Дежурный по городу

Задание на лето: ремонтируем дороги, дворы, многоэтажки

А кто и как следит за качеством проводимых работ? Всегда ли горожане получают то, за что платят? – спрашивают «дежурного» алматинцы.
В Казахстане уже несколько лет работает программа, зовущаяся «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства». Суть ее такова: государство дает квартировладельцам многоквартирных домов кредиты на проведение комплексного капитального ремонта фасадов, подвалов, инженерных сетей, крыш, подъездов и т. д. Естественно, эти средства граждане в свою очередь возвращают государству в течение нескольких лет. Подобного рода схема призвана решить проблему устранения обветшания и поддержания жилищно-коммунального фонда.
Некоторые горожане обратились к участникам группы с просьбой поделиться опытом по участию многоквартирного дома в программе модернизации. Как быть, чтобы и ремонт сделали исправно, и в многолетнюю кабалу по оплате кредита не влезть?
Жильцы многоэтажек откликнулись и поделились – кто дельными советами, кто положительным, а кто и горьким опытом.
Владимир Малишевский: «Перед тем, как принять решение, вам должны предоставить условия этой модернизации. Не давайте согласие, пока не предоставят документы».
Алина Кленова: «Без смет нельзя. Вся сметная документация должна пройти экспертизу. Главное – сверьте эту документацию с фактическими объемами работ. И после, когда к вам придут подписывать акты выполненных работ, не поленитесь пройти с рулеткой и все обмерить. А то наш дом наступил на такие грабли...»
Майраш Боскина: «Мы делали ремонт кровли, подъезда и замену труб в подвале. Не сразу, в разные годы. Искали варианты, сравнивали цены. Я лично считала площади под окраску стен для расчета стоимости работ и количества краски. Собирали наличные, так как денег в КСК на такие работы не были заложены».
Алия Карибаева: «По части ремонта общего имущества кондоминиума – это со своим КСК разговаривать нужно. В ремонте участвуют накопленные деньги собственников квартир – не менее 15% от общей стоимости ремонта. Общее собрание собственников помещений должно решить этот вопрос».
Инна Пчелянская: «Суть программы модернизации состоит в многолетних выплатах. Жильцам дома нужно быть очень внимательными, чтобы за свои кровные добиться качественного ремонта! Объединяться, внимательно выбирать, следить за работами!»
Надежда Зарькова: «По госпрограмме модернизации в августе 2017 года установили в доме новые лифты белорусского производства с рассрочкой платежа на 15 лет, гарантийный срок всего три года. Все эти годы лифты работают очень плохо, часто простаивают, в них застревают жильцы. Особенно страшно, когда застревают в лифте дети, а аварийную помощь приходится ждать часами. Таким образом, кабала на 15 лет без гарантии нормальной эксплуатации оборудования. И еще: главное, чтобы в доме не нашлись несколько инициативных старичков, которые за малую подачку от председателя КСК сначала «состряпали» подложный протокол и подписи жильцов, а затем не глядя подписали акт выполненных работ. Вот что страшнее всего – дурак с инициативой! Именно эти «инициативные» во главе с председателями КСК и дискредитируют госпрограмму модернизации МЖД».
Некоторое время назад ОО «Казпотребнадзор» провело исследования в сфере госпрограммы модернизации МЖД. Общественники тогда пришли к выводу: «Жильцы, которые выступают в качестве конечного заказчика, не могут контролировать, куда тратятся их деньги, – сделал вывод Казпотребнадзор. – Подрядчику абсолютно безразлично их мнение. Некоторые граждане, в чьих домах был проведен некачественный ремонт по завышенным сметам, остались наедине со своими проблемами – деньги потрачены, а значит, люди обязаны в течение многих лет выплачивать государству кредиты за ремонт».
Следующая история пятилетней давности очень показательна и хорошо иллюстрирует роль жильцов в ходе ремонта по госпрограмме в доме № 191б по улице Джандарбекова.
– В 2013 году к нам по инициативе председателя КСК «Ковчег» пришел представитель Департамента жилищного строительства и предложил принять участие в модернизации нашего дома, – поделилась своей историей в социальных сетях жительница этого дома. – Мнения соседей на собрании разделились, но большая часть проголосовала за! Было принято решение взвалить все на меня, так как все соседи очень занятые, а я была на тот момент в декрете. Собрала подписи о согласии 2/3 жильцов нашего дома, и мы отдали его представителю департамента. Далее стали составляться сметы, дефектные акты, подписываться договоры. Я перечитывала каждую букву, всматривалась в каждую цифру, консультировалась с юристами. В августе 2014 года начался ремонт. Познакомились с прорабом нашей строительной фирмы, мы (инициативная группа из трех человек) с ним сразу все обговорили. Начали с фасада, так как металлочерепицу на нашу крышу заказали на заводе и нужно было время на ее изготовление индивидуально под наши размеры, чтобы было меньше остатков.
С дворовой стороны фасад начали делать отменно, качественно, отбивали старую штукатурку, смотрели за каждой мелочью, а вот с остальными стенами пришлось контролировать каждый шаг. Дошло до того, что я запретила переходить к следующему этапу, не проверив предыдущий. Рабочие решили сделать торцевую сторону дома, не отбивая старую штукатурку. Когда я это увидела, чуть не расплакалась, хорошо рядом была директор строительной фирмы, я ей показала все это безобразие, она отругала строителей и пригрозила вычесть из зарплаты три мешка декоративной штукатурки.
Крышу делали с душой, поменяли часть стропил, некоторые усилили, полностью заменили обрешетку. Сейчас кровля в идеальном состоянии. Далее принялись за подъезды. Делали их хорошо, все старое сняли и по новой заштукатурили. Но когда дело дошло до покраски, в дело вмешалась директор фирмы – она приняла решение покрасить подъезд в зеленый цвет, как и фасад, а перила – в голубой. Я все же заставила покрасить их в темно-зеленый, и вид улучшился.
В процессе ремонта выяснилось, что смета составлялась неграмотно, так как не были учтены карнизы, лестница в подъезде, не смогли мы решить проблему с проводкой в подъезде. Все это пришлось делать отдельной сметой с дополнительными расходами. В общей сложности ремонт обошелся нам в 12 700 000 тенте. Это примерно по 2800 тенге с квартиры в течение 150 месяцев. Все зависит от квадратуры квартиры – кто-то будет платить больше, кто-то меньше, льготники могут получить скидку.
Подводя итоги, активистка советует горожанам: «За ремонтом нужно следить ежедневно, и желательно, чтобы следили те, кто разбирается в ремонте (я все знания брала в интернете)».
Есть у нас комментарии акима Ауэзовского района Ануара Ускенбаева, как раз в унисон предыдущим размышлениям о роли «заказчика», то есть жильцов многоэтажек:
– Действительно, как и в любом ремонте, к модернизации есть замечания по качеству, но нельзя забывать, что это всего лишь ошибки исполнителей, которые можно исправить как во время работ, так и по гарантийному сроку, – считает глава района. – На самом деле механизм очень хороший, потому что государство дает деньги на ремонт без процентов на 15 лет. То есть не нужно копить деньги на капремонт (а все знают, как это тяжело), можно отремонтировать общее имущество сегодня и жить в хороших условиях. Не соглашусь и с тем, что жители не контролируют ход ремонтных работ: без протокола жителей на согласие и подписей на акте приемки никто деньги проплачивать подрядчикам не будет. А если даже что-то не заметили, есть гарантийный срок – пять лет. Конечно, жителям решать – копить годами на ремонт, в том числе и с учетом инфляции и курсов валют, или делать ремонт сегодня по фиксированной стоимости.
Есть вопросы и по стоимости работ. Нельзя забывать, что это ремонт на государственные деньги со всеми накладными расходами: разработка ПСД, экспертиза, авторский и технический надзор. Да, это дороже, чем сделает частник, но и гарантию частник на пять лет не даст, и качество работ, возможно, будет другое. К примеру, если на обычной крыше частник просто постелит рубероид, то по ПСД предусмотрена очистка от старого покрытия до бетона с установкой нескольких слоев и ремонтом всех труб вентиляции, ограждений и т. д. Всегда есть возможность исключить некоторые виды работ и снизить стоимость. Просто, как и любой процесс, жители должны взять ремонт под свой контроль, и тогда все будет хорошо.

8 001

Было

8 002

Стало

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА