Дежурный по городу

С какими проблемами горожане обращаются к «дежурному по городу»

Кто рано встает – в темноту идет
«Нас удивляет нынешний подход к освещению городских улиц и дворов, – пишет алматинка Галия Еркенбаева. – В прежние годы зимой я провожала детей в школу и видела с балкона седьмого этажа, как они со двора микрорайона Самал-1 выходили на проспект Достык в 8 часов 15 минут. А все потому, что утром фонари наружного освещения горели ярким светом. Теперь же в это же самое время у нас кромешная темень – фонари выключают рано. К тому же весь декабрь стоит ненастная погода, что усиливает темноту. Неужели нельзя продлить освещение хотя бы ради детей?»
Этот вопрос мы передали в ГКП на ПХВ «Алматы Кала Жарык», которая занимается освещением городского пространства. Дежурный диспетчер пояснил:
– Мы включаем и выключаем фонарное освещение не по своему усмотрению, а по данным о заходе и восходе солнца, предоставляемым нам Гидрометцентром.
А кто должен будет делать поправку на реальную темноту, а не на геофизический показатель? – спросили мы. В ответ – темнота, то есть тишина. А потому предлагаем соответствующему городскому управлению рассмотреть возможность отключения наружного освещения в более поздний час – то есть подсветить дорогу в школу.

Льготный “Оңай”
Обращение ветерана Газизова Б.: «Ничего не понимаю: почему у нас каждый кондуктор автобуса взимает плату за проезд по своему усмотрению? Разве в нашем городе не единая система оплаты поездок в общественном транспорте? Мне в этом году исполнилось 75 лет. Знаю, что наш аким принял решение таких стариков возить бесплатно. В одном автобусе решение акима исполняется, в другом – требуют с меня деньги. Кому верить?»
«Дежурный» выяснил подробности: дело в том, что у нашего пожилого читателя нет карточки «Оңай». Но не той, которая у пенсионеров, то есть с половинной оплатой проезда, а специальной, где заложена информация о его возрасте и положенной льготе.
– Ни водитель, ни кондуктор не имеют полномочий для предоставления льготы на бесплатный проезд, – пояснили ситуацию в общественной приемной акимата города Алматы Оpеn Аlmaty. Все пассажироперевозки в Алматы должны фиксироваться, иначе перевозчик не сможет определить количество людей, совершивших поездки на том или ином конкретном автобусе или троллейбусе. А только из количества пассажиров мы узнаем о потребности в транспортных средствах и нормах, выполненных конкретными водителями. И это важно. Все граждане, достигшие 75-летнего возраста, должны прийти в управление соцобеспечения по месту жительства с удостоверением личности и получить там пожизненную льготу в виде карты «Оңай» для езды в общественном транспорте Алматы.
Но по своему опыту «дежурный» знает, что в основном водители общественного транспорта проявляют традиционные для нашей страны уважение и человечность в отношении людей старшего поколения и не требуют у них в обязательном порядке карточку «Оңай» – достаточно предъявить удостоверение личности или пенсионное удостоверение.

Два КСК – две большие разницы
В предпраздничную неделю «дежурному по городу» пришлось подключиться к решению внутрикаэсковских проблем.
Обращение пенсионерки Евдокии Ставченко: «У меня в квартире холодно! Не знаю, как выживать, ведь грядут еще большие морозы, а у меня в одной из комнат батарея еле теплится…»
«Дежурный» немедленно созвонился с КСК «Фурманова 77». Именно к этой центровой организации ЖКХ относится дом № 75 на улице Гоголя, в котором живет наша читательница. Диспетчер КСК Ирина Владимировна сказала, что в настоящий момент (10 декабря с. г.) аварийная служба ищет причину недостаточного поступления тепла в квартиру пенсионерки. Не станем описывать всю эпопею поиска потерянных гигакалорий, остановимся на том, что созваниваться с диспетчером нам пришлось не раз и не два. Но когда бы мы ни набрали номер ее телефона, всегда слышали ответ, а не длинные гудки. А это значит, что КСК работает строго по графику, полный рабочий день.
Совершенно другая картина в КСК «Дом», от членов которого мы получили «жалобное» письмо. Суть его – не дозвониться по телефонам 301-21-11 (12), не достучаться в двери офиса! Проверили: звонили и в четверг, и в пятницу в часы, указанные как рабочие на табличке, то есть с 9.00 до 11.00 и с 15.00 до 17.00. Или короткие гудки, или трубку никто не берет.
Честно говоря, и сам график работы офиса нас несколько озадачил: руководство кооператива, в котором более 50 многоквартирных домов в Ауэзовском районе Алматы, позволяет себе принимать посетителей четыре дня в неделю по четыре часа!
«Дежурный по городу» попросил чиновников райакимата вмешаться в ситуацию и объяснить руководителю КСК «Дом» трудовое законодательство нашей страны. Посмотрим, что из этого получится…
Между тем, в квартире Евдокии Ставченко, по ее словам, теплее не стало. Увы, если в квартирах одного стояка тепло – по крайней мере, от соседей пенсионерки на недостаток отопления жалоб нет, – значит, надо внимательно посмотреть на оконные рамы, балконные и входные двери, возможно, в этих местах имеются щели, сквозь которые тепло уходит из квартиры, или радиаторы батареи отопления в жилье пенсионерки забиты отложениями и уже не выполняют в полном объеме свои функции. Но это в компетенции аварийно-технической службы и работников КСК.

Дело – труба
На обслуживании Алматинского водоканала находятся более 1600 километров сетей канализации, обеспечивающих отведение хозяйственно-бытовых стоков всего города.
«Нам ежедневно приходится пользоваться центральной канализацией, но как собираются канализационные стоки и куда они потом уходят?» – задался вопросом алматинец Игорь Ханкин.
«Дежурный по городу» также задумался над этим действительно важным для жизнеобеспечения мегаполиса вопросом и обратился к тем, кто это знает наверняка, – в ГКП «Алматы Су». Вот что рссказали специалисты предприятия:
«Стоки – вода из умывальника, жирная вода из кухонной мойки, душа, ванной и туалета – устремляются по внутридомовым инженерным сетям. Далее они направляются по трубам в сеть городской канализации, общая протяженность которой составляет сотни километров, самотеком (большая часть), а также перекачивающими канализационными насосными станциями и доставляются за город в канализационные очистные сооружения – станцию аэрации.
На станции стоки проходят несколько этапов очистки.
Первый – механический: крупный мусор, что присутствует в сточной воде, оседает на специальных решетках. Далее ведется очистка от мелкой взвеси и песка.
Второй этап – биологическая очистка в специальных больших бассейнах – аэротенках. Они сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать кислородом так называемый активный ил, поглощающий многие виды загрязнений. Этот ил состоит из простейших микроорганизмов (инфузории, амебы, раковины, коловратки и другие) и бактерий. Каждый аэротенк разделен на секции, на дне установлены аэраторы, через которые подается воздух. Именно постоянный приток воздуха необходим активному илу для переработки присутствующих в стоках вредных примесей.
Далее уже очищенная вода направляется в накопитель «Сорбулак». Часть воды из накопителя используется в сельском хозяйстве для полива технических культур.
Отвод и очистка стоков – процесс достаточно трудоемкий и энергозатратный. Для обывателя весь процесс не виден – смыл воду в унитазе или ванной, ушли стоки по трубам – и нет проблем. Однако небрежное, порой варварское отношение владельцев домов и квартир к канализационной сети приводит к засорам – одной из основных неприятностей, случающихся с системой канализации.
К сожалению, некоторые сознательно используют канализационные сети как разновидность мусоропровода. Чего только не находят в них специалисты: тряпки, полиэтиленовые пакеты, остатки пищи, детские игрушки, стекло, строительный мусор, песок, камни. В результате действий несознательных жильцов в канализационный стояк попадают предметы личной гигиены, бумага, вещи. Часто в новых домах при отделочных работах и ремонте в унитаз сливают строительные смеси. Все это провоцирует засор стояка канализационного выпуска и к затоплению технического подвала дома, а то и квартир на первом этаже.
Чтобы по вашей вине в квартирах первого этажа не появились канализационные стоки, необходимо помнить, что унитаз – это не мусоропровод. Нелишне напомнить, что при ремонте квартиры нельзя закрывать ниши и короба на канализационных стояках прочистки и ревизии. Если все же это делается, то надо предусмотреть возможность быстрого доступа к ним, ведь канализационные стояки, проходящие через квартиры, – это не частное, а общедомовое имущество.
Во избежание засоров самим жильцам, обслуживающим организациям многоквартирных домов необходимо периодически чистить системы канализации. Для этого в трубопроводах предусмотрены так называемые ревизии и прочистки. Их ставят там, где поток воды резко меняет скорость движения, перед местом присоединения нескольких труб, резким поворотом, небольшим изломом на стояке, а также на выпуске. Чем больше разовый (залповый) расход воды, тем лучше происходит самоочищение труб, и наоборот.
В квартире можно очищать трубы с помощью бытовой химии.
Но если засор образовался во внутридомовых сетях (в подвале дома, в квартирах на первых этажах), необходимо обращаться в управляющую компанию или КСК, так как городское предприятие водоотведения не несет ответственности за этот участок. ГКП «Алматы Су» обслуживает только уличные и магистральные канализационные сети.
Большая часть городских канализационных сетей – это самотечные коллекторы, любой мусор, попадающий в них, создает препятствие для отведения стоков. Крупный мусор оседает на дне и со временем образует засор.
Для того чтобы предотвратить хотя бы часть засоров, напоминаем горожанам: твердые бытовые отходы, в том числе растительного происхождения (очистки, стебли, пропавшие плоды), необходимо складывать только в мусорное ведро; нужно использовать защитную сетку для раковин и моек, чтобы избежать попадания крупных частиц в канализацию; нельзя выбрасывать в унитаз средства личной гигиены; в открытые канализационные колодцы запрещено бросать стеклянную и пластиковую тару, строительный мусор».
«Дежурный по городу» присоединяется к рекомендациям специалистов ГКП «Алматы Су» и призывает собственников жилых и нежилых помещений уважать труд работников канализационного хозяйства и помнить, что канализация – это не выгребная яма, а достижение цивилизации.

Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА