Дежурный по городу

Благое устройство

Комфортная среда проживания – что включает в себя это понятие для мегаполиса?

Про вытекающие последствия
Алматинка Яна Добронравова вновь подняла актуальную для Алматы тему.
– Подруга живет на улице Байтурсынова, чуть ниже Сатпаева, – поделилась Яна своими наблюдениями с «дежурным». – Это место стоянки автобусов, отъезжающих по туристским маршрутам, что само по себе здорово. Но моя подруга и ее соседи в ужасе: каждый вечер там минимум 10 автобусов, умножаем на 40, плюс водители, получается порядка 500 человек, включая детей, ежевечерне собираются. И поскольку сборы занимают минимум полчаса-час, они пьют воду и другие напитки и... Начинается нашествие в кустики под окнами моих друзей, со всеми вытекающими последствиями… Если это место сделали стоянкой для туристических автобусов, почему бы не осознать, что люди не роботы, и у 500 человек есть естественные нужды?
Местные жители исписали кипу бумаги с просьбой установить хоть какие-то туалеты или организовать платные, на что им отвечают, что ближайшие есть на стадионе! Где стадион и где автобусы, которые вот-вот поедут? Кто побежит с ребенком 600–700 метров неизвестно куда искать туалет?
Я понимаю, что проблема эта в городе очень остра, но мне жаль подругу, которая чуть ли не каждый вечер стоит на посту и старается остановить тех, кто хочет справить нужду под ее окнами...
На обращение откликнулся акимат Бостандыкского района, к которому территориально относится указанный участок. Получен обнадеживающий ответ:
– По информации Управления туризма города Алматы, с 15 мая все маршруты, ездившие с улицы Байтурсынова в направлении Иссык-Куля, Алаколя, Хоргоса, будут отправляться с автовокзала «Сайран», – успокоили местных жителей чиновники. – С улицы Байтурсынова будут начинаться только туры выходного дня и городские туры.
Также в планах установить информационные стойки, указывающие местонахождение туалета во Дворце спорта имени Балуана Шолака в туристическом информационном центре VisitAlmaty. Вопрос по установке туалетов будет рассмотрен дополнительно.
То есть основной поток туристов будет переброшен на автовокзал «Сайран», а там с туалетами положение все же лучше. Ну хоть что-то… Но и туристы по городу вряд ли при острой нужде добегут до Дворца спорта. Хорошо бы все же не затягивать вопрос установки туалетов в этом месте.
Деликатную тему продолжила алматинка Елена Денисова, которая столкнулась с подобной проблемой, но уже в метрополитене.
– Ехала с трехлетним ребенком в метро, – поведала свою историю «дежурному» Елена. – Мы спустились вниз, и сын попросился в туалет. Я вернулась, спросила про туалет, мне ответили, что его нет. Что было делать? Посадить дитя посреди перрона? Я сняла с себя кофту, и мой сын в нее... Браво, метрополитен…
От КГП «Метрополитен» поступило разъяснение, что в соответствии со СНиП, действующими во время проектирования станций метрополитена города Алматы, санитарные узлы для общественного пользования не были предусмотрены.
– Так как имеющиеся туалеты находятся на уровне машинного зала и блоков технических помещений. На данные объекты посторонним вход строго запрещен, – пояснили метрополитеновцы. – Санузлы для маломобильных граждан, детей, беременных женщин расположены в пешеходных переходах и входах новых станций «Сайран», «Москва», «Байконыр» и «Алатау». При обращении вышеупомянутых категорий пассажиров к дежурному станционному персоналу туалеты будут в любой момент предоставлены для пользования.
При проектировании следующих объектов метрополитена предприятие обещает рассмотреть вопрос оборудования станций санитарными узлами общественного пользования в пешеходных переходах. Вопрос нуждается во всестороннем рассмотрении, так как требует значительных дополнительных средств на содержание штата обслуживающего персонала, коммунальные затраты и поддержание в исправности санитарно-технического оборудования.
Участники группы посоветовали метрополитеновцам поменять таблички на дверях, где написано «Туалет общественного пользования» на «Служебный туалет» или вообще их убрать, чтобы не искушать страждущих лишний раз. К обсуждению присоединился даже Общественный совет Алматы, который посоветовал руководству метрополитена поставить на входах в метро биотуалеты.

Счета и сроки
Стало традицией, что поставщики коммунальных услуг по окончании года проводят общественные слушания об итогах своей деятельности. На подобных мероприятиях высказываются претензии, вносятся предложения по улучшению учета и начисления оплаты. Кроме потребителей обычно на слушаниях присутствуют представители Антимонопольного комитета и общественности.
На днях прошли слушания по итогам деятельности за истекший год Алматинского производственного филиала АО «КазТрансГазАймак», на которых побывал член комиссии городского и Алмалинского районного советов ветеранов Аблимит Джаппаров.
– В глаза бросилась малочисленность присутствующих, – поделился впечатлениями общественник. – Отсутствовали представители Антимонопольного комитета. Отрадно было слышать, что в 2018 году «КазТрансГазАймак» обеспечил поставку 1504 млн кубометров природного газа против 1440 млн в 2017 году, а его доход составил 8436 млн тенге против 7976 млн в 2017 году. Однако такие успехи не вызвали оваций присутствующих. Высказанные претензии потребителей были те же, что и в прошлом году. Вот они.
Почему в квитанциях потребленные объемы газа у поставщика и потребителя (в частном секторе) разные? Отсюда и путаница в начислении.
Чтобы избежать этого, предлагается дополнительно ввести в квитанциях графу «Потребленный объем в прошлом месяце» и снимать показания счетчика первого числа каждого месяца. Это относится ко всем поставщикам коммунальных услуг.
На подобный вопрос, например, ТОО «АлТС» отвечает, что учет потребления и начисление за горячую воду производят, руководствуясь положением, утвержденным свыше. Но ведь эти положения взяты не из Ветхого Завета, их разрабатывали и утверждали конкретные чиновники и наверняка по рекомендации энергетиков ТОО «АлТС». Почему нельзя их пересмотреть, если это может дать положительный результат?
Далее была высказана претензия по нарушению установленных межповерочных сроков на некоторые виды счетчиков газа.
Например, по данным ЮКФ РГП «Казинметр», для счетчиков G6Т производства фирмы ApatorMetrix SA (Польша), зарегистрированных в Государственном реестре РК, межповерочный срок установлен 10 лет. Почему же АРЦ «Алматыгаз» направил владельцам данных счетчиков уведомление, что здесь межповерочный срок – пять лет? По их мнению, срок истек и необходимо провести поверку, в противном случае подача газа будет прекращена. Деваться некуда, пришлось сделать поверку. При этом если поверка других счетчиков стоит 6 тысяч тенге, то за поверку этого взимают 9 тысяч!
Этот вопрос на данном слушании оставили без комментариев. Но в отношении оплаты за поверку сообщили, что поверку счетчиков осуществляют частные фирмы, они и устанавливают расценки. Судя по стоимости, можно подумать, что поверку счетчиков осуществляет высококвалифицированный инженер с применением дорогостоящего электронного оборудования и на каждый счетчик тратится несколько часов рабочего времени. Но никто этого не проверяет.
Ранее городской Совет ветеранов уже предлагал организовать поверку измерительных приборов своего товара самим поставщикам. Но вопрос продолжает оставаться нерешенным.
Потребители внесли предложение протоколировать выступления участников общественных слушаний, чтобы затем можно было узнать о принятых решениях. Нам это было обещано.
«Дежурному» вместе с потребителями коммунальных услуг хотелось бы, чтобы общественные слушания не превращались в формальные мероприятия для галочки.

Удобство во дворе?
Юрий Максимов, заслуженный строитель, ныне пенсионер, уже обращался к «Вечерке» по поводу устройства нормальных тротуаров вдоль дома по улице Солодовникова от улицы Жарокова до улицы Айманова.

23 001

– Был положительный результат в виде исправления брака подрядчиками, – сообщает алматинец. – Вынужден обратиться опять. Проблема в том, что наш дом № 167 стоит параллельно улице Жандосова, намного ниже ее, и преграждает путь водяным потокам во время ливней. По этой причине во время дождя вдоль дома текут бурные реки, перей­ти которые, не намочив ноги, невозможно, поэтому добраться до улицы Жарокова от улицы Айманова можно было только по узкому тротуару вдоль дома. В апреле прорвало трубы отопления, что пролегают под землей посередине проезда вдоль дома, поэтому соответствующие службы раскопали этот проезд по всей длине дома. Перегораживали проходы, было неудобно ходить, но люди понимали, что это временно и для их же блага.
Но то, что предполагается сделать дальше по благоустройству разрушенной дороги, привело нас в ужас. По проекту узкий тротуар вдоль дома разломали, на его месте предполагается посадка деревьев, несмотря на то что уже есть многолетние посадки вдоль дома, а тротуар переносят через дорогу на возвышенную часть. При этом, похоже, никто не задумался, как мы из подъезда перейдем через дождевую реку на этот поднятый тротуар. Напротив каждого подъезда установили бордюрные блоки пониженной высоты – вода при проезде автомашин будет заливать подъезды, проникая в дом. К тому же арычные лотки закрывают решетками, а они уже на три четверти высоты забиты землей и пропускать воду не будут, поэтому затопление подъездов обес­печено.
Как такой проект «благоустройства» прошел экспертизу?
Нам, проживающим в этом доме более 40 лет, сразу видны все изъяны и бесполезное закапывание денег в эту работу. Передвигаться в дожди по этому проезду будет нельзя, а по нему в школу № 94 ходят дети со всей территории квадрата улиц Сатпаева – Жандосова – Жарокова – Ауэзова.
Пока благоустройство не завершено, необходимо срочное вмешательство для исправления ошибок проекта!
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА