Дежурный по городу. Собственнические настроения

Готовы ли вы к созданию общества собственников имущества? Этот вопрос все чаще задают алматинцам профессионалы в сфере ЖКХ

5 001

В редакцию с просьбой предоставить юридическую помощь для разрешения конфликта с обслуживающей организацией КСК «Верный» обратились собственники квартир. Жильцы жаловались на то, что в 2019 году от их имени, но якобы без решения общего собрания председатель КСК Б. Жунисбеков подал документы в ТОО «Алматы Тургын Уй» на вступление в программу модернизации жилья.
– В результате изучения документов был обнаружен подлог протокола общего собрания и прилагаемых к нему документов, а также массовая подделка подписей жильцов МЖД, – утверждали члены инициативной группы Н. Рыбка, Е. Пьянков, В. Шкляр.
В сложившейся ситуации мы попросили разобраться юрисконсульта в сфере ЖКХ Владимира Титоренко. Вот что он обнаружил:
– Спор между сторонами оказался голословным и беспредметным. Действительно, в 2019 году на основании действующего жилищного законодательства РК и в рамках Государственной программы развития регионов до 2020 года председатель ПКСК «Верный» и инициативная группа собственников квартир подали заявку и соответствующие документы в ТОО «Алматы Тургын Уй» на капитальный ремонт крыши на всей площади МЖД.
В том же году в присутствии жильцов старая крыша была полностью демонтирована и построена новая. Строительные работы выполнялись субподрядной организацией ТОО «СК Абсолют».
После оформления всех документов и акта выполненных работ жильцы МЖД начали получать счета-уведомления о ежемесячной оплате за ремонт крыши, рассрочка оплаты составляет 180 месяцев.
С этого момента у жильцов начали возникать вопросы: «Мы думали, что ремонт будет за счет местных органов власти и безвозмездно. Почему не было общего собрания? Почему нас никто не спросил? Кто подписал протокол общего собрания?»
Инициативщики, ознакомившись с протоколом общего собрания, решили подать исковое заявление в гражданский суд о признании оного недействительным по основаниям фактического отсутствия собрания и сомнительности подписей большинства жильцов МЖД.
Но после консультации с юристом здравый смысл взял верх над воинственными убеждениями, и инициаторы пошли по пути сбора более объективной информации о событиях годовалой давности.
Выяснились банальные вещи, которые ничем не отличаются от похожих ситуаций в большинстве МЖД города: многие жильцы, которые думали, что их подписи в типовом листе регистрации и голосования подложные, убедились, что они все-таки подписывали этот документ собственноручно, когда избирали инициативную группу из трех жильцов своего дома, которые от имени всех жильцов МЖД подписывали договор и акт выполненных работ с исполнителем работ ТОО «Алматы Тургын Уй» и были уполномочены действовать от имени своих соседей.
Работы были проведены в соответствии с дефектным актом и проектно-сметной документацией (ПСД), утвержденными председателем ПКСК «Верный» совместно с инициативной группой, и имели положительное заключение экспертизы. По завершении ремонтные работы были приняты актом приемки всеми сторонами.
Вместе с тем в условиях Государственной программы развития города предусмотрено проведение ремонта объекта кондоминиума на возвратной основе, то есть жильцы обязаны произвести возврат денежных средств согласно заключенному договору.
ПКСК «Верный», конечно, можно упрекнуть за некорректные организацию оповещения и порядок проведения общего собрания, несвоевременную информированность жильцов и непредоставление отчетности, но… Зачастую жильцы МЖД сами виноваты в том, что они не интересуются ни хозяйственной деятельностью своего ПКСК, ни изменениями в законодательстве, которое наделяет собственников квартир огромными полномочиями в управлении своим МЖД, не приходят на собрания, из-за чего невозможно созвать кворум. Поэтому частенько КСК выходят из такой ситуации путем сбора подписей жильцов по квартирам с помощью дворников, чтобы узаконить свои действия.
Собственникам квартир МЖД всегда нужно помнить, что, по жилищному законодательству, общее имущество объекта кондоминиума – части объекта кондоминиума (фасады, подъезды, вестибюли, холлы, коридоры, лестничные марши и лестничные площадки, лифты, крыши, чердаки, технические этажи, подвалы, общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, земельный участок под МЖД и (или) придомовой земельный участок, элементы благоустройства и другое имущество общего пользования), кроме квартир и нежилых помещений – является общедолевой собственностью жильцов. Но сейчас у ПКСК «Верный» образовался долг за ремонт крыши по программе ЖКХ-2020 более чем в 100 000 тенге – из 32 квартир 26 не платят.
Каждый МЖД уже сейчас может создать свое объединение собственников имущества (ОСИ) или простое товарищество (ПТ), зарегистрировав МЖД как объект кондоминиума, открыть на свой дом в банке второго уровня текущий и сберегательный счета и свободно обустраивать свой дом.
Но, думается, к этой реформе многие жильцы многоэтажек пока не готовы.
А председатель КСК «Верный» Б. Жунисбеков в 2019 году за активное участие в Государственной программе развития города был удостоен почетной грамоты «Алгыс хат» от ТОО «Алматы Тургын Уй».

«Мы на это не подписывались»
Алматинцы внимательно следят за развитием событий на полях, не побоимся сравнения, «боевых действий ЖКХ». И немудрено: тема касается каждого, проживающего в многоэтажке, хочет он того или нет. Вот некоторые мнения по обсуждаемой проблеме.
Айнур Раис: «Не в бровь, а в глаз! Сами столкнулись с такой же ситуацией. Подписывают жители, даже не читая. Наша сервисная компания сейчас бегает, хочет создать ОСИ. Собрания не было, а к собственникам квартир, более-менее понимающим суть происходящего, сотрудники компании не подходят. Разговариваю с жильцами: «Что, подписали?» – «Не знаем, приходили с бумажками, что-то надо там для КСК». Вот и ответ…А потом удивляемся, что все профукали! Я понимаю, вроде бы заплатил и живи спокойно. Но аферисты не дремлют! Как оказалось, эта ниша просто кишит ими!»
Смагина Лариса: «Как наш народ привык на государство надеяться! В вашем доме – ваши квартиры, следовательно, и крыши – тоже ваши! При чем тут государство?»
Виктор Колесников: «Народ квартиры приватизировал и думает, что государство должно что-то делать для сохранения их собственности. Люди считают, что все, что дальше территории квартиры, их не касается, и не вникают в суть происходящего. Наша проблема, что 80% жителей хотят, чтобы за них решали и делали, а они будут в сторонке. Но при этом и платить тоже не хотят, зато указывать могут все».

Надомная работа
На тему активности и готовности горожан взять управление домами в свои руки задумались и председатели КСК.
– Реформа ЖКХ встала! Просто не сдвинулась с места, – рассуждает Ерлан Бисембаев, председатель КСК «Самал». – Большинство алматинцев на нее даже не отреагировали. Оставили им КСК до июля 2022 года – ну и ладно!
И чтобы как-то сдвинуть эту махину под названием «новый закон» с мертвой точки, 2 июня 2020 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития потребовало за десять дней, то есть до 12 июня 2020 года, разработать и утвердить график по переходу МЖД на новые формы управления. Ход очень тонкий и даже где-то гениальный! С июня 2020 года вся ответственность за провалы в проведении данной реформы, как стрелки часов, технично переведена на местные исполнительные органы. А у них на исполнение данного постановления нет ни сил, ни денег.
А что жители домов? Они поняли, что выбрать «новую» форму управления – не предел коммунальных мечтаний, надо еще умудриться вырвать свой родной дом из цепких лап прежних органов управления.
Как оказалось, это сделать не так-то легко, а в большинстве случаев – просто невозможно.
А вот алгоритма по поводу того, как все-таки забрать в ОСИ свой дом, еще никто не придумал и не утвердил.
Здесь есть о чем крепко задуматься и простым смертным – жильцам многоэтажек, и чиновникам. Но закон есть закон, и он должен быть исполнен.

Подчистую
«Кто стоит над клининговыми компаниями?» – такой вопрос прислала «Дежурному» алматинка Римма Корнилова:
– КСК говорит, что ответственными являются сами жильцы. Компания «Чистый дом для всех», которая убирает наш подъезд, в первый месяц карантина вообще не проводила уборку. Им не дозвониться ни по одному из номеров, когда спрашиваешь сотрудников, они всегда говорят: «Директор в отъезде». Писала письма, но толку нет. Мы не будем оплачивать месяц грязи, да и уборка оставляет желать лучшего. Но долг за месяц, в течение которого они не убирали, нам исправно выставляют в квитанциях! Как быть?
Выяснилось, что многие жильцы алматинских многоэтажек попали в такую ситуацию во время режима ЧП – уборка подъездов не проводилась, а счета в платежках выставлены. Но Закон РК «О защите прав потребителей» однозначно защищает в этом случае жильцов, оставшихся в грязных подъездах: нет услуги – нет оплаты.
Вот какие советы дали алматинцы, столкнувшиеся с подобной проблемой.
Зуля Исмагулова: «У нас такое было в прошлом году, я звонила в клининговую компанию и разговаривала с бухгалтером. В результате деньги они не вернули, но вернули девиц, которые не приходили, и те мыли подъезд вне графика – по количеству пропущенных дней».
Владимир Островский: «У меня тоже есть долги. Но это КСК считает, что я должник. А я считаю, что я им и так много перепла­тил. А вы можете из раздраженного состояния выйти легко и просто – напишите им записку: мол, вы мне должны энную сумму, так как не исполняете договорные обязательства. Пусть они переживают».
А что? Хороший совет! Давно известно: лучший способ обороны – нападение!
Ирина Васильева