ПОТРЕБСОЮЗ: Элемент питания

Алматинцы недовольны качеством общепита, а специалисты санэпидслужбы – безответственным поведением предпринимателей

– Анализ жалоб потребителей, мониторинг интернет-пространства, проведенный нашей организацией, выявил проблемные вопросы в сфере общественного питания, розничной торговли – говорит и. о. руководителя отдела защиты прав потребителей Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по Алматы Нурислам Каусан. – Социологический опрос алматинцев, проведенный в прошлом году, показывал, что потребительские права чаще нарушались в сферах обслуживания (73%). Нарекания поступали на некачественные овощи и фрукты (36 процентов), а также молочную продукцию (29 процентов).
Если говорить о товарах народного потребления, то люди чаще жаловались на некачественные одежду и обувь (39%), лекарства и медицинские изделия (38%). Замыкает круг не выдерживающая никакой критики бытовая техника. 30 процентов обращений касались несоответствия цены на ярлыке товара и выданном чеке. Покупателям частенько навязывали дополнительные товары. При этом люди сталкивались с откровенным хамством продавцов. Вместе с тем, по словам Нурислама Каусана, участились факты незаконных запретов на съемку в торговых центрах, на рынках, в магазинах и других местах торговой деятельности. Владельцы и работники торговых точек проявляют недопустимую агрессию в отношении потребителей, которые пытаются запечатлеть на камеру те или иные безобразия. А ведь именно право на фото- и видеосъемку правонарушения являются важным инструментом в защите прав потребителей помимо свидетельских показаний и документов, подтверждающих приобретение товаров или оплату за выполнение работ, оказание услуг.
Со своей стороны, руководитель санитарно-гигиенического отдела за пищевыми объектами Департамента охраны общественного здоровья Алматы Лариса Лян отметила, что в Алматы развелось много предприятий, которые допускают массу нарушений, в том числе в плане санитарно-гигиенических норм.
– Мы тоннами бракуем у них продукцию, выявляя в ней запрещенные химические вещества, и так далее. И, соответственно, снимаем ее с реализации, – говорит Лариса Борисовна. – Хотя функций у департамента стало больше, рычагов контролировать и сдерживать ситуацию с инфекционными и соматическими заболеваниями уже меньше. Сегодня у нас очень много ограничений в проверках. Мы должны регистрировать проверки в прокуратуру, а также заранее извещать о них субъекты предпринимательства. Это не делает их неожиданными.
Департамент охраны общественного здоровья Алматы сегодня не может планово проверить многие лечебные учреждения, детские сады, школы. В то же время организация завалена жалобами на разные виды шумов в основном от предприятий торговли и питания, расположенных на первых этажах жилых домов.
– Если раньше торговые точки мы проверяли в плановом порядке раз в год, то сегодня это запрещено, – продолжает Лян. – Проверке подлежат только те точки общепита, в которых свыше 50 посадочных мест. Но, как показывает практика, самыми крупными нарушителями являются такие мелкие объекты, как закусочные, кафешки и так далее. Количество нарушений там в разы больше. Если раньше мы регистрировали нарушения в 20–30 процентах таких объектов, то сегодня уже в 60–80 процентах.
Со своей стороны, Информационное агентство потребителей предложило провести конкурс «Защита прав потребителей в сфере общественного питания». Его поддержали Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и газета «Вечерний Алматы».
– Конкурс проводится в целях выявления и поощрения лучших предприятий общественного питания Алматы, добившихся высоких показателей в организации питания и культуре обслуживания населения, – говорит директор Информационного агентства потребителей Руслан Иванов. – В нем могут участвовать предприятия общественного питания различных форм собственности нашего города. Это ресторан, кофейня, бар или столовая, предприятие быстрого питания, столовая на промышленном предприятии. Для участия в конкурсе участники должны представить следующие документы: заявку по установленной форме, копии книги отзывов и предложений, журнала проверок, меню и прейскурантов (за любые две недели 2018 года); фотографии фасада предприятия и торгового зала, производственных помещений, работников производства и обслуживающего персонала.
При определении победителей будут учитываться ассортимент и качество меню и прей­скурантов, предлагаемых предприятием, и культура обслуживания. Также будет принято во внимание соблюдение правил оказания услуг общественного питания, действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, наличие жалоб и обращений покупателей.
В целях выявления и поощрения лучших предприятий торговли, добившихся высоких показателей в организации торговли и культуре обслуживания населения, мы также инициировали специализированный городской конкурс «Защита прав потребителей в сфере торговли». Участвовать в нем могут предприятия розничной торговли (гипермаркеты, универсамы, супермаркеты), универмаги, специализированные магазины, магазины товаров повседневного спроса и с комбинированным ассортиментом товаров. Подробности можно будет узнать на нашем портале в ближайшие дни. Победители конкурсов будут выбраны путем народного голосования на портале информационного агентства WWW.ZPPINFO.KZ.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ