К сведению пассажиров

Дежурный по городу

Что делать, если с карты «Онай» незаконно были сняты деньги?

– Столкнулся с нехорошей ситуацией, связанной с контролерами «Онай», – сообщает пользователь Facebook Евгений Маклаков. – Я говорю о повторном снятии денег при проверке оплаты с помощью карточки. Этот факт я могу подтвердить. У меня есть привычка следить за всеми транзакциями по любым моим счетам и картам. Я был рад, когда узнал, что «Онай» запустил бота для Telegram для оповещения о снятии и пополнении баланса. Данная система и помогла мне увидеть двойное снятие за один проезд.
Так, утром 19 марта я сел в автобус маршрута № 79. При входе сразу же приложил карту «Онай» к терминалу. Оплата прошла успешно. Через две остановки ко мне подошел кондуктор, представившийся контролером, и попросил мою карточку для проверки. У него не было ни формы, ни бейджика. Кондуктор взял ручной терминал у водителя и пошел по салону проверять карточки. Приложил он и мою карточку к ручному терминалу, затем вернул обратно. Через минуту мне приходит от бота Telegram сообщение, что за данный проезд с меня сняли два раза по 80 тенге. Когда я показал эти сообщения контролеру, он вернул мне деньги, но уже наличными.
То есть получается, что если бы мне не приходили сообщения о снятии, то я бы даже не знал, что я проехал не за 80, а за 160 тенге? Считаю, что это грубое нарушение, а не сбой в системе и с этим надо разбираться. Хорошо, что у меня есть оповещение и мне вернули деньги, а что делать людям, которые даже не подозревают о том, что с них снимают лишние деньги?
Чтобы не быть голословным, Евгений Маклаков приложил к своему посту в Facebook сообщения от официального Telegram-бота системы «Онай».
– Как тогда я могу доверять контролерам, если допускаются такие вещи? – задается справедливым вопросом Евгений. – Выходит, лучше платить наличными? По крайней мере, так я не буду обманут. Но, если честно, не хотелось бы снова переходить на наличный расчет. С карточкой очень удобно. Я ею пользуюсь с самого начала и всегда сомневался, когда слышал от людей о двойном снятии, пока сам с этим не столкнулся.
«Дежурный по городу» обратился в службу контроля системы электронного билетирования «Онай». Вот какой ответ мы получили:
– Устройства контролеров не могут снимать деньги с транспортных карт, – поясняют специалисты. – К сожалению, подобные махинации происходят по вине кондукторов, которые пользуясь ручными терминалами для регистрации поездок, под видом проверки взимают двойную оплату. По всем подобным обращениям ведется проверка, гражданам возвращаются неверно списанные деньги, а также мы пишем официальное письмо руководству автопарка, чтобы они приняли соответствующие меры к своим сотрудникам.
К сведению пассажиров: контролеры имеют специальные отличительные знаки – форму, в данном случае форма зеленая, так как на всех маршрутах автопарка ТОО «GreenBusCompany» работают контролеры этой компании, они не являются сотрудниками оператора электронного билетирования «Онай». У контролера должен быть бэйдж с персонифицированным номером и Ф.И.О.
С помощью ручных терминалов можно зарегистрировать проезд электронной транспортной картой в случае, если стационарные терминалы временно не функционируют по какой-либо причине. Что же касается отслеживания транзакций по карте, то это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте onay.kz. Зарегистрировавшись в личном кабинете, вы сможете отслеживать абсолютно все транзакции по своей карте. Также о транзакциях по карте сообщает бот «Помощник «Онай».
Отсюда рекомендация всем пассажирам общественного транспорта: не передавать свою карту третьим лицам без опознавательных знаков и бэйджей с указанием личных данных.
«Дежурный по городу» напоминает всем горожанам еще раз: кондуктор – это не контролер, пассажир, оплативший проезд через терминал, давать им свою карточку «Онай» «на проверку» не обязан.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА