Франкенштейн, сбежавший на Восток

Текущая неделя вновь напомнила, в каком неспокойном мире мы живем

Текущая неделя вновь напомнила, в каком неспокойном мире мы живем. Как сообщили многие интернет-издания, телевидение и радио, становится известно все больше подробностей о возникающих в Казахстане террористических угрозах весьма специфического характера.

Попытка повторить 11 сентября
«18 августа задержаны гражданин Кыргызстана и двое ранее судимых за общеуголовные преступления наших соотечественников, – сообщил в начале недели на брифинге в Астане сотрудник Антитеррористического центра КНБ РК Сакен Мынбаев. – На одной из сходок они избрали главарем ячейки гражданина Кыргызстана, распределили роли между остальными участниками группы. При этом один из наших граждан изъявил желание совершить самоподрыв. Для достижения большего резонанса ими рассматривались варианты терактов в местах массового скопления людей. Кроме того, они проводили разведку аэропорта в Талдыкоргане, изучая возможность угона гражданского или военного самолета для совершения резонансного террористического акта по аналогии с нападениями 11 сентября 2001 года в США».
Помимо этого, как рассказал Мынбаев, радикалы намеревались атаковать воинские части Пограничной службы и Минобороны, а также планировали физическое уничтожение высокопоставленных сотрудников силовых структур и представителей Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). У задержанных изъяты компоненты самодельных взрывных устройств и религиозно-экстремистские материалы.
Ранее, в июне, пресечена деятельность двух связанных между собой групп радикальных лиц, координация которых велась казахстанскими боевиками из-за рубежа. Они ориентировали своих исполнителей в республике на атаку российской воинской части около Балхаша. Эти планы были сорваны специальной операцией, во время которой арестованы восемь человек. Одного взять не удалось – он совершил при задержании самоподрыв.
По словам представителя антитеррористического центра, еще одна банда по заданию зарубежных командиров намеревалась совершить масштабные акты терроризма не только на территории Казахстана, но и в Москве по примеру парижских событий в ноябре 2015 года. «В феврале пять человек из этой группировки задержаны в Астане и в последующем осуждены за участие в террористической деятельности, – уточнил Сакен Мынбаев. – Среди них граждане Казахстана, России и Таджикистана».
Напомним: 11 сентября 2001 года самая крупная террористическая атака на США была совершена смертниками, захватившими четыре пассажирских самолета и направившими их на небоскребы Международного торгового центра в Нью-Йорке и на Пентагон в Вашингтоне. Три авиалайнера достигли целей, в результате чего погибли более 3 тысяч человек из 80 стран. Крупнейшими за всю истории Франции стали шесть терактов, совершенных 13 ноября 2015 года в Париже и его пригороде, в том числе возле спортивной арены «Стад де Франс». Жертвами оказались более 150 человек. Ответственность за их убийство взяла на себя небезызвестная группировка ИГИЛ, назвав его «11 сентября по-французски»).
КНБ также распространил информацию о завершении расследования самой масштабной в истории независимого Казахстана террористической атаки 5 июня текущего года в Актобе. Там 25 человек напали на два оружейных магазина и военную часть. В результате семь военнослужащих и гражданских лиц погибли, 18 ранены.
Для расследования этого преступления было возбуждено 77 уголовных дел. Вывод следствия: нападение в Актобе произошло под идеологическим влиянием и по призыву выступающего под именем шейха аль-Аднани представителя ДАИШ (второе и более новое название ИГИЛ) совершать теракты именно в священный для мусульман месяц Рамазан.

Разрешение взорвать КНБ
В начале этой публикации мы упомянули, что проявления терроризма в Казахстане специфичны. На это обращают внимание и силовики, и мусульманское духовенство. Специфика в том, что практически во всех террористических атаках и их разоблаченных попытках за последние годы в Казахстане прослеживается след салафитов – приверженцев одного из восточных религиозных течений.
Например, тревожный звонок раздался еще летом 2007 года в Шымкенте, где боевики готовились взорвать местный департамент КНБ. Их своевременно обезвредили, обнаружив у террористов не только план здания департамента и список его сотрудников с домашними адресами и телефонами, но и фатву – религиозное разрешение на казнь работников спецслужб. Выяснилось, что шымкентские экстремисты причисляют себя к «джихадистскому крылу салафитов», а его ответвления действуют не только в Шымкенте, но и в других регионах республики.
В дальнейшем влияние и участие салафитов в опасных деяниях в Казахстане обнаруживалось с настораживающей частотой. Один из последних по времени примеров – трагедия в Алматы 18 июля текущего года, когда от выстрелов в центре города погибли четверо полицейских и двое гражданских лиц.
Как доложил в тот же день на экстренно созванном Нурсултаном Назарбаевым заседании Совета безопасности председатель КНБ РК Владимир Жумаканов, стрелял Руслан Кулекбаев 1990 года рождения, дважды осужденный и отбывавший наказание в колонии, где близко сошелся с преступниками-салафитами.
«Куда бы ни пришла эта идеология, она принесла с собой множество бед, – отмечал за месяц до кровавых событий в Актобе в интервью сайту «Ислам СНГ» казахстанский исламовед Еркинбек Шокай. – Сколько крови ни в чем не повинных мусульман было пролито?! Если три века назад они называли себя ваххабитами, то по прошествии времени они поменяли название на салафия. А так это одно и то же зло... В нашей стране запретили деятельность «Таблиги Джамаат» и ИГИЛ по решению суда. Салафизм также является опасной идеологией, и я думаю, пришло время принять решение и по ней».
«У нас в стране более 600 осужденных террористов, подавляющее большинство из них идентифицирует себя с салафитами, – отмечал после терактов в

Актобе в интервью сайту
islam.kz теолог Аскар Сабдин, директор действующего при поддержке муфтията Казахстана консультативно-реабилитационного центра «Ансар». – Если мы говорим, что нужно бороться с причинами терроризма, а не только с его последствиями, то эти теракты должны стать причиной принятия волевого политического решения о запрете идеологии салафизма. Государство должно принять решение о запрете идеологии салафизма».
«Я считаю, что это течение в нашей стране необходимо запретить, – подчеркнул 29 августа в репортаже Almaty TV представитель ДУМК в Алматы Бауыржан Алиулы. – Сторонники салафизма не признают ни законы, ни государственные программы, ни обычаи и традиции нашего народа. Я считаю, что, если сейчас не остановить это течение, в дальнейшем оно может навредить развитию нашего общества».
Что же такое салафизм и кто такие салафиты?

Пробуждение «спящих агентов»
Разведке и читающей детективы публике известно понятие «спящий» или «законсервированный» агент. Это человек, завербованный спецслужбами, но после этого месяцы, годы, а иногда и десятилетия живущий обычной жизнью. Он прилежно работает, заводит друзей, семью и детей, исправно платит налоги и законопослушен во всем остальном, подчас не имеет вредных привычек и религиозен, если позволяют доходы – вносит пожертвования на благие дела. Но наступает час икс, раздается команда из «центра» – и этот добропорядочный гражданин беспрекословно выполняет приказы: от сбора секретной информации до диверсий и убийств.
Так вот салафитов специалисты в области религиозного экстремизма и терроризма сравнивают именно с подобными «спяще-законсервированными» агентами. Разница в том, что если глубоко законспирированные шпионы получают солидное вознаграждение, то салафиты после «пробуждения» в большинстве своем вступают на опасный путь за идею по идеологическим мотивам своего толкования ислама.
Весь вопрос, что это за идеология и какова идея. В основе салафизма лежит убеждение, что современный ислам настолько отошел от своих истоков, что его надо «спасать» буквально любыми способами. Салафиты мыслят свою версию ислама как очищенную от всего мирского, а значит, единственную имеющую право называться этой религией.
Они отрицают любую идентичность (этническую, культурную, гражданскую), кроме мусульманской. Приверженцы учения подразумевают себя как особый отдельный народ и не приемлют инакомыслия, им неведомы веротерпимость и демократия.
Вот мнение о салафитах со­трудника Института этнологии и антропологии Российской академии наук Ахмета Ярлыкапова: «Государственный аппарат этими людьми не принимается, так как, по их мнению, все государства основаны на человеческих законах, а не божественных. Для салафитов важно, чтобы на земле восторжествовали законы Бога. Именно поэтому они выступают против конституций и светских законов. Часто они, особенно радикальные группы салафитов, выступают за то, чтобы свергнуть нынешние правительства и изменить суть государства. Для них аксиома – государство должно быть основано на законе Бога, то есть на Коране. Коран для них – конституция, а земные законы, придуманные человеком, не являются для них авторитетными».
Но если салафиты – агенты, то чьи, кто прерывает их «сон»? Это, пожалуй, самый интересный и важный вопрос темы.
Теологи и историки относят салафизм к одному из древних религиозных течений, возникших в IV веке нашей эры. В силу своего почтенного возраста у него, как и у ответвлений в других, нежели ислам, религиях, возникли свои «чада». И, как бывает в семье, не все они оказались послушными и уважительными к старшим. Такие из них, как ваххабизм, джихадизм, такфиризм и другие, взяли от «отца» лишь неприятие новаций и озаботились далеко не только духовно-идеологической сферой.
Например, основой такфиризма стало... обвинение целых мусульманских общин в отходе от основ ислама и вообще в неверии в Аллаха – куфр. Учение одного из главных идеологов такфиризма египетского проповедника Мустафы Шукри, основанное на поверхностной интерпретации священных текстов, гласило, что весь мир впал в джахилию – первобытное невежество, ибо не осталось «истинных» мусульман, конечно же, за исключением последователей Шукри. Он объявил всех остальных мусульман «неверными», а единственным наказанием для них – смерть.
В начале 1970-х годов появилась первая независимая организация такфиристов – «Общество мусульман», которая также известна как «ат-Такфир ва аль-Хиджра» («Обвинение в неверии и переселение»). Ее члены захватили в заложники министра по делам религии Египта Мухаммеда ад-Дахаби и убили его из-за отказа освободить своих сторонников из тюрем.
Для такфиристов, как и их «отцов» салафитов, неприемлема демократия. Даже участие в выборах и голосование в глазах такфиристов может стать «доказательством» для вынесения сурового приговора. Все не «истинно верующие» считаются такфиристами «кафирами», которых надо убивать. В этом такфиристы ничем не отличаются от «Красных кхмеров» в Камбодже, «Сияющего пути» в Перу или апологетов «культурной революции» в Китае.
Рьяными распространителями такфиризма-джихадизма стали «Аль-Каида», «Кавказский эмират», «Союз исламского джихада» «Джамаат исламийя», «Исламское движение Узбекистана» и другие экстремистско-террористические организации. Такфиризм является основной частью идеологии ИГИЛ-ДАИШ и служит оправданием для геноцида «заблудших» мусульман и уничтожения немусульман.
Салафиты стали кузницей кадров для такфиритских бандформирований, которые почти все примкнули либо к «Аль-Каиде», либо к ИГИЛ-ДАИШ. Это обусловлено тем, что идеологически такфиризм – это практически и есть салафизм, и наоборот. Обладая в XXI веке уже немалыми организационно-финансовыми ресурсами, такфиристы и иже с ними превратили салафизм и его приверженцев в благодатную почву для пополнения своих рядов.
...Кто такой Франкенштейн? Человекоподобное чудовище, рожденное дьявольским экспериментом, – ответит большинство наших современников, знакомых с этим именем. И ошибется. Изначально Франкенштейн – фамилия главного героя, молодого ученого Виктора из романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», изданного в 1818 году и с 1910-го до середины 2000-х экранизированного более 60 раз.
Именно кино с TV без малого за столетие перевернули роман с ног на голову, смешав образы создателя и порожденного им монстра. В романе Виктор Франкенштейн, увидев, кого он синтезировал, настолько испугался, что обратился в бегство, не успев дать имя ужасному детищу...
Салафизм – восточная идеологическая модификация доктора Франкенштейна. Его порождениями стали ваххабизм, джихадизм, такфиризм и прочие радикально-воинствующие течения, извращающие ислам и представляющие угрозу для мира, включая мир мусульманский. Вправе ли Казахстан, по сути, предоставлять убежище такому «франкенштейну» на своей земле?
Аманбек СЕРИКБАЙ