Дежурный по городу

Любишь кататься, люби и ПДД выполнять

Пока что уровень культуры наших участников дорожного движения и пешеходов далек от идеального. Отсюда конфликты на дорогах, травмы не только на проезжей части, но даже на тротуарах.

У нас кто-нибудь возьмется наконец за самокатчиков?
Такой злободневный вопрос прозвучал в группе «Дежурный по городу» из уст мамы ребенка, пострадавшего от наезда мчавшегося по тротуару самокатчика.
Алматинка возмутилась тем, что никто не регулирует этот вопрос, не наказывает потенциально опасных граждан на колесах, проносящихся на огромной скорости по пешеходным зонам. Да, в этом конкретном случае ребенок не получил серьезных травм – только ушибы и ссадины, но неужели нужно дождаться трагедии, чтобы власти обратили наконец внимание на эту проблему? Ведь пока что правоохранители не могут даже точно сказать, сколько людей в стране передвигается на самокатах и скутерах, так как этот двухколесный транспорт нигде не регистрируется. В магазинах их продают как товары народного потребления. Опасность этого средства передвижения еще и в том, что электросамокаты передвигаются не только с огромной скоростью, но и совершенно бесшумно. А значит, у пешехода на тротуаре зачастую нет возможности и времени отреагировать на опасность!
Судя по комментариям, проблема самокатчиков на тротуарах волнует многих жителей мегаполиса. Есть и еще пострадавшие. Например, алматинка Наталья Грачева сообщила, что ее внука также сбил подросток на тротуаре. «Ребенок головой упал на асфальт! Думала, порву самокатчика!» – справедливо возмутилась алматинка.
Но не только подростки на самокатах ведут себя безответственно и опасно для окружающих на тротуарах. Некоторые взрослые также недалеко ушли от них. «Я видела таких мчащихся с огромной скоростью людей лет 40, – поделилась впечатлениями в группе алматинка Светлана Иванова. – Мчится, не сбавляя скорости, все только успевают разбегаться! Негде гулять стало! Попробуйте пройтись вечером в районе «Атакента»! То скутеры, то велосипеды, то самокаты, то ролики! Кошмар какой-то! Дорвались до халявы на скорости! Пора уже закон устанавливать для любителей погонять! У нас же пока штрафовать не начнут, не поймут, что создают неудобство своими действиями другим людям! Предлагаю создать для них специальные площадки, пусть там резвятся вволю!»
Как раз подоспело разъяснение заместителя председателя Комитета административной полиции МВД о том, что электросамокаты приравниваются к мопеду, а значит, согласно закону, их владельцы не могут передвигаться по пешеходной зоне.
– Мы привыкли в обиходе называть этот вид транспорта «самокаты», а на самом деле, если вы посмотрите техническую характеристику производителя (а самокаты у нас все завозятся из-за рубежа), то увидите, что они все выпускаются как электрические скутеры, – пояснил Алибек Кенисбаев. – В нашем законе о дорожном движении прямо написано, что скутеры приравниваются к мопедам. Согласно ПДД у нас установлены требования к движению мопеда. Соответственно, указанные правила распространяются и на тех, кто управляет электрическими самокатами. Согласно ПДД лицам, управляющим мопедами, в том числе самокатами, разрешается двигаться по велодорожке, велосипедной полосе движения и, если отсутствуют таковые, по краю проезжей части, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств. В темное время суток есть требования в отношении мопедов, и эти требования распространяются и на е-самокаты: должны быть включены фары и габаритные огни.
Правоохранитель признал, что в последнее время очень часто возникают вопросы по регулированию и контролю за эксплуатацией таких самокатов.
– В действительности согласно закону получения прав для управления е-самокатами и мопедами не требуется, – разъяснил зампредседателя КАП МВД. – Требование о наличии водительского удостоверения в РК начинается с категории «А1» – мотоциклы. Естественно, не осуществляется контроль за конструкцией и техническим состоянием самокатов. В этой части мы будем вырабатывать меры и регулировать данный процесс. Мы эти вопросы изучаем с учетом международного опыта. С этой проблемой столкнулись не только в Казахстане, но и в других странах. К примеру, во Франции возник вопрос в регулировании эксплуатации е-самокатов. Там вырабатываются меры по их регистрации и выдаче удостоверений на право управления.
Действительно, в последние несколько месяцев электрические самокаты стали настоящей проблемой французской столицы. В Париже из-за наезда электросамоката двойной перелом руки получила аккомпаниатор балетных классов Парижской оперы Изабель Альбертен. Пианистка намерена подать судебную жалобу против мэрии, которая, по ее словам, не следит за соблюдением правил движения в городе.
Заместитель председателя Коми—тета административной полиции МВД пообещал, что с учетом мнения общественности и госорганов и того, что мы находимся в Таможенном союзе и классификация транспортных средств идет согласно техрегламенту ТС, будут сообща вырабатывать меры по регистрации и выдаче удостоверений на право управления электросамокатами.
Алибек Кенсбаев еще раз подчеркнул, что владельцы этого вида транспорта не могут передвигаться по пешеходной зоне.
– Можно двигаться по велодорожкам, по велосипедной полосе движения либо по краю проезжей части, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, – резюмировал он. – У нас повсеместно эти требования нарушаются, и мы здесь намерены проводить профилактическую и разъяснительную работу. В то же время хотел бы проинформировать, что согласно нормам КоАП у нас есть ответственность иных участников дорожного движения. Она квалифицируется по части 1 статьи 615. В случае нарушения ПДД иными участниками дорожного движения, которыми как раз таки являются водители мопедов и е-самокатов – они привлекаются к штрафу в размере 2 МРП.
Но ни для кого не секрет, что и пешеходы на городских улицах часто ведут себя безответственно. Кенисбаев заявил, что МВД начнет работу с горожанами, которые любят разгуливать по велосипедным дорожкам, подвергая себя опасности и создавая дискомфорт велосипедистам и самокатчикам. С ними будут вести беседы и показывать ролики.
Для сведения: с началом сезона активного передвижения на электросамокатах в Казахстане произошла масса ДТП с участием подобного транспорта. Только в южной столице зарегистрировано 11 ДТП без смертельного исхода.
Ситуация усугубляется еще и тем, что самокат в отличие от мопеда не оборудован зеркалами и, соответственно, не может безопасно ехать по краю проезжей части. Но почему из-за этого должны страдать обычные пешеходы на тротуаре?
– Пусть устанавливают зеркала! В чем проблема-то? – справедливо возмутился алматинец Руслан Бахтигареев. – На велосипедах же ставят зеркала! Это в интересах безопасности самого владельца. А вот пешеходы себе зеркала поставить не могут. А предугадать, что сзади на тебя несется бесшумный самокатчик, никто не может.
Конечно, можно надеть на самокатчиков каски, заставить поставить зеркала и даже фары. А вот как заставить их соблюдать правила ПДД?
– Как можно заставить соблюдать то, чего человек не знает, – размышляет житель Алматы Игорь Клевцов. – Тогда нужно ввести элементарную сдачу экзамена на право вождения самокатом.

 

Мобильный правопорядок

Полиция Алматы запускает приложение для интерактивного общения с населением

В ближайшее время будет введен в действие сервис по общению полиции с гражданами посредством использования мобильного приложения INFOGOV.Об этом проинформировал алматинцев начальник Департамента полиции города Алматы генерал-майор полиции Серик Кудебаев.
– Данный сервис позволит гражданам записывать видео-, фото- и аудиоматериалы различных инцидентов и отправлять их на сервер с помощью мобильного приложения, установленного на смартфон, – рассказал правоохранитель. – На основе данных в Департаменте полиции будет формироваться карта сообщений и проводиться анализ полученной информации по событиям для их дальнейшей профилактики. Внедрение интерактивного общения – это еще одна возможность оказания гражданам своевременной квалифицированной помощи полиции.
Вместе с тем, по данным полиции, продолжается практика анализа и мониторинга средств массовой информации, социальных сетей и интернет-пространства в целом.
– На все сигналы реагируем оперативно, с принятием соответствующих мер, – уверил генерал-майор полиции. – В настоящее время на официальном сайте департамента функционирует «Блог начальника», посредством которого обратившиеся могут получить ответы на поставленные вопросы и своевременную помощь. С начала текущего года на данный ресурс от граждан поступило 1310 обращений. Практика свидетельствует, что эта одна из наиболее эффективных форм коммуникации с обществом.
Пока же со своей стороны «дежурный по городу» с сожалением констатирует: несмотря на то что в Facebook открыт аккаунт пресс-службы Департамента полиции города Алматы, реакции со стороны правоохранителей на обращения алматинцев в группе как не было, так и нет. Но «дежурный» не теряет надежды, что по призыву нашего Президента «Мы должны стать слышащим государством» и эта важнейшая городская структура услышит наконец граждан.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА