Диагноз: самоотравление

Дежурный по городу

Сотни котельных с двумя гигантскими ТЭЦ, частные подворья с банями, коммерческие банные комплексы, кафе и рестораны с мангалами, грилями, барбекю… Добавьте к ним сезонные кострища, полыхающие сухостоем на огородах и в садах, и получите 20 процентов из всех имеющихся в Алматы загрязнителей окружающей среды. Вопрос, на чью долю выпадают остальные 80 процентов, имеет однозначный научно обоснованный и проверенный учеными ответ: автотранспорт!

28 002

Многие удивятся: неужели одна только труба ТЭЦ не перекроет выбросами выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания? По количеству пара и видимых частиц копоти, возможно, ТЭЦ и будет в лидерах, но по вредности изрыгаемое печами котельных с вылетающим из выхлопных труб авто не сравнится. И уж, конечно, пагубное воздействие «останков» соляры и тем более бензина ни в какие ворота ни одного учреждения здравоохранения не входит. Именно от выхлопа несгоревших до конца частиц автомобильного топлива у современного человека случаются самые злостные недуги. Факт не только доказанный, но, к сожалению, уже и очевидный.
В суверенное время к стремительному росту автотранспорта в Алматы также стремительно приближаются локальные печи: содержателям офисов гораздо выгоднее иметь собственную мини-котельную, чем платить обременительную плату по тарифу АлТС.
– Начало 2000-х, – говорит председатель Союза автомобилистов страны Эдуард Эдоков, – характеризовалось насыщением страны, в первую очередь Алматы, автомобилями, от которых избавлялись в Европе и США. Уже тогда эти машины представляли угрозу для окружающей среды. Но в нашей развивающейся стране об этом почему-то «забыли» и беспрепятственно пропускали немецкий шрот и американских кое-как восстановленных «утопленниц» на улицы городов и сел.
По последним данным, в Алматы зарегистрировано около 570 тысяч автотранспортных средств, пожирающих ежедневно сотни тонн горючего. С сентября по июнь эта цифра почти удваивается за счет транзита и студентов, вернувшихся с каникул! Даже если двигатели этих машин работают идеально, в атмосферу выпадает несколько десятков тонн несгоревших частиц бензина и соляры.
– Но мы же не утописты, – продолжает тему разговора член Общественного совета города Ерлан Смайлов, – и прекрасно понимаем, что львиная доля наших авто – давно отработанный материал, и дымят они, что называется, не по-детски. Если не прекратим приветствовать шрот – задохнемся в собственном автоизобилии…

Экологический щит и карающий меч
Есть у нас средства защиты от, извините, машин, воняющих бензиновыми парами, выбрасывающими в атмосферу СО СН – так называется по-научному выхлопной газ – и дымящих дизелей?
– Частично мы эту проблему начали решать в 2010 году, выставив на всех въездах в город стационарные экологические посты полиции, – рассказывает начальник местной полицейской службы ДВД города Алматы подполковник полиции Жасулан Байкенов. – Сегодня вокруг мегаполиса в круглосуточном режиме работает 10 подобных точек. Ежесуточно на службу здесь заступают укрупненные наряды из двух сотрудников местной полицейской службы и бойцы СОБР.
В обязанность нарядов включена не только проверка на дымность и СО СН. Они работают по полному раскладу: предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения, проверка технического состояния, наличия документов. В случае необходимости осуществляют досмотр транспортного средства и выявляют другие правонарушения. В общем, выполняют весь комплекс мероприятий по соблюдению законности на проезжей части и на вверенной под охрану территории.

На восточном направлении
Чтобы увидеть самим и рассказать вам о службе офицеров МПС на экологических постах, мы отправились на въезд в город со стороны Енбекшиказахского и Талгарского районов Алматинской области. Именно здесь, на Кульджинской трассе и Талгарском тракте, находятся автомобильные ворота Алматы. Здесь несут службу подчиненные майора полиции Бауыржана Кикибая. Он – командир взвода из полка дорожной полиции, в штате которого в том числе и дорожные инспекторы Медеуского РУВД .
…Условия для дежурства, скажем прямо, не самые худшие – крыша над головой с кондиционером, компьютер, столы и стулья. Прилечь негде, равно как и принять пищу: бытовой блок на экопостах отсутствует.
– Тяжеловато 12 часов без горячей еды и хотя бы одного часа отдыха лежа? – сочувственно спрашиваем служивых.
В ответ:
– Чай иногда можем согреть… А лежать некогда…
…Нескончаемым потоком мимо нас проносится фыркающая глушителями и ревующая мощными двигателями автоколонна в три ряда. Из тысяч машин инспектор на свой взгляд выбирает ту, в чистоте сгорания топлива которой не уверен. Далее следует минутная проверка: датчик – «под хвост» холостые, потом средние, затем вновь холостые обороты двигателя, и на экране высвечивается цифра – условные единицы выброса. Если они превышают установленную в нашем городе норму выброса вредных веществ, автотранспортное средство, а это может быть как легковой автомобиль, так и многотонный грузовик, независимо от ведомственной принадлежности, останавливается, на водителя составляется административный протокол – для начала штраф 3 МРП. (Потом, если этот автомобиль подвергается проверке во второй и третий раз, а СО, СН так и не соответствует норме, сумма штрафа увеличивается до 5 МРП.)
– За смену инспекторы выявляют не менее десяти автомобилей с превышением нормы выхлопа СО, СН бензинового двигателя или чрезмерной дымностью дизеля, – рассказывает майор Бауыржан Кикибай. – Только по нашему району на двух экопостах за восемь месяцев этого года выявлено 4770 таких транспортных средств и 106 не прошедших обязательный техосмотр, что является предпосылкой к загрязнению окружающей среды. Их водители привлечены к адмответственности.

Воздушная тревога
На вопрос, скольких водителей и хозяев чадящих черным дымом автобусов оштрафовали и заставили привести общественный транспорт в нормальное состояние, последовало неловкое объяснение:
– Без проведения анализа выхлопа мы не имеем права применять санкции к водителю…
– Так вот почему на алматинских улицах экоконтроль за транспортом отсутствует! – только и оставалось воскликнуть журналистам.
Значит, нам в редакцию почти ежедневно звонят читатели и требуют навести порядок на городских магистралях – именно по ним с хриплым рыком ездят старенькие автобусы из Кореи и Китая, встречаются и европейские, списанные там и восстановленные здесь мерседесы, а те, кто обязан этот порядок защитить, отмалчиваются?!
– Никак нет. О том, что передвижные экологические лаборатории алматинским полицейским крайне нужны, ведь город входит в число загрязненных мегаполисов мира, мы, экологи, говорим давно, – вступается за офицеров МПС представитель Общественного совета города Алматы Думан Капасов. – Об этом говорилось и на недавнем заседании общественного совета. Как оказалось, в ближайшее время в МВД РК не предусмотрено увеличение штатной численности и бюджета ДВД. Со своей стороны городские власти готовы увеличить финансирование экологических подразделений, но все упирается в ведомственную принадлежность, распределение властных функций, прав и обязанностей сторон.
Короче говоря, пока что решение этого вопроса, как мы поняли, – прерогатива МВД, у которого нет ни дополнительных штатных сил, ни заведенных в бюджетную строку средств, но есть права по проверке транспорта и применению штрафных санкций. У гражданских экологов есть средства, но нет административного рычага.

Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора