Диагноз от пациентов

Приёмный покой

27 0000001

Уж сколько сломано копий по поводу оказания бесплатной медицинской помощи населению!
А что на «поле брани»? Все то же: гарантированное на бумаге в реальности работает далеко не всегда, еще реже достается бесплатно и в полном объеме.

История одного анализа
Это обращение поступило в Совет по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы через сайт AlmatyMedicalcity почти полгода назад.
«…По какой причине пациентка Нурби И., прикрепленная к ГКП № 34, оплачивала биопсию и прочие анализы за 6000 тенге? – поинтересовалась член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Галия Тобатаева. – Почему ее вынуждали оплачивать анализ на RW, несмотря на то что он входит в ГОБМП? Все исследования были назначены по показаниям, в частности, для оперативного вмешательства. Прошу прокомментировать.
P.S. К сожалению, эта ситуация наблюдается не в первый раз. (Об оплате свидетельствуют чеки.)
В тот же день от городского call-center УЗ Алматы поступил ответ:
«Вопрос передан на рассмотрение курирующему специалисту Управления здравоохранения города Алматы».
Спустя три дня от ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 34» последовал комментарий с подробным перечислением диагнозов пациентки, всех ее консультаций и направлений на обследования. Из дальнейшей переписки стало понятно, что направление на бесплатный анализ пациентка получила только после жалобы и вмешательства Совета по защите прав пациентов.
О том, что пациентку вынудили оплатить биопсию, – ни слова!
«…У больной в наличии доброкачественное образование, почему вы отправляете ее в АОЦ, специализирующийся на злокачественных заболеваниях? – вновь спрашивает правозащитница. – Разве вы не должны были выдать направление для верификации диагноза и оперативного лечения в многопрофильный стационар?»
И вновь в ответ – тишина.
Так и не дождавшись от ГКП № 34 начала диалога, Галия Тобатаева вынуждена была обратиться к министру здравоохранения:
«…На сегодняшний день существует проблема обследования пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, так как до верификации диагноза пациенты вынуждены проходить их на платной основе. Вместе с тем бесплатные медуслуги оказываются только социально незащищенному населению, однако имеются многочисленные случаи, когда пациенты, не входящие в этот перечень, не могут позволить себе эти обследования. При этом ни в одном из НПА по ГОБМП в объем исследований на уровне амбулаторно-поликлинической помощи, включающем отделение КДП, нет исследований на онкомаркеры и гистологическое исследование биоматериалов. Подозрение на онкологическое заболевание возникает чаще у лиц пожилого возраста, которые не могут оплатить эти исследования в АОЦ, следовательно, никакой речи о ранней диагностике злокачественных новообразований быть не может. Огромные вложения страны для скрининга по выявлению онкозаболеваний на ранней стадии оказываются напрасными, так как дальнейшее дообследование этих пациентов затягивается. В этой связи просим дать разъяснения, будут ли корректироваться НПА с учетом вышеуказанных фактов?»
Позвольте, но на 70-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Республика Казахстан в лице министра здравоохранения взяла на себя обязательство по осуществлению всех основных функций общественного здравоохранения по стандартам ВОЗ, а именно – создать систему оказания медицинской помощи на основе принципов справедливости, профилактики болезней и укрепления здоровья с охватом всего населения вне зависимости от платежеспособности.
И Департамент организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК вроде бы не отказывается от выполнения этих самых обязательств:
«Обследования до верификации диагноза онкологического заболевания проводятся за счет клинико-диагностических услуг лечебно-профилактического учреждения, к которому прикреплен пациент, согласно перечню заболеваний, – отвечают чиновники департамента. – В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» дорогостоящие виды диагностических исследований для социально уязвимой категории населения по направлению специалиста по показаниям проводятся бесплатно. Скрининговые обследования сегодня финансируются полностью за счет государства, в том числе бесплатно для пациентов проводятся вторые этапы – колоноскопия, прицельная маммография и т. д. При этом указанные виды исследований проводятся на базе онкологических диспансеров страны в соответствии с приказом и. о. министра здравоохранения РК от 12 августа 2011 года № 540. В связи с переходом на обязательное социально-медицинское страхование и изменением сети медицинских организаций в Республике Казахстан в данное время отрабатываются и вносятся изменения в регламентирующие нормативно-правовые акты по онкологической помощи с учетом всех проблемных моментов, в том числе и касающихся вопросов диагностики».
Да, на бумаге все расписано красиво. Однако же на деле, как мы видим, не все и не всегда так радужно. Почему? Ведь, по большому счету, пациент не должен вникать в медицинские подробности, ему обязаны предоставить услуги, гарантированные государством, ибо согласно Конституции и Кодексу о здоровье народа и системе здравоохранения граждане РК вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи.
Для сведения: с момента обращения прошло много времени, ГКП на ПХВ № 34 уже продана, то есть перешла из коммунальной собственности в частную, поменялись руководство и медперсонал. Соответственно, и вопрос с оплатой пациенткой «бесплатной» биопсии канул в Лету…

Кого подводит зрение?
«Через сайт AlmatyMedicalcity поступило обращение инвалида I группы по зрению И. Замятиной по проблеме проведения освидетельствования с целью внесения коррекции в ИПР для получения тифлосредств и оказания офтальмологических услуг на платной основе в рамках ГОБМП, – сообщает член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева. – Кроме того, инвалид выражает нарекания и претензии в части вынужденной оплаты обследований, таких как ЭФИ, периметрия и др., которые должны оказываться на бесплатной основе ибо входят в тарификатор. Более того, инвалидов по зрению вынуждают проходить эти обследования окулисты поликлиник, а их в свою очередь – специалисты МСЭК, которые принимают заключения и, соответственно, отправляют освидетельствуемых в НИИ глазных заболеваний, где их выполняют только платно по причине отсутствия этих услуг в других медицинских организациях.
Между тем сотрудники МСЭ апеллируют, что эти обследования назначаются окулистами ПМСП, а те в свою очередь утверждают, что эта информация не соответствует действительности. При этом в амбулаторных карточках имеются в наличии визы окулистов МУ и специалистов МСЭ.
И это не единичный случай.
Ранее я уже обращалась в адрес руководства Управления здравоохранения посредством этого же веб-ресурса – AlmatyMedicalcity по поводу неполных протоколов заседаний совета. Ответа не последовало, его попросту проигнорировали…
А между тем полный протокол содержит сведения не только об обсуждавшихся вопросах, принятых решениях и фамилиях выступавших, но и подробные записи, содержание докладов и выступлений участников заседания, высказанные мнения, вопросы, реплики, замечания, позиции.
Но ведь это касается не только интересов пациентов! В разрешении этой проблемы непосредственно заинтересованы и медорганизации, так как сам механизм реализации офтальмологических обследований, которые входят в ГОБМП, отсутствует. В итоге поступают жалобы пациентов на медицинские учреждения в части необоснованного взимания денег за гарантированные государством услуги».
Для справки: интернет-ресурс AlmatyMedicalcity начал свою работу в апреле прошлого года. Заявленные на презентации веб-сайта достоинства: «Любая жалоба или пожелание будут рассматриваться. К сайту подключены и сами медицинские учреждения, которые могут рассмотреть жалобу, не вынося ее за пределы организации. Если жалоба не удовлетворена, то она через портал ставится на контроль уполномоченного органа – здесь вовлекаются госорганы и общественные объединения».
Заявлено, прямо скажем, было замечательно – реакция на жалобы и обращения пациентов по принципу «здесь и сейчас». Но что мы видим на практике? Наше Управление здравоохранения работает по системе ниппель? То есть вопросы принимает, а ответы не дает? Зато при этом народ там работает очень вежливый. Обязательно выслушают звонящего, пообещают помочь, и... тишина. Пока сам не перезвонишь, не напомнишь о запросе несколько раз, УЗ не откликнется. К сожалению, бюрократизм становится все более ощутимым и всепожирающим…

Книга благодарностей
«Спасибо огромное врачам от бога! – благодарит персонал Sema Hospital за исцеление своей мамы семья Бейсембаевых. – Летом этого года в этой клинике ей была проведена сложная операция. Команда, возглавляемая Муратом Решатовичем, в составе врачей Сакена Сериковича и Гани Муратбековича безупречно и блестяще выполнила свою работу, позволив ей жить дальше и радоваться каждому новому дню. Послеоперационную реабилитацию и последующее лечение мама проходила в многофункциональном отделении клиники, медицинский персонал которого, возглавляемый старшей медсестрой Карлыгаш, окружил ее не только профессио­нальным уходом, но и человеческим теплом и заботой. Медсестры Карлыгаш, Алиям и Зейнап стали очень близкими людьми для нашей мамы, подарив ей свое внимание и любовь! Огромное спасибо и низкий поклон за труд, профессионализм, отношение к пациентам и человеколюбие! Вы каждый день спасаете жизни, позволяя вашим пациентам жить дальше, мечтать, радовать своих родных и близких! Огромное спасибо за то, что вы есть!»
Приятно читать такие строки. Но что парадоксально: люди платят деньги в частных клиниках и при этом просят написать врачу благодарность! А вот весточек с благодарностями в адрес медиков, которые работают в государственных медучреждениях, мы давненько не получали. Почему? Ведь там, кажется, получают бесплатную помощь. Или за кулисами события, имя которому «излечение», мзда все-таки взимается? А потому не остается у человека желания еще и в социальных сетях писать теплые слова о спасителях? Или эта самая помощь оказывается пациенту в таком непотребном виде, что пропадает желание сказать врачу, медсестре, санитарке простое человеческое спасибо?
Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА