Дежурный по городу. Ценные сведения

Ленты соцсетей переполнены фотографиями чеков с фантастическими ценами на некоторые препараты. Ажиотажный спрос сделал иные лекарства недоступными. Следом подрастают цены и на всё остальное

18 001

Пользователь Facebook Сергей Сизинцев расписал пошаговую инструкцию для тех, кто решил не просто жаловаться в соцсетях на отсутствие или дороговизну лекарств, а реально помочь навести порядок в этой сфере.
Итак:
Предельные цены на лекарственные средства для оптовой и розничной реализации установлены приказом Минздрава от 15 июля 2019 года. Ознакомиться с этими ценами можно здесь: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900019037.
За превышение установленных предельных цен на лекарственные средства частью 1 статьи 426 КоАП предусмотрена административная ответственность (штраф от 70 до 1000 МРП) http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235#z1446. За повторное нарушение у аптеки могут приостановить лицензию сроком до 6 месяцев.
Протоколы уполномочены составлять госорганы в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий – Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК.
Что может и должен сделать каждый:
– Получить и сохранить чек при покупке лекарств;
– Написать жалобу о привлечении аптеки к административной ответственности. Приложить к жалобе фото чека;
– Подписать жалобу своей ЭЦП. Отправить через сервис «Электронные обращения» портала «Электронное правительство». В качестве получателя указать ДККБТУ области или города.

18 002

Есть мнение
Время тоев надо приостановить
Наш подписчик, врач с большим стажем решил поделиться мнением
– Читал и активно отслеживал динамику пандемии коронавируса в Европе, США, и с изумлением наблюдал, как неклеточная форма жизни с длиной генома чуть больше 30 тысяч пар символов поставила самые могущественные страны мира на колени, – анализирует ситуацию пользователь Facebook Юрий Ким. – То, что происходит сейчас в Казахстане, очень похоже на перегрузку системы здравоохранения, которая случилась из-за быстрого заражения большого числа людей и увеличения количества критически больных пациентов, которым требуется кислородная поддержка и ИВЛ. А из-за плохого отношения и нереалистичных требований со стороны руководства и населения, врачи и младший медперсонал будут продолжать увольняться и в сочетании с заболеваниями также могут «закончиться».
Если такой темп распространения инфекции продолжится, то не исключено, что к ребенку с аппендицитом или к бабушке с инсультом «скорая» не доедет, а из-за нехватки ИВЛ и кислородных аппаратов в реанимациях медики станут отказывать в госпитализации пациентам с низкими шансами на выживание.
Столь быстрое распространение коронавируса в Казахстане, когда сравнительно благополучная и контролируемая ситуация после карантина быстро скатилась в хаос за 3-4 недели, наиболее вероятно, обусловлено большим числом так называемых «суперраспространений». Это явление, при котором один инфицированный организм заражает диспропорционально большое число других особей. Согласно многим исследованиям, суперраспространители, которые среди инфицированных составляют 20-30%, ответственны за 70-80% всех заражений. Подобные события зафиксированы во многих частях мира:
– в феврале в Сеуле больная женщина в церкви заразила 70 прихожан и стала началом крупной вспышки внутри страны, количество зараженных быстро перевалило за тысячи;
– в феврале же в Олбани (штат Джорджия) более 100 человек заразились после посещения похорон;
– в марте в Маунт-Верноне (штат Вашингтон) 61 человек встретился для хорового пения в церкви. В результате все оказались заражены спустя 2,5 часа;
– в мае снова в Сеуле 29-летний инфицированный мужчина посетил несколько ночных клубов и заразил по меньшей мере 79 человек;
– и опять в Сеуле – мастер-класс по зумбе: 27 инструкторов встретились для практики, несколько из них были бессимптомными носителями. Позже они заразили своих учеников, и в результате образовался кластер из 112 инфекций;
– в июне в Нур-Султане мужчина должен был ехать в Алматы к родственникам на празднование дня рождения сыну, но отказался в последний момент. Был снят коттедж. Праздник прошел пышно, все несколько десятков гостей были тестированы позитивно на коронавирус, многие слегли с пневмонией.
Как видим, во всех случаях много общего: закрытое пространство, близкая дистанция, толпы людей. Бары, ночные клубы, кафе, караоке-клубы, мечети/церкви, рестораны, дома с большим количеством гостей – это все места потенциального суперраспространения, где стоит показаться лишь одному инфицированному, и заразятся все.
Вывод: суперраспространения являются главными драйверами пандемии и должны быть предотвращены в первую очередь. Если вы идете на той, поминки, похороны, автоматически подвергаете каждого участника опасности заражения, а, если организуете подобное мероприятие, вы автоматически будете соучастником заражения посетителей и членов их семей и последующей возможной их смерти.
К снятию второго карантина необходимо каждому из нас выработать привычки соблюдать дистанцирование и ношение масок, чтобы не дать системе здравоохранения снова захлебнуться. Время для тоев должно остановиться! По крайней мере, до той поры пока не будет найдена спасительная вакцина.

Без обмана – не продаем
Не впервые «дежурному» поступают жалобы на крупные торговые сети
«…Кто проверяет, что и как у нас продается? Каким образом заставить продавцов работать честно и качественно? Ведь это не в первый раз такое! – возмутилась алматинка Инесса Рассохина и описала покупку рассольных сыров в «Магнуме», что на проспекте Гагарина:
– Вес товара взвешен вместе с тарой и рассолом! Это обман потребителей! Цена, по которой должен быть произведен расчет: моцарелла – 0.210 г × 7129 тг = 1497 тг; бурата – 0.239 г × 8279 тг = 1979 тг. Итого – 3 476 тенге. А вышло 8484 тенге! То есть, продали воду и тару на 5008 тенге!
Кстати, напомнить: под этикеткой «Магнума», закрывающей оригинальную бирку, значился реальный вес продукта от производителя. Но взвесили все вместе и наклеили свои этикетки!
Выяснилось, что это не первый случай.
Как известно, в подобных ситуациях из-за несовершенства Закона «О защите прав потребителей», когда еще надо постараться доказать обман, и при этом уплатить кучу денег на экспертизы и юридическое сопровождение, покупатели могут голосовать только своим кошельком.

Не доверяй и перепроверяй
Видимо, скоро такой клич бросят те, для кого «Магнум» – ближний магазин.
Асем Садыкова: «Больше туда – ни ногой! Надоели эти истории! Сыры вонючие! К шести коробкам конфет на кассе добавили еще три! Я лучше заплачу дороже там, где не скрывают цены. Зло берет!».
Светлана Алещенко: «Мы практически перестали туда ходить. Сегодня заехали в первый раз за два месяца, так штрудель вместо 110 тенге пробили по 170! И опять: «Ой, кассир ошибся!» Как так?»
Марина Дусенко: «Приехала в «Магнум» в «Думане», взяла по акции пельмени «Беккер». Перепроверила чек. Пельмени по ценникам на товаре 3156 тенге, а по чеку – 4123! Сдала весь товар обратно, забрала деньги и уехала. Отвратительно! Постараюсь не заезжать больше в эту сеть!»
Менеджеры «Магнума» привычно извиняются и заверяют покупателей в своей любви к ним:
«Приносим свои извинения за предоставленные неудобства. Ситуация с разницей цен на витрине и кассе возникает в случаях окончания акции на товар – в системе на кассе цена меняется автоматически, а для замены ценников на витринах вручную (это 2500 наименований акционных товаров ежедневно) уходит 2-3 часа. Мы стараемся проводить замену ценников в часы наименьшего наплыва покупателей, тем не менее, к сожалению, некоторые клиенты попадают в это «окно». Данная ситуация у нас регламентирована: покупателю нужно расплатиться на кассе и затем подойти с чеком и товаром к администратору – разница в стоимости будет немедленно возвращена».
По поводу продажи сыров с рассолом в филиале была проведана детальная проверка. Факты подтвердились:
– В системе была допущена ошибка, и неверно загрузился продукт. Изделие должно продаваться поштучно, а не весовым способом. Приносим искренние извинения от лица компании за допущенную ошибку. Покупателю произведём возврат разницы. Просим связаться с нами в личных сообщениях. С ответственных будет взята объяснительная и объявлен выговор. Надеемся на понимание и обратную связь.
Но Инесса, работающая в системе торговли продуктами питания, посчитала, что таким ответом ее попросту пытаются ввести в заблуждение:
– Данное изделие не может продаваться поштучно! Вес каждой упаковки бурраты или моцареллы разный! Как в системе мог неверно загрузиться продукт, когда он привязан к штрихкоду? Штрихкод весового товара и штучного имеет разный принцип!

18 003
На это ответить нечего…
Для сведения: Ст.190 Закона РК «О защите прав потребителей» гласит: «Обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей ИП или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, влекут штраф: физлица (ФЛ) – 10 МРП; субъекты малого предпринимательства (СМП) – 20 МРП; субъекты среднего предпринимательства (ССП) – 30 МРП; субъекты крупного предпринимательства (СКП) – 50 МРП. Повторное нарушение: ФЛ – 30 МРП; СМП – 50 МРП; ССП – 75 МРП; СКП – 100 МРП с лишением лицензии и приостановлением или запрещением деятельности на срок до 3 лет. Действия, повлекшие причинение значительного ущерба, влекут штраф: ФЛ – 30 МРП; СМП – 50 МРП; ССП – 75 МРП; СКП – 100 МРП с лишением лицензии либо приостановлением или запрещением деятельности на срок до 3 лет. Действия, повлекшие причинение крупного ущерба, влекут штраф: ФЛ – 50 МРП; СМП – 75 МРП; ССП – 100 МРП; СКП – 200 МРП с лишением лицензии либо приостановлением или запрещением деятельности на срок до 3 лет.
Примечание: применительно к данной статье значительным размером ущерба признается сумма, превышающая 1 МРП, крупным – не менее 3 МРП».
Ирина ВАСИЛЬЕВА