тарифы? Я лично за пять минут могу заменить счетчик, хотя мне 86 лет.
Я бы предложил пункт 5 в разделе 6 договора изложить так: «Производить бесплатную проверку работоспособности и поверку, а также замену приобретенных потребителем приборов учета услуг».
Предложение ветерана вызвало горячую поддержку алматинцев. Ведь у многих в квартирах многоэтажек разводка трубопроводов такова, что приходится поверять не два, а целых четыре счетчика на горячую и холодную воду!
Что у нас с поверкой счетчиков на холодную воду?
Этот вопрос мы задали ГКП «Алматы су».
– Договор с потребителями составлен в соответствии с требованиями законодательства РК, процедура поверки регламентирована, не поверенный счетчик считается недействительным, – пояснил позицию поставщиков воды руководитель пресс-службы Серик Шагиров. – Домовладелец может поверить счетчики в любой организации, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности и соответствующее поверочное оборудование, в том числе переносное. Либо заменить прибор на новый. ГКП «Алматы су» не занимается ни установкой, ни поверкой ИПУ.
Да, установкой и поверкой ИПУ занимаются различные ИП, ТОО и прочие конторы, получившие лицензию на этот вид деятельности. Но цены…
– Это же безобразие! – выразила мнение многих алматинцев Марианна Мальцева. – За два счетчика 8000 тенге! Хотя наверняка все эти расходы по обслуживанию приборов контроля воды уже включены в стоимость воды. Иначе откуда такие суммы в квитанциях?
Но нет. По информации «Алматы су», в тарифе на воду (50 тенге за 1000 литров) затраты на установку, поверку индивидуальных счетчиков не включены и не могут быть включены, так как это собственность самого потребителя.
А что говорит об этом закон?
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 27 Закона РК «О естественных монополиях», потребитель обязан иметь приборы учета. Согласно п. 5 ст. 72 Водного кодекса Республики Казахстан, водопользователи обязаны содержать в исправном состоянии водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, вести учет использования водных ресурсов, оборудовать средствами измерения и водоизмерительными приборами водозаборы, водовыпуски водохозяйственных сооружений и сбросные сооружения сточных и коллекторных вод. Согласно п. 22 приказа министра национальной экономики РК, «… обеспечение сохранности приборов учета, установленных в квартире или индивидуальном доме, возлагается на потребителя».
Согласно п. 33 того же приказа, «…ответственность за надлежащее содержание оборудования и инженерных сетей возлагается на его собственника и определяется по границам раздела балансовой принадлежности». В соответствии с п. 1 ст. 189 ГК РК, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо.
– В соответствии со ст. 18 Закона РК «Об обеспечении единства измерений», поверка средств измерений, метрологическая аттестация методик выполнения измерений осуществляются юридическими лицами, аккредитованными на данный вид деятельности, в порядке, установленном законодательством РК об аккредитации в области оценки соответствия, в области технического регулирования и об обеспечении единства измерений, – продолжает просвещать потребителей Серик Шагиров. – Прибор учета может быть поверен аккредитованной на данный вид деятельности организацией без демонтажа при условии, что его диаметр не будет превышать 25 мм.
Срок поверки указан в паспорте прибора учета, и вне зависимости от количества потребления или иных причин поверка должна быть сделана в установленный срок. Все работы по оборудованию узла учета, включая проектирование, демонтаж, монтаж (первичная и последующая установка), выполняются организациями, имеющими разрешение в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях». ГКП «Алматы су» не может изменить сроки поверки, дать разрешения ставить счетчики лицам, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, не может поверять счетчики и не может включить затраты на установку и поверку в тариф на воду.
Но почему счетчики требуют поверку через определенный период времени, а не через определенное пропущенное количество кубометров воды?
– Завод-изготовитель счетчиков дает гарантию, что прибор учета будет работать корректно в течение определенного времени – 4–6 лет, – поясняют специалисты водоканала. – Далее есть вероятность, что счетчики будут считать неправильно. В среднем приборы, не прошедшие поверку, могут как завышать, так и понижать реальные показания. Если завод выпустит прибор учета с межповерочным интервалом десять лет и этот тип будет одобрен органами сертификации и стандартизации, он будет работать без требований поверки десять лет.
По вопросу сроков поверки ИПУ ГКП «Алматы су» дает потребителям совет обратиться в органы стандартизации либо вынести эту проблему на обсуждение в парламент.
Видимо, решение этой наболевшей проблемы, касающейся абсолютно всех горожан, уже назрело. По откликам в социальных сетях видно, что этот вопрос вызывает рост недовольства потребителей. А значит, надо открыто обсуждать и стараться находить пути решения подобных сложных, но социально значимых проблем.
Водоканал заявляет, что готов к подобному конструктивному диалогу. Теперь любой потребитель сможет обсудить относящиеся к работе ГКП «Алматы су» вопросы непосредственно с его руководством в дни открытых дверей. Принимать горожан будут каждый второй четверг месяца по адресу: улица Жарокова, 196. Приходите, обсуждайте, предлагайте, добивайтесь!
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА