Дежурный по городу

Волнительный момент

9 001

Возросшая сейсмоактивность в регионе активизировала тему безопасности жителей мегаполиса

Хоть мы и шутим, что коренные алматинцы до шести баллов землетрясения даже с дивана не встают, но реакция в социальных сетях говорит о настороженности в этом отношении.
– Куда нам бежать в случае землетрясения? – обратилась с вопросом к «дежурному» жительница АФД «Плаза», что на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Каратаева, Мира Карибаева. – Везде застроили высотками. Рядом с нашей многоэтажкой «Базис» строит свой «Метрополь». А раньше мы могли там собраться – место сбора при ЧС. Почему никто не контролирует строительство высоток? Какое должно быть между ними расстояние по нормам?
Департамент по чрезвычайным ситуациям оперативно отреагировал на беспокойство горожан – опубликовал в группе «Дежурный по городу» список пунктов сбора при землетрясении по районам:
– Для сбора населения при ЧС на территории города Алматы создано 220 пунктов приема пострадавшего населения, с местами расположения которых вы можете ознакомиться на сайте Департамента по ЧС города Алматы и заранее в спокойной обстановке (то есть в отсутствие катаклизма) спланировать ближайшие пути следования к ним.
Добавим, что с этой информацией, безусловно, можно ознакомиться в каждом районном акимате, ею должны владеть все без исключения участковые инспекторы полиции, руководители образовательных и медицинских учреждений, любых государственных и частных заведений, предполагающих массовое скопление людей.

В тему
В Алматы давно говорят о необходимости создания новой карты сейсмической опасности
Каждый имеет право знать, где проходят линии разломов, где в случае землетрясений опасность больше. Сейсмологи уже провели определенную работу. Наши коллеги из zakon.kz узнали, когда карта будет готова.
Институт сейсмологии в 2015 году разработал по новой методике карты общего сейсмического зонирования Казахстана. Комплект из пяти карт разработан и подготовлен по европейским стандартам, на их основании разработаны строительные нормы РК, с 2017 года они действуют.
– В 2013 году была принята Концепция по реформированию строительной политики. В ближайшее время необходимо акиматам всех 10 областей, прописанным в дорожной карте, осуществить оценку сейсмической опасности на уровне детального сейсморайонирования каждого региона, и также особо крупных городов. На сегодняшний день микрорайонирование выполнено только для Алматы, эти карты у заказчика, находятся на проработке строительных норм (СН). До тех пор, пока СН на основе этих карт не будут разработаны, карты неокончательные и использовать их не рекомендуется, – рассказала заведующая лабораторией региональной сейсмичности, секретарь прогнозной сейсмологии Алла Садыкова.
Кроме того, сейсмологи постоянно отслеживают риски возникновения сильного землетрясения в Алматы. Система сейсмологических станций позволяет вести геофизические, гидробиохимические, гидрогеодинамические, деформаграфические, сейсмические, биологические наблюдения. Ученые собирают эти данные в экспедициях на сейсмостанциях. После первичной обработки информации ее получает институт, где проводится ее дальнейший анализ и интерпретация. Еженедельно заседает прогнозная комиссия, где выносится заключение, имеется ли картина подготовки сильного события по тому или иному параметру. Сейсмических параметров несколько десятков, гидрохимических и гидробиодинамических – около 200, изучается электромагнитное поле, флюидный режим, уровень воды, химический состав, сейсмический режим. Учеными учитывается это все. Однако надо помнить, что во всем мире еще не научились предсказывать такое грозное явление, как землетрясение.

 

Скользкая тема

Почему одни магазины реагируют на критику покупателей, а другие, совсем наоборот, пытаются обвинить своих клиентов во всех бедах?

Алматинка Зауре Есетова обратилась через «дежурного» к руководству супермаркета «Магнум», что на пересечении улиц Жандосова и Берегового:
– Обратите внимание на то, что творится у вас на входе в магазин. Ребенок мой упал в лужу! Люди, нагруженные пакетами, выходят и тоже попадают в нее!
Обращение Зауре сопроводила фотографией зеркально гладкого мокрого пола у входа.
Менеджер магазина Эльмира немедленно откликнулась на публикацию:
– Благодарим за сигнал. Немедленно направим руководству магазина!
На этом история не закончилась.
Не дожидаясь, пока кто-нибудь покалечится на скользком полу, на публикацию в группе отреагировали экологи Ауэзовского района, где территориально расположен этот филиал супермаркета. По жалобе на место выехали сотрудники природоохранной полиции и отдела экологии Ауэзовского района, где «Магнум» арендует помещение в ТД «Масато».
– Согласно договору аренды прилегающая территория здания убирается самим владельцем, – прокомментировала ситуацию главный эколог района Галия Тулегенова. – Составлен административный протокол с наложением штрафа в сумме 20 МРП (согласно ст. 505 АК РК) на ответственное за уборку территории лицо. Также на лестнице у входа постелили нескользящий коврик. Прилегающая территория полностью вычищена от снега и наледи. Руководство ТД «Масато» обязуется впредь не допускать подобные нарушения.
А теперь другой случай – похожий, но закончившийся совсем по-другому.
«Ответ магазина «Меломан» на претензию о причинении тяжкого вреда здоровью моей жены из разряда «а я тут ни при чем, совсем я ни при чем», – поведал в Facebook о случившемся алматинец Владимир Есиков.
Вкратце: Владимир с женой
23 декабря пришел в указанный магазин, при входе на мокром от снега полу его супруга поскользнулась, упала и получила перелом голени. Результат – нога в гипсе. Естественно, муж пострадавшей обратился с претензией к руководству магазина. Но…
– В своем письме руководство магазина утверждает, что ими было сделано все для безопасности покупателей, – сообщает Владимир. – Две технички, вооруженные швабрами, разгоняли снег, занесенный с улицы. Но практически каждый входящий, взмахивая руками, пытался сохранить равновесие. Все это мы наблюдали в ожидании скорой, предупреждая других посетителей возгласом «Осторожно, скользко!». Моя просьба к сотрудникам магазина, чтобы они постелили что-нибудь на этот метровый скользкий промежуток, через какое-то время была услышана – коврик постелили. Технички в первые минуты трагедии были единственными из сотрудников, кто проявил участие и вызвал скорую помощь.
Действия персонала магазина при этом происшествии вызывают как минимум недоумение.
– Если бы я не стал добиваться прихода администратора, он бы, вероятно, совсем не появился, – продолжает Владимир. – Он сразу заявил: юрист сказал, что магазин не несет за это ответственность! Затем администратор ушел и появился уже с табличкой «Осторожно, скользко!» и со словами: «Вот видите, у нас тут предупреждающая табличка стоит», поставил ее у входа. Затем он стал нам активно помогать – набирал в пакеты снег, помогал держать их в месте перелома, предлагал кофе, бегал в ожидании скорой.
Супруг пострадавшей считает, что в этом несчастном случае виновата администрация магазина, и это должны подтвердить камеры видео­наблюдения и свидетели происшествия, которых он просит откликнуться.
– Во всем этом есть один положительный момент: прямо у порога положили коврики, поскользнуться теперь невозможно. Значит, не все было сделано для безопасности в тот день? – задается вопросом Владимир.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА