Домами должны управлять профессионалы

Дискуссия вокруг КСК...

Дискуссия вокруг КСК, развернутая настойчивыми членами Общественного совета города, продолжается. Более того, судя по письмам, приходящим в редакцию, она становится все жарче. Вот мнение нашего автора – члена комиссии городского совета ветеранов Аблимита Джаппарова.

Недавно в Алматы прошла региональная конференция на тему «Развитие ЖКХ на основе применения эффективных методов управления, внедрение инноваций энергоресурсосберегающих технологий», организованная АО «Казахстанкий центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства».
Этот же вопрос рассматривался на октябрьском заседании Общественного совета города с участием представителей государственных органов, общественности и городской администрации. Были обсуждены различные методы модернизации управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Городской совет ветеранов в свое время вносил предложение по примеру России и западных стран в нашем мегаполисе организовать районные управляющие компании на основе частного и государственного партнерства вместо устаревших КСК. Одним из факторов, говорящих в пользу таких компаний, является то, что они могут укомплектовать аппарат грамотными инженерно-техническими кадрами, экономистами, умеющими анализировать деятельность жилищно-коммунального хозяйства, опытными юристами.
Сегодня председателями КСК зачастую избираются бывшие учителя, работники торговли и т.п., то есть те, кто плохо знают схемы и инженерно-технические характеристики многоэтажных жилых домов, не могут выполнить аналитическую работу, занимаются, как говорится, латанием дыр, а это в перспективе плохо отражается на состоянии жилого фонда города.
В рутинной работе председатели КСК не в состоянии выделить актуальные вопросы и решать их через компетентные организации.
Например, ПКСК «Тулпар», состоящий из одного девяти­этажного дома, находится в договорных отношениях с аварийной службой при АО «АлТС», которой ежемесячно платит около ста тысяч тенге. Аварийная служба не часто заглядывает в ПКСК: нет аварий – нет надобности посещать.
Анализ показывает, что за 2015 год аварийная служба выполнила бесплатную работу в виде замены вставок в электрощитовых ящиках, заварки свищей в трубопроводах, замены муфт, сгонов, отдельных отрезков водопроводной трубы, прочистки канализационных труб на общую сумму от силы двести тысяч тенге, а перечислено аварийной службе в виде абонентской платы около миллиона двухсот тысяч тенге. Выходит, отданный аварийной службе почти миллион тенге оказался бестоварным.
Можно ли избежать излишней траты? Думаю, можно. Для этого ПКСК надо заключить договор только на аварийный ремонт с оплатой за конкретно выполненную работу. Службы, выполняющие срочные работы, имеются.
Далее. В ПКСК в течение шестнадцати лет со дня его организации в штате было три человека – председатель, бухгалтер и дворник. После переизбрания председателя в штат добавили еще мастера в помощь председателю. Это нерационально. Было бы целесообразным организовать, скажем, при АО «АлТС» краткосрочные платные курсы по пуску и отключению отопительной системы, подаче и отключению горячей и холодной воды, электроэнергии с выдачей лицензии по окончании курсов. Мастера КСК, прошедшие эти курсы, в основном обслуживающие по одному дому, при аварийной ситуации могли бы приостановить аварию, произвести необходимый срочный ремонт с оплатой и запустить линию.
В данном случае деньги, оплачиваемые аварийной службе в виде абонентской платы, остались бы в ПКСК и та зарплата, которую получает мастер, была бы оправданной.
АО «АлТС» одной из причин разночтений в начислении за тепловую энергию указывает, что потребитель и поставщик снимают показания ИПУ (индивидуальные приборы учета) в разные дни месяца. Чтобы исключить разнобой, первичная организация ветеранов предлагала ПКСК протокольно согласовать с поставщиком и определить единый день снятия показаний ИПУ и ОПУ (общедомовой прибор учета) тепла, довести это до сведения жильцов дома, однако эта нетрудная работа так и осталась невыполненной.
В доме установлены общедомовые счетчики тепла. ПКСК имеет возможность ежемесячно анализировать и проверять правильность начисления по дому за отопление и горячую воду. К сожалению, такая работа тоже не проводится.
Как видно, при наличии опытных, грамотных специалистов подобные вопросы решались бы безотлагательно. А такие специалисты могут быть сконцентрированы в районных компаниях.
Если у вас есть свое мнение по этому и другим вопросам, связанным с улучшением деятельности городского ЖКХ, – милости просим на страницы нашей газеты.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА