Дискуссия вокруг КСК…

Как нам реорганизовать КСК? Обсуждение этой злободневной темы не оставляет горожан равнодушными

4 001

Как нам реорганизовать КСК? Обсуждение этой злободневной темы не оставляет горожан равнодушными. Чиновники акиматов всех уровней не только в нашем городе, но и по всей стране продолжают решать конфликтные ситуации, чаще всего случающиеся в звене «руководитель КСК – квартировладелец». Очередное изучение предложений по этому поводу проходило на недавних общественных слушаниях и продолжается на страницах «Вечерки».

На этот раз свое видение путей дальнейшего существования в системе ЖКХ и о проблемах, с этим связанных, высказал постоянный участник круглого стола при Общественном совете города Алматы, независимый юрист Эльдар Еренчин.
Итак, общественник предлагает:
1. КСК и его исполнительный орган обязаны создавать электронную базу сканированных документов в офисе КСК и в безусловном порядке предоставлять возможность любому члену кооператива скопировать базу первичных документов либо копию на бумажном носителе за счет заявителя по цене до 1/200 (одна двухсотая) МРП.
2. Установить законодательно балльную систему оценки работы как самих КСК (управляющих организаций), так и их руководителей. В законе должна быть установлена шкала оценки судебных решений, вынесенных в отношении указанных лиц (самого КСК и/или его первого руководителя). Например, если председатель КСК препятствует деятельности ревизионной комиссии, он «зарабатывает» 5 баллов; не регистрируют обращение собственников квартир – 1 балл; не отчитывается по дому – 3 балла; не отчитывается на общем собрании членов КСК – 5 баллов; в делах имеются недостоверные документы – 10 баллов. Набрал первый руководитель в итоге, скажем, 10 баллов, добро пожаловать в «стоп-лист» – пожизненный недопуск к работе в КСК (управляющей компании), а также недопуск для самого такого КСК (управляющей компании) к обслуживанию собственников квартир.
3. Необходимо ввести режим денежных средств, вносимых собственниками квартир (членами КСК) в кооператив: сохраняется ли на них право собственности или нет? Если КСК – управляющая организация, то под ее управлением должно находиться не только общедомовое имущество, но и денежные средства, вносимые собственниками квартир (членами КСК) на содержание имущества. Данный подход позволит повысить уровень защищенности денежных средств от присвоения и растраты, поскольку в правовом смысле потерпевшим от недобросовестных действий управленца можно будет признать любого собственника помещения. Отсутствие данного положения затрудняет механизм уголовного преследования злоумышленников: обратиться в правоохранительные органы от имени КСК может первый руководитель, а будет ли он обращаться в полицию с заявлением на себя самого? Конечно, нет. Поэтому затруднительна квалификация деятельности недобросовестного управленца, например, по статье 250 УК РК (злоупотребление полномочиями). В этой же плоскости лежит и вопрос об ответственности за нецелевое использование денежных средств.
4. Если установлено требование участия квалифицированного большинства в письменном опросе (2/3 от общего числа), то необходимо установить компенсационно-стимулирующие механизмы для содействия таким высоким количественным показателям. Поэтому необходимо установить законодательно и отразить в типовом уставе КСК повышающий коэффициент к утвержденному тарифу РСЖ (расходы на содержание жилья) к лицам, которые по неуважительным причинам не участвуют в собраниях и письменных опросах (как членов КСК, так и собственников квартир). Также необходимо установить законодательно и в типовом уставе КСК предельный срок проведения письменного опроса и материальную ответственность на собственников квартир, не принимающих участие в собраниях и/или в письменном опросе с применением повышающего коэффициента по РСЖ на один календарный год.
5. Установить законодательно и отразить в типовом уставе КСК привязку тарифа РСЖ к МРП. Например, можно установить тариф в размере 1/60 от МРП с единицы площади, что составит в настоящее время около 35,35 тенге с единицы площади. В данном случае необходимо также учесть дифференцированный подход по типу домов, году ввода дома в эксплуатацию, общей площади помещений, доли коммерческих помещений и т. д.
6. Установить законодательно и отразить в типовом уставе КСК членство в КСК по умолчанию для каждого собственника помещения, однако каждый новый собственник помещения должен письменно уведомить КСК о факте смены собственника, сообщить данные о себе, контактный номер телефона и адрес электронной почты (при наличии таковых).
7. Установить законодательно обязанность для аудиторов или аудиторских организаций (палат) осуществлять ежегодный аудит КСК бесплатно или по минимальным ставкам (по аналогии с услугами адвокатов).
8. Установить законодательно запрет для КСК расходовать денежные средства КСК на услуги юристов в судебных разбирательствах с участием собственников квартир или членов КСК. Обязать председателя КСК лично представлять КСК в судебных заседаниях. Установить, что КСК может пользоваться юридической помощью кого-либо из своих членов на безвозмездной основе.
9. Законодательно утвердить право КСК взыскивать с собственников квартир задолженность по РСЖ под условие исполнения КСК в полном объеме всех требований (стандартов) прозрачности и подотчетности своей деятельности. Исключить из действующей редакции ГПК РК приказной порядок взыскания задолженности с собственников квартир по РСЖ. Установить общий срок взыскания задолженности – три года.
10. Установить законодательно и отразить в типовом уставе КСК право собственника квартиры (члена КСК) осуществлять свои права в полном объеме независимо от факта или суммы его задолженности перед КСК по РСЖ.
11. Установить законодательно и отразить в типовом уставе КСК положение о том, что собрание собственников квартир какого-либо многоквартирного дома не может быть проведено, если собственникам квартир этого дома предварительно не были предоставлены для ознакомления и копирования все и любые материалы, необходимые им для принятия решения по повестке дня собрания.
Также является необходимым и насущным упорядочение судебной практики в целях повышения уровня правового сознания у населения по вопросам ЖКХ. В частности, необходимо издание Верховным судом РК тематического нормативного постановления с обобщением практики рассмотрения дел по вопросам КСК в частности и ЖКХ в целом, а также касательно доказательств и доказывания в гражданском процессе.
От редакции. Эти и другие предложения (в расширенном варианте их 53 пункта) были зачитаны и запротоколированы на общественных слушаниях, а также переданы в Общественный совет города для выработки и внесения изменений и дополнений в Закон РК «О жилищных отношениях». Кандидатура независимого юриста Э. Еренчина по предложению большинства участников слушаний была включена в состав обновленной рабочей группы по проблемам КСК при Общественном совете города Алматы.
Тем не менее, если вы с чем-то не согласны, у вас есть свое видение решения создавшегося в системе ЖКХ положения – ждем ваших откликов.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА