Дежурный по городу

Интриги сезона

Много желающих поживиться на нашей невнимательности, правовой, технической или иной безграмотности. Почта «дежурного» свидетельствует об этом. И предупреждает…

Как «обувают»...

23 001

Алматинка Светлана Ким, муж и свекор которой попали на «авторазвод» в одной из шиномонтажных мастерских «Sportгараж», что в CarCiti, прислала «дежурному» поучительную историю.
– Начинается с того, что при покупке авторезины к вам подходит паренек и культурно предлагает помочь переобуть вашу машину по вполне приемлемой цене, причем совсем рядышком – в недалеко расположенной вулканизации, – поведала свою историю Светлана. – Секунду подумав, вы соглашаетесь, тем более что очереди возле этой мастерской нет. Но уже через минуту, после того как процесс пошел, в вашу душу начинает закрадываться сомнение в правильности принятого решения, однако уже поздно!.. Трое, а может, и больше неизвестно откуда появившихся сотрудников вулканизации начинают дружно крутиться возле вашей машины. Один отворачивает болты и снимает колеса, другой шустро катит их на перебортовку, а третий уже кричит из будки и просит вас подойти. Войдя туда, вы в ужасе видите, как ваше колесо выписывает немыслимые восьмерки и зигзаги на аппарате. Тут бы вам и подумать, что на таком кривом диске вы бы не смогли и полквартала проехать, а не то что через весь город. Но осознать это и вспомнить, что в ближайшие месяцы ваше колесо ни капельки не виляло, а руль не било, вам не дают четвертый и пятый члены этой группы. Они быстренько снимают этот якобы кривой диск и тут же вешают другой, который крутится ровно, то есть как и положено. Тут же, слева и справа, вам начинают вдалбливать, что вот этот диск у вас хороший, а тот, предыдущий, весь в восьмерках и его надо срочно ремонтировать.
Пока вы в растерянности, возможно, шестой уже член этой группы вкрадчивым голосом внушает, что исправление всего одного миллиметра вашей «восьмерки» будет стоить… чуть более 1800 тенге и лучше сделать все сразу, так как до другой вулканизации с таким диском вы не доедете. Схватив ваш якобы кривой диск, «сотрудничек» этой вулканизации чуть ли не бегом несет его в другую вулканизацию, которая находится совсем недалеко и где якобы есть этот чудодейственный аппарат, который замерит, сколько миллиметров люфта присутствуют на вашем якобы кривом диске. А значит, вскоре вам, естественно, быстро все выправят! При этом следовать за работником вулканизации вам не дают, объясняя тем, что там, увидев вас, могут накрутить цену. Вернувшись к машине, вы смотрите на колеса и потихонечку начинаете понимать, что невозможно было не заметить такой «восьмерки» при ежедневной езде по городу. Но тут появляется улыбающийся паренек – работник вулканизации. Он гордо несет уже «отремонтированный» диск и сообщает, что люфт колеса был 15 миллиметров. Вы умножаете цену миллиметра на изогнутое расстояние, то есть 1800 тенге на 15 и впадаете в уныние. … Плюс другие мелкие услуги, и выходит «всего-то» – 29 000 тенге, – говорят вулканизаторщики. Вы, естественно, возмущаетесь, после чего вам милостиво скидывают четыре тысячи. Но оставшиеся 25 000 тенге за смену двух колес – это тоже очень много! Вы требуете самому посмотреть, как вам намеряли эти несуществующие 15 миллиметров. Вы идете, чтобы взглянуть на этот чудо-прибор в надежде, что там есть компьютер, что вам выдадут снимок! Но вместо снимка вы видите такого же «сотрудничка», который долго пытается вам объяснить, что снимка нет, а вот 15 миллиметров… Так они были, но их выпрямили.
В конце концов, видя, что спор затянулся, тот «сотрудник», который носил диск для замера, скажет, что только потому, что вы очень хороший человек, они скинут вам еще 5000 тенге, но оставшиеся 20 000 тенге будьте добры оплатить! Работа же, на которую вы необдуманно согласились, исполнена!
Кстати, никаких чеков на этой вулканизации не дают. И это повод для компетентной проверки законности функционирования вышеназванного заведения.

Дорогой «Миша»!

23 002

23 003

В коллекцию «дежурному» попался новый вид надувательства.
Магазин на углу улиц М. Озтюрка и Ауэзова.
– Зашла купить мороженое «Миша» – 900 тенге, – поделилась впечатлениями пострадавшая на деньги. – Попыталась рассчитаться карточкой Kaspi Gold. Удивил терминал у продавца – обычный смартфон с небольшой вставленной в телефон квадратной приставкой. Продавщица вставила карточку в терминал, долго ждала, затем попросила расписаться пальцем на экране смартфона. Удивилась, но расписалась. Затем она попросила вбить на экране номер телефона. На мое недоумение пояснила: это для того, чтобы пришло уведомление о платеже. Памятуя о всяких мошеннических схемах, я отказалась вбивать свой номер, сказала, что лучше оплачу наличными и забрала свою карточку. Рассчиталась за мороженое наличными. Чек недовольная продавщица выдала неохотно и только после настойчивого напоминания. Результат: мороженое «Миша» (производство «Шин-Лайн») в холодильнике есть (1 штука). А оплату за него взяли дважды! Один раз – через Kaspi Gold, другой – наличными. Итого: мороженое весом 450 граммов обошлось в 1800 тенге!
Небольшой нюанс: время проведения транзакции и то, что зафиксировано в чеке, сильно разнятся – 17.39 и 18.41!
С утра в магазине, куда «дежурный» пошел разбираться в ситуации, торговал другой человек. Пригласили вчерашнюю продавщицу, которая факт снятия денег через карту признала («Ну вы же расписались!»), сказала, что хозяйка магазина в курсе инцидента и пообещала возвратить (может быть, когда-нибудь!) 900 тенге через банк на счет. Никаких извинений продавец не принесла. Посему «дежурный» настоял, чтобы 900 тенге вернули здесь и сейчас наличными, что и было сделано.
Как говорится, деньги вернули, но осадок остался...
Так что требуйте и проверяйте чеки, считайте свои деньги, не отходя от кассы.

 

Правила безопасности

KZ-CERT – служба реагирования на компьютерные инциденты решила рассказать, как обезопасить себя, свои персональные данные и сохранить свои банковские счета.

Зачастую мошенники с успехом используют не пробелы в защищенности, а социальную инженерию – методы получения необходимого доступа к информации, основанные на особенностях психологии людей.
Несмотря на то что в социальных сетях жертвы мошенников активно распространяют информацию – как, где и кто их обманул, многие казахстанцы продолжают попадаться на уловки злоумышленников. Иногда люди запросто передают пароли от своих финансовых документов, не понимая, что тем самым они распространяют данные о себе и предоставляют доступ к личным счетам.
Что нужно делать, чтобы не попасться на уловки мошенников?
Одной из основных мер профилактики (до сих пор) остается внимательность при введении PIN-кода, при снятии денег в банкомате.
Многие в погоне за обновленными версиями гаджетов не всегда удаляют из прежних версий свои персональные данные, привязанные к карте, и активные доступы. Проще говоря, своими руками передают мошенникам данные.
При утере или краже мобильного девайса многие обращаются в МВД, но очень редко блокируют свой Apple ID или аккаунт Google, таким образом «помогая» злоумышленникам завладеть их данными и даже средствами.
Бывают случаи, когда в силу определенных обстоятельств на чужом компьютере необходимо просмотреть почту, авторизоваться в социальной сети и так далее, но не всегда по завершении работы пользователи выходят из этих устройств.
На обратной стороне банковской карты указан трехзначный верификационный код карты CVV2/CVC2, введя который вы можете осуществить покупку в любом онлайн-магазине. Этот код нельзя никому называть, а в случае утери карты необходимо заблокировать ее.
Несмотря на то что на всех интернет-ресурсах, в кол-центрах банков указана информация о неразглашении одноразового SMS-пароля, многие наши соотечественники все же передают информацию третьим лицам, становясь таким образом жертвами интернет-мошенников.
Бывает, вам направляют СМС или письмо якобы от банка со ссылкой, просьбой перезвонить по неизвестному номеру. Не торопитесь перезванивать! В случае необходимости у любого банка есть ваши контактные данные, и вы всегда можете позвонить в кол-центр банка.
Злоумышленники изощряются в своих «инструментах», поэтому, получив уведомление о неожиданном крупном выигрыше с указанием контактов или переходом на веб-ресурс организатора, перепроверьте информацию на официальном сайте организатора.
Если вы получили SMS-уведомление о подтверждении получения кредита – это может быть также действием мошенников, поэтому лучше перезвонить в банк и уточнить данное сообщение.
Если получили сообщение: «Подтвердите покупку и код», а следом раздается звонок опять же от «рассеянного» человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код. Ни в коем случае не делайте этого! Мошенники пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать вас на ненужный платный сервис.
Обращаем ваше внимание, что зачастую мошенники представляются сотрудниками банка и сообщают о том, что по вашему счету были зарегистрированы активности, которые могут повлечь за собой неприятные последствия, вплоть для обнуления счета. После этого задается ряд вопросов в надежде на то, что «под эмоциями» вы сообщите персональные данные, верификационный код или одноразовый SMS-пароль.
Еще раз напоминаем, что сотрудники банков не запрашивают верификационный код и одноразовый SMS-пароль.
Напоминаем, что в случае обнаружения подобного рода действий у вас есть возможность связаться с нашими специалистами по бесплатному номеру 1400 (круглосуточно) или отправить заявку по адресу: http://www.kz-cert.kz/ru/form.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА