Дежурный по городу. Откуда этот шум?

В Алматы по ночам процветает особый вид хамства. Как с ним бороться?

Полноценный отдых – важнейшая составляющая нашего здоровья. Сон необходим человеку, а исследования показывают, что лучшее время для него – приблизительно с 22.00 до 6.00.
На эти исследования опирались и законотворческие группы Мажилиса Парламента РК при формулировании сути статьи 437-й Административного кодекса РК «Нарушение тишины в ночное время», где предусматривается такое наказание, как штраф.

Рейсер – это диагноз
В последнее время «Дежурному» поступают многочисленные жалобы на то, что именно ночью начинается ад – гонки рейсеров. Горожане пишут, что невозможно уснуть, пожилые и больные люди, дети, граждане, которым утром надо на работу, на всю ночь лишаются покоя. Причина – мода на громкий рев моторов.
И это касается не только любителей езды на мотоцикле. Прямоточные глушители («прямотоки») устанавливают и владельцы автомобилей, тем самым компрометируя и законопослушных мотоциклистов и автомобилистов.
– У нас в микрорайоне Карагайлы, где дорога выходит на проспект Аль-Фараби, гонки начинаются в 24.00 и длятся не менее чем до двух часов ночи. Наши дома расположены близко к дороге, спать невозможно, – жалуется алматинка Малика Таирова. – У нас уже были аварии, наезды со смертельным исходом. Автомашины летают по таким улицам, как Надырова, Хантенгри, Аскарова, в районе ПМК.
На сигнал отреагировали власти Наурызбайского района. Сотрудники районного управления полиции провели рейд по указанным улицам на предмет соблюдения водителями автомашин скоростного режима.
А также пообещали, что данный участок будет рекомендован для установки камер «Сергек»


19 001

– Будем писать, пока нас не услышат! Пока Департамент полиции Алматы не примет реальные меры в отношении гоночных автомобилей и мотоциклов, которые каждый день нарушают общественный порядок по всему городу, не давая отдыхать гражданам после 22.00, – пишут «Дежурному» алматинцы, проживающие в районе пересечения улицы Толе би и ВОАД. – У нас с 5 мая на ВОАД дежурит патруль с 20.00 до 6.00. Но, несмотря на присутствие патрульных, нарушения продолжаются – как гоняли, так и гоняют. Патруль не может ничего предпринять, чтобы привлечь нарушителей к ответственности в законном порядке, потому что у них нет оборудования по измерению скорости и шума (хотя во всем мире применяются портативные измерители шума). Объем двигателя патрульной автомашины 1,6 литра. Кого они догонят?
Сегодня контроль за техническим состояние транспорта передали частным организациям. У многих горожан сложилось мнение, что пункты ТО за деньги проведут техосмотр так, как надо владельцу автотранспортного средства.
– Есть предложение, – пишет Антон Мальчиков, – если у водителя гоночного мотоцикла или авто есть акт об успешном прохождении техосмотра, правоохранители должны применить меры к станции техосмотра и совместно с прокуратурой провести проверку ее деятельности на предмет надлежащего исполнения норм закона о техническом осмотре автотранспортного средства.
– Мы четыре года пишем во все инстанции, но вопрос не решается, – продолжают местные жители. – Наша полиция ждет смертельного случая? А может, самосуда от горожан? Для кого пишут законы, если они не исполняются? Почему нельзя забрать транспортное средство с переделанным прямоточным глушителем на штрафстоянку? Поставьте уже знаки «Движение мотоциклистов запрещено», ведь они весь город сотрясают и ночью, и днем!
Алматинцы поддерживают требование об ужесточении мер в отношении ночных гонщиков.
Ирина Машкина: «Мы живем на пересечении улиц Толе би и Бегалина. И день, и ночь, начиная с 20.00 и допоздна ездят без глушителя мотоциклисты и автогонщики. Это очень мешает спать. У нас живет много людей пенсионного возраста. Есть семьи с маленькими детьми, которые от этого шума просыпаются. 24 мая мотоциклистов поймали и оштрафовали, но на следующий день все продолжилось – гонки, шум. Не помогают штрафы и предупреждения ДПС. Пожалуйста, помогите, пусть эти любители быстрой езды и громких звуков найдут место, где они смогут носиться во всю дурь, подальше от жилых домов и жаждущих покоя людей».
Алексей Аминев: «На пересечении проспекта Достык и улицы Толе би все «веселье» начинается после 9.00 и длится до поздней ночи. Люди уже на грани нервного срыва. Сколько этот беспредел может продолжаться?! Подобная ситуация выходит за грань закона, эти гонщики позволяют себе ездить даже без номерных знаков, так как они им, по сути, и не нужны!»
Аскар Янов: «Такая же ситуация и в районе улицы Саина. Мой дом в микрорайоне Мамыр находится в 700–800 метрах от дороги, но гул мотоциклов по ночам не дает мне нормально спать!»
Зауре Мухамеджанова: «Похоже, это повсюду! Весь город от них страдает! Неужели нельзя с этим ничего поделать?»
Горожане, проживающие в Турксибском районе города, также страдают от ночных рейсеров:
– Они гоняют на машинах со спортивными глушителями по Бухтарминской улице, нарушая покой жителей. Ежедневно с 23.00 до двух часов ночи «рисуют круги» именно там, где нет камер фиксации. Мало того, сами патрульные и взводный, которые неоднократно приезжали на наши вызовы, разводят руками, так как доказать вину ночных гонщиков сложно, а порой просто невозможно (рейсеры останавливают машину и выбегают из нее, крепят номера, снижают с помощью пульта уровень шума глушителя до допустимого и т. д.).
Местные жители сообщают, что рейсеры ежедневно собираются возле АЗС «Компас» на ВОАД и АЗС «РП», что на Бухтарминской улице.
Магнитные номера, пульты управления глушителем, снятие номеров – это далеко не полный список ухищрений, из-за которых доказать нарушения ночных гонщиков сложно. Но сколько еще горожане смогут терпеть подобное положение дел?
Жители мегаполиса считают, что нужно ужесточать требования к техническим характеристикам мототехники и автомобилей. Необходимо законодательно ограничить звуки моторов, внеся обязательное требование по уровню шума в децибелах, чтобы каждая станция технического осмотра имела соответствующее оборудование для их измерения. Также при постановке на учет автотранспортного средства следует проверять уровень издаваемого им шума. В случае нарушений требований предлагается лишать лицензий аккредитованные станции технического обслуживания.
Очень важно требовать устанавливать государственные номера на мотоциклы в вертикальном положении, чтобы была возможность видеофиксации камерами «Сергек» или при преследовании патрульными экипажами не подчинившихся приказу остановиться правонарушителей.

Нет на них управы
А у скольких из нас периодически возникает желание угомонить соседей, разгулявшихся за полночь во дворе многоэтажки? Так, алматинку Лиану Умярову, проживающую в районе станции метро «Сайран» на пересечении улиц Абая и Брусиловского, беспокоят ночные бдения молодежи на автопарковке:
– Я уже писала «Дежурному» о рейсерах, которые собираются возле верхней парковки станции метро «Сайран», расположенной на углу улиц Абая и Тлендиева, но безрезультатно – за три года этих безумцев, лишивших нас сна и покоя, разгоняли лишь один раз. Но еще одна беда этой парковки – молодежь, устраивающая ночные сборища: громкие песни под гитару, звуки магнитолы из авто, мат… В общем, молодые люди развлекаются в силу своих умственных и культурных способностей. Мы терпим, иногда выходим и пытаемся их вразумить, но всякому терпению приходит конец, особенно если стрелки на часах давно перевалили за полночь. Позвонила в полицию по номеру 102, там вежливо пообещали выслать патруль. Прошло минут сорок – ничего, а вечеринка тем временем набирала обороты. Подъехала очередная машина с «новобранцами», загорланили песни с новой силой так, что с балкона можно было разобрать слова.
Лиана снова набрала 102 и повторно сообщила оператору, что патруль так и не прибыл на место. Ей вновь пообещали его выслать, но увы…
– Почему, чтобы приехал патруль на реальное нарушение тишины и ночного покоя граждан, надо звонить и вызывать его тысячу раз, а затем, потеряв надежду на помощь, писать в два часа ночи в социальную сеть? – возмущается горожанка. – Неужели нельзя постоянно патрулировать территории возле метро и жилых массивов, да просто патрулировать город и навести в нем наконец порядок?!
Представитель Департамента полиции, куда обратился «Дежурный», пообещал передать это обращение в структурное подразделение для принятия мер.

«Акварельные» ночи…
…проводят горожане, проживающие в районе пересечения улиц Сатпаева и Тлендиева.
– Как отдыхать в таком шуме? – обратилась с вопросом к «Дежурному» алматинка Елико Башаева, подтвердив написанное ночной видеосъемкой стройки, на которой и в разгар ночи не стихает индустриальный грохот. – Или закон не всем писан? Время 1.45. Строительство ЖК «Акварель» ведет компания «Базис-А».
Чиновники Бостандыкского акимата отреагировали на обращение:
– Была проведена разъяснительная работа с руководством ТОО BAZIS-A о недопустимости проведения строительных работ в ночное время. При повторном нарушении тишины в ночное время жителям необходимо обратиться на пульт 102 или к участковому инспектору полиции.
Если б я был султан…
Житель микрорайона Шугыла Илья Глазунов пожаловался на кафе «Али Султан», расположенное на улице Аширбексыгай, 9:
– Практически каждый день до глубокой ночи играет музыка. Пару раз соседи вызывали полицию, но безрезультатно. Звонки в кафе с просьбами выключить музыку действуют максимум на один вечер. Однажды, когда пошел ругаться, администратор заявила, что им положено так вести свою деятельность…
Сотрудники аппарата акима Наурызбайского района отреагировали на обращение и совместно с сотрудниками МПС района посетили указанное кафе.
– Заведение работает до 23.00. С арендатора взяли объяснительную. В случае нарушения тишины в ночное время будут приняты меры, – заверили нас правоохранители.

19 002
Конечно, никто не запрещает автолюбителям и мотоциклистам передвигаться по городу, а любителям ресторанной кухни – посидеть в заведении, в том числе и ночью. Равно как невозможно полностью прекратить строительство в городе. Но при этом важно не нарушать конституционные права и законные интересы других граждан. В частности, статья 29-я Конституции РК гласит: «Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья». В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье человека определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. И это – существенная составляющая экономических, социальных, культурных прав человека. В обязанность государства, физических и юридических лиц входит не нарушать закон и не препятствовать гражданину в реализации своего права на здоровье.
Василий Шупейкин
Ирина Васильева