Дежурный по городу

Медвежьи услуги

С какими проблемами обращаются алматинцы к «дежурному по городу».

Благие намерения
Не всегда благие намерения поставщиков услуг воспринимаются потребителями на ура. По сложившейся традиции мы склонны видеть сплошной негатив и подозревать подвох. Что или кто тому виной? Ответ – после прочтения жалоб наших читателей.
Всему виной – отсутствие своевременной информации.
Так случилось и в период широкомасштабной замены электрических счетчиков в многоквартирных домах. В социальных сетях случился даже небольшой ажиотаж, люди обескуражены происходящим.
Пользователь Facebook Jake LS сообщает: «В нашем доме (3-й микрорайон, дом № 44) поменяли все счетчики без уведомления. Пришла с работы вечером, а мой счетчик в коробке с паспортом нового, акта нет. На старом счетчике сбились показания, и я теперь не знаю, как подсчитать киловатты. В КСК дозвониться не смогла, не поднимают трубку».
У участников группы «дежурный по городу» тут же возникли предположения, что старый счетчик, возможно, нужно нести на поверку, мол, вдруг заподозрят в воровстве электроэнергии, оправдывайся потом, что не брал чужого…
Майраш Боскина: «Старый счетчик надо отдавать на экспертизу и с пломбами. Чтобы доказать, что не делали «усовершенствований».
Jake LS: «А почему я должна доказывать, что не ворую? Пусть они доказывают!»
Saltanat Bektursynova: «То же самое. Пришла, а у нас новые счетчики. Платно или бесплатно – не знаю. Соседи сказали, что придут опломбировать и надо подписать акт. Но так никто и не пришел».
Спешим успокоить: паниковать рано, так как контролеры для опломбировки новых счетчиков и подписания актов потребителями услуг все равно придут и объяснят, как по-новому нужно снимать показания. Да, в этом месяце оплата электроэнергии там, где заменили электросчетчики, будет несколько более сложной – по двум счетчикам. Зато потом будет проще.
Для справки: По информации АО «Алатау жарык компаниясы» (АЖК), в Алматы продолжается работа по внедрению системы учета электроэнергии, главная особенность которой – новые счетчики с функцией дистанционной отправки показаний. Старые приборы учета алматинцев подлежат замене. Эти работы для жителей Алматы производятся за счет инвестиционных капиталовложений АО «Алатау жарык компаниясы». Горожанам ничего платить не нужно ни за приборы учета, ни за работу мастера. Счетчики меняют в рамках внедрения программы автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии. В новые приборы учета встроен PLC-модем, благодаря чему показания будут автоматически отправляться на центральный сервер обработки информации, что дает возможность своевременно, достоверно и качественно формировать счета за потребленную электроэнергию, не беспокоя потребителей ежемесячными посещениями контролеров.
Установкой занимаются организации, имеющие государственные лицензии на право проведения таких работ, а АЖК осуществляет приемку приборов учета электроэнергии в эксплуатацию.
В Управлении распределительных сетей города Алматы «дежурному» сообщили, что в настоящее время работы по замене электросчетчиков потребителей электроэнергии ведутся в Ауэзовском районе.
А пока…
Вот такой комментарий в тему прислал читатель «Вечерки», как говорится, как «ложку к обеду».
Это досудебная претензия от председателя ПКСК «Нур» Аскера Жуматаева в адрес РОЭС-6 TOO «АлматыЭнергоСбыт». Не оставляя места эмоциональным выпадам автора, мы решили ознакомить читателей с этим документом:
«…В договоре гл. 3 «Учет потребленной электроэнергии», в п. 6 вами указано неверно: «…Для определения величины потребленной электрической энергии потребитель обязан снимать и представлять продавцу показания всех приборов учета по установленной форме электронной почтой, нарочным, факсимильными средствами связи за подписью потребителя». Хотя приказом министра энергетики РК от 18.12.2014 г. № 211 в разделе 5 «Установка и эксплуатация приборов коммерческого учета» в п. 31 указано: «…Снятие показаний приборов коммерческого учета производится представителями энергопередающей организации в присутствии потребителя либо его представителя».
Но мы вынуждены снимать эти показания, составлять отчеты и везти к вам, стоять в очереди, чтобы сдать, а затем получить счет-фактуру, а если компьютер завис, приходится ехать повторно. За какие грехи мы должны нести непредусмотренные расходы за счет средств РСЖ?
Вами не выполняется и постановление правительства № 759 от 20.11.2017 г., где записано: «…представление услуг производится на основании индивидуального договора между услугодателем и потребителем… Услугодатель обязан: заключать с потребителем индивидуальные договоры на предоставление услуги по электроснабжению (…) Предоставлять потребителю ежемесячно счет на оплату поставленных услуг и энергии», что вами не выполнено. Закон о субъекте естественных монополий указывает: «Поставщик коммунальных услуг обязан заключать два типа договоров: один – с КСК, другой – с каждым собственником».
Почему без согласия потребителей установили элекросчетчики алматинцам под видом госпрограммы, после чего счета за электричество возросли? Эти счетчики мотают электроэнергию, даже если в квартире выключены все приборы.
Этот чудо-счетчик делает за человека все: архивирование данных месячных показателей с содержанием накопления общего помесячного и посуточного потребления электроэнергии на период до шести месяцев; питание модема в период постоянной передачи всех сведений с потребителей электроэнергии, работе счетчика, в том числе всех его показаний; принудительное дистанционное включение и отключение абонента от снабжения электроэнергией в случае задолженности либо по иным причинам; питание средств Wi-Fi дистанционно, при близком расстоянии – снятие показаний со счетчика на сотовый телефон, планшет или ноутбук; питание работы календаря с часами; подзарядка встроенного собственного электрического аккумулятора и т. д.
Считаю, все это сделано незаконно. Ведь в приказе министра энергетики РК ни слова не говорится о том, что данные приборы должны устанавливаться в жилых домах без ведома и согласия собственников квартир, а положение этого приказа касается субъектов оптового рынка, а не собственников квартир. Это относится к ТОО «АлматыЭнергоСбыт», подключать должны были на добровольной основе. На каком этапе кампания из добровольной превратилась в принудительную, сказать сложно, так же, как и понять, каким образом субъектами оптового рынка вдруг стали собственники квартир.
Министра энергетики РК прошу потребовать от ТОО «АлматыЭнергоСбыт» прекратить грабить потребителей и потребовать выполнения постановления Правительства РК по заключению индивидуальных договоров с потребителями, чтобы самим снимать показания со счетчиков, а установленные счетчики заменить на нормальные, которые не должны грабить потребителей.
Я, как председатель КСК, подписал договор электроснабжения, но официально заявляю, что больше показания снимать и доставлять вам не буду».
Что ж, каждый имеет право на свое мнение. Признаем это право и за председателем КСК «Нур», в обязанности которого входит отстаивание интересов его работодателей – собственников квартир. О дальнейшем развитии событий наших читателей мы обязательно проинформируем.

Лед в отношениях
К «дежурному по городу» обратился председатель ОО «Добровольное общество защиты прав нанимателей жилья» Владимир Пермин. Вот что он пишет:
«Опасно для жизни, возможно падение льда с крыши! Осторожно, падают сосульки! Уважаемые жители пятых этажей! Убедительная просьба, сбивайте сосульки с крыши над вашими квартирами. Потребители КСК, проживающие на верхних этажах, обязаны сбивать сосульки с балкона во избежание травмоопасных ситуаций. В случае чрезвычайного происшествия владелец квартиры несет полную ответственность. КСК за сбивание сосулек с балкона ответственности не несет. Администрация КСК».
Такие объявления были развешаны в подъездах дома № 22 по пр. Желтоксан. Содержание данного объявления удивило. Но когда я узнал у уполномоченных лиц, что они думают по этому поводу, это повергло меня в шок.
Начальник отдела Управления жилья и жилищной инспекции (УЖиЖИ) города Алматы Жандос Кайрханов пояснил, что сбивание сосулек и очистка кровли от снега и наледи входит в обязанности КСК и за это отвечает председатель. Я попросил сослаться на документ, но он посоветовал мне обратиться в райакимат, поскольку именно там непосредственно контролируют этот процесс.
Обращение в акимат Жетысуского района поставило меня в тупик, так как специалист отдела коммунального хозяйства Нуркен Байдархман заявил, что за все отвечает житель и сослался на Закон РК «О жилищных отношениях». Никакого другого подтверждающего заявление чиновника документа предоставлено не было.
В законе «ОЖО» я не нашел статьи, в которой бы говорилось о сосульках.
Уважаемый «дежурный», может быть, вы разберетесь в этом вопросе?»
Чего тут разбираться? Этот вопрос оговаривается в разработанных УЖиЖИ города Алматы новых Правилах сохранения и содержания жилищного фонда.
Итак: «Раздел 4. Глава 2. Особенности зимней уборки дворовых территорий.
Пункт 166. В зимнее время собственникам зданий, строений и сооружений необходимо организовать своевременную очистку кровель от наледи и сосулек.
167. Очистка кровель зданий от наледи и сосулек на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, должна производиться немедленно с предварительной установкой ограждения опасных участков сигнальными средствами.
168. Очистка крыш зданий от сосулек и наледеобразований со сбросом их на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенной в сторону улицы. Сброс сосулек и наледи с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории. Перед сбросом наледеобразований необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения пешеходов».
Так что – никакой самодеятельности! Вот только составители этого затейливого документа не удосужились расшифровать, кто такой этот собственник, если речь о многоквартирном доме.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА