Дежурный по городу

Правила движения

Как алматинские пассажиры воспитывают самых лучших перевозчиков

Давай закурим?
Пассажирка автобуса № 119 Алия Амирова была возмущена тем, что водитель во время движения курит. Об этом она сообщила «дежурному» и обратилась к руководству автопарка:
– Прошу принять меры! Когда я сделала замечание, водитель сразу выбросил сигарету в окно и сказал, что мне показалось.
Жалоба была перенаправлена руководству автопарка ТОО «АвтоАлмаТранс». В отношении водителя были приняты жесткие меры – объявлен строгий выговор с наложением административного штрафа (приказ № 1 от 5.01.2020 года).
Интересно, что нашлись и такие сердобольные пассажиры, которые оправдали курение в общественном месте, да еще за рулем автобуса, мол, водитель тоже человек: «Пусть курит, лишь бы не пил».

8 001

8 002


Давай поговорим?
Алматинка Дина Избастова 5 января около двух часов дня ехала на автобусе маршрута № 57.
– На последней остановке по проспекту Абая водитель достал телефон и все время езды по улице Момышулы что-то слушал в телефоне, держа его в руке. Кроме того, постоянно плевал в открытое окно. Обучите водителя правилам поведения в общественном месте, пожалуйста!
Выяснилось, что этот маршрут обслуживает ТОО «TalapT». Ассоциацией предприятий общественного транспорта обращение передано руководству перевозчика.
Но и в этом случае нашлись защитники водителя: «Ну давайте признаем, что он тоже человек, хоть и на работе».
Заснеженный троллейбус
Жительница Алматы Зауре Ергалиева 8 января в шесть часов ехала в троллейбусе 11-го маршрута, где вся задняя площадка с сиденьями была завалена снегом.
– Люди снег сами убирали, потому сиденья мокрые. Кто проверяет, в каком состоянии выходят троллейбусы на линию? Водители на подобные замечания не реагируют.
Участники группы предположили, что снег попал через оставленный открытым задний люк. Представители Almaty Electrotrans пообещали предпринять меры, чтобы подобное не повторялось.
Можно ли всем угодить?
Многие пассажиры ОТ жалуются на то, что в то время, когда на улице холодно, в салонах автобусов слишком тепло:
– Ехала на автобусе маршрута № 99 6 января. В салоне жара – не продохнуть, 27 градусов, – пожаловалась алматинка Арина Пономарева. – Учитывая, что на улице зима и все одеты по-зимнему, весьма некомфортно чувствовали себя пассажиры в такой парилке. При этом водитель в своей кабине сидел в тонком свитерке, ему как раз было очень комфортно. Примерно то же самое творится в автобусах летом: водитель, если и включает кондиционер, выставляет такую температуру, какая приятна ему. В летнюю жару при плохо или совсем не работающем кондиционере пассажиры страдают от жары, гипертоники могут запросто получить криз, сердечники – приступ; зимой вспотевший пассажир после выхода из парилки салона рискует на улице схватить простуду. Прошу ответить уполномоченные органы: существуют ли нормативы по температурному режиму в салоне автобуса и троллейбуса в зимнее и летнее время? кто должен следить за этим? Ответ представителя перевозчика – инженера по безопасности дорожного движения компании Citybus был следующим:
«Мы ежедневно получаем жалобы в зимнее время о печках, в летнее время о кондиционерах! Одному пассажиру жарко, другому холодно, один надевает шубу, другой курточку тонкую. Нужно все-таки на это обратить внимание! Водительский состав проинструктирован, температурный режим регулируется, тем не менее... Обратитесь с просьбой к водителю, если реакции не последовало, на информационном стенде есть номер диспетчерской службы, а также номер борта. Данный вопрос считаю возможным урегулировать без обращения в социальные сети!»
Разрешить нельзя отказать
Пассажиры сообщили «дежурному» о ситуации, когда водитель маршрута № 18 не позволил ехать подростку в автобусе с велосипедом:
– На вокзале Алматы I в автобус сели ребята, один мальчуган был с велосипедом, – описала ситуацию алматинка. – Водитель ему отказал в проезде, мотивируя тем, что нельзя перевозить в ОТ велосипед. Мальчик даже снял с себя куртку и накинул на велосипед, как чехол, хотя автобус был полупустой. Итог: водитель высадил пацана! Другой случай: мальчик ехал за автобусом минут 15, догнал и попросил проехать пару остановок, говорил, что заплатит за велосипед, но водитель ему отказал!
Между тем Правила перевозок пассажиров и багажа гласят: «Параграф 5. Провоз ручной клади и багажа. 33. На маршрутах регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа разрешается провозить в салоне автобуса, микроавтобуса без дополнительной оплаты одно место ручной клади размером до 60х40х20 см и весом не более 20 кг, а также одну пару лыж в чехле, детскую коляску или санки (только в автобусах).
34. Провоз ручной клади, превышающей весовые и габаритные размеры, указанные в пункте 33 настоящих правил, разрешается только на накопительных площадках автобусов и за дополнительную плату, в соответствии с установленным тарифом».
Однако, несмотря на четко прописанные правила, представитель компании Citybus ответил, что «…велосипед провозить можно в сложенном виде, при этом колеса должны быть закрыты чехлом! В данном случае пассажиром эти нормы не соблюдены, соответственно, водитель имеет полное право вежливо отказать в проезде!»
Отметим: то, что сказано в ответе представителя компании-перевозчика, касается только метрополитена.

 

Кредитные истории

«Будьте осторожны и внимательны!» – предупреждает граждан через «дежурного» юрист

– Хочу предостеречь от получения косметологических услуг под кредиты от 250 000 до 500 000 тенге, в которые можете попасть и вы, – поделился опытом юрист Кайрат Журтболов. – Работает это по следующей схеме.
Вам звонят с незнакомого номера и приглашают на бесплатную процедуру (омоложение, чистка лица и пр.), в разговоре просят обязательно захватить удостоверение личности. Вам действительно будут делать что-то вроде процедуры, но в ходе этих манипуляций будут говорить о том, что именно сегодня и именно для вас беспрецедентная акция – процедуры в 750 000 тенге можно получить с 50-процентной скидкой, да еще в рассрочку на два года. «Советоваться с мужем не нужно, ведь вы же женщина и можете себе это позволить, а мужчины этого не понимают», – примерно таким образом будут вам говорить. Результат – вы выйдете из их конторы с кредитом под бешеные 30% годовых на два года! Придя в себя дома, вы поймете, что совершили ошибку. Придете в офис, чтобы отказаться от услуг и кредита, но вас могут повторно обработать, сделать какую-то заморозку кредита, но от этого вы не избавитесь от него. Если все же настойчиво будете требовать расторжения договора, вам скажут, что необходимо по договору уплатить 10-процентную неустойку (вы ведь подписали договор), хотя она и незаконна.
Некоторые алматинцы уже столкнулись с подобным:
Наталья Бусаева: «Ходила уже осенью прошлого года на улице Маркова. Там целый конвейер – три банка сидят в фойе, и грамотный косметолог говорит вкрадчивым голосом: «Вы мужу не говорите про кредит». Сейчас весь ФБ пестрит этими «бесплатными» процедурами. В этом году опять звонили. Спрашиваю, опять кредит будете навязывать? Сразу бросили трубку».
Надежда Демченко: «Еще один вид подобного мошенничества – впихивают лекарство или какое-то средство для похудения «за копейки», или какие-нибудь суперпрепараты от всего. Тут схема немного другая: нажимаете на рекламу, и вам звонят. Так позвонили моей маме, рассказывали, что есть чудо-порошок всего за «какие-то» 30 тысяч тенге. Узнала случайно – мама проговорилась, что вот-вот все болезни уйдут, курьер должен привезти на днях… Пугает, что не известно, что в этих баночках! Хорошо, если витамины только. Никаких лицензий нет, максимум – препарат зарегистрирован как БАД, если повезет».
Что делать, если уж попали в такую ситуацию?
– Пишите заявление, в том числе в банк, о расторжении договора, – советует юрист. – Не ходите в контору и не получайте их процедуры до того момента, пока не расторгнут договор. Ни в коем случае не оплачивайте неустойку, она незаконная!
Но вот какие вопросы возникли у многих: где эти деятели берут номера домашних телефонов нужных людей? откуда им известны конфиденциальные данные абонентов?

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА